Перед конференцией мне очень хорошие люди перевели пару небольших текстов с немецкого. Так как немецкий - не самый распространенный язык в нашем сообществе, делюсь переводами.
1. всеми любимый Хелмке, 1829 год.
"Котильон - танец, разновидность Кадриля, где собственное разнообразие туров и также некоторые вольности придают ему собственные формы.
Как правило, встречаются от 12 до 24 пар в одном танце. Он захватывает, однако вредит здоровью, превосходя в этом быстрым вальсам.
Танцевать его не следует более 1 часа. К тому же, музыканты могут посчитать не обязанными вам играть более одного часа. Они могут потребовать вознаграждения (за дальнейшее продолжение танца), но многого вам не стоит допускать (в отношении музыкантов), так как вы всё таки правы, и имеете право закончить танец, в особенности если у музыкантов есть хоть немного уважения перед Людьми из Высшего общества, что собственно говоря должно быть естественно."
(пер. Юлии Паткиной)
2. глава из книги Elfriede und Karl-Heinze Lange Modetanze um 1800 in Bekker's Tascehbuchern. 1791-1827. Berlin, 1984, pp.57-58
"Автор описывает в следующих различных высказываниях этот напевный танец. Его можно танцевать, как обычно, двумя парами, двойными вращениями (мельница) для 4 пар или большим кругом, когда мелодия- канон каждый раз должна исполняться «активными» танцорами в 4-х частной гармонии.
Возможно использовать во время танца залог, который дают те, кто совершил ошибку во время танца (они могут быть оштрафованы за ошибки).
Название котильон, по-видимому, появилось в конце 18 -го века, как одного из видов кадрили. Во всяком случае, в книгах Беккера впервые это название упоминается между 1820 и 1823 годом, однако в этом источнике котильон обозначен как совершенно другой танец. С.Сакс пишет об этом: «…в течение 19 века котильон подвергался преобразованию. Он стал перемежаться с вальсом и другими танцами, и с коллективными играми; его круговые движения обогащались деталями (Сакс С. «Мировая история танца». - 1976. - С.284)
Танцевальный мастер Е.Д. Хельмке писал в 1829 году: « Этот танец, на самом деле, просто кадриль, но разнообразные переходы между турами составляют одну из его особенностей. Обычно в танце участвуют (выступают) от двенадцати до двадцати четырех пар» (Хельмке Е.Д.).
Котильон от 1820 и 1823 года и далее по А. Лаухеру исполняется с 12 парами, для котильона от 1820 года с 24 различными турами, от 1823 - с 38 турами. Музыка продолжается от двух часов (3/8 в первом котильоне, ¾ во втором) с использованием мелодии Вебера «Стрелок».
Структура танца в различные годы схожа. Приходят фантастические фигуры, как в рондо, переплетения, в сочетании с постоянно меняющимися комбинациями танцевальных пар (во все четные туры). В перерывах между танцевальными парами - вальсирование (все нечетные туры).
В рисунок танца включены различные переходы и участие игрового персонажа. Вот несколько примеров: «10 тур - кавалеры 1 + 7 ведут своих дам в середину, а все остальные господа делают тур вокруг «урны», две дамы выбирают господ для вальсирования, остальные возвращаются на свое место».
"18-й тур - 1-й кавалер ведет свою даму в центр танцевального круга, приглашая остальных кавалеров к танцу, однако сразу же снова возвращается за остальными (возможно подводя каждую даму к кавалеру?), под конец они готовы к вальсированию.
22 тур - Ставится в центре круга стул. Идет пара 1 и пара противоположная одновременно; 1 - ой парой выбираются кавалер для дамы и дама для кавалера. Одна из дам указывает место кавалеру на стуле, на котором он остается, пока его не выберут по жребию (не станет избранным).
Это уже было время блаженного вальса, это отменный танец предоставлял безграничные возможности для тех, кто умел танцевать. Однако Хельмке писал: « Этот танец забирает много сил и может навредить здоровью, так как требует быстрого вращения. Поэтому желательно танцевать не более часа и, по-возможности, медленнее. От музыкантов нельзя требовать, чтобы они играли более часа; они должны после игры отдыхать. Они, не смотря на точку зрения лиц более высокого ранга, имеют право закончить танцы».
Вышеописанный вид катильона в последующие десятилетия продолжал трансформироваться в сторону увеличения доли игровых моментов в ходе танца для того, чтобы была возможность отдыха. В играх использовались аксессуары, для производства которых даже возникла особая индустрия, что бы котильон стал еще более веселым танцем.
В «Практическом каталоге о котильонах и разновидностях карнавалов» котильон описывается « с наступлением котильона праздник становиться еще более ярким. Праздничность связана и с тем, что в ходе танца танцоры получают небольшие подарки (медали, ленты и сотни других красочных подарков), которые могут раздаваться как дары в храме и вызывают в у танцующих радость.
Котильон - танец продолжительный по времени и с подношениями. Участвующие пары занимают места на стульях, которые расставлены по окружности залы. В середине этого круга «распорядитель-аранжировщик» организовывает и направляет танец.
Как правило, каждый тур сопровождается коротким круговым танцем 6, 8 или 10 пар под управлением аранжировщика. Для вовлечения присутствующих в действие участники притопывают ногами (ударять ногами), касаются кого-либо и тот час передаются подарки.
Все начинается, как правило, с цветочного тура или тура вальса Штрауса, далее поочередно следует тур с подарками, тур с шапкой (шляпой). Для увеличения эффекта вставляется игровой тур, особенно к окончанию снежного бала, позитивное влияние которого никогда не подводило»
(перевод мамы Валентины Воробьевой)
И еще: в очередной раз предлагаю пользоваться общеупотребительной терминологией, и употреблять названия "котильон XVIII века" и "котильон XIX века", а не "котильон старого типа" и "котильон нового типа"