Тверь - город, знакомый для всех и одновременно не знакомый основной массе людей. Мы часто встречаемся с ним, но лишь по пути из одной столицы в другую: пять минут в Твери, за которые можно увидеть вокзал, старый и новый, и, если повезет, круглое депо николаевских времен.
Такую ситуацию нельзя было оставлять на произвол судьбы: город, столько раз виденный из окна поезда должен был быть посещен отдельно; что и произошло. Ранним утром на быстроходной пенопласточке уральско-немецкого производства я отъехал с Ленинградского вокзала.
Тверь, наложенная на карту Москвы
Тверь имеет свою предысторию: помимо окон поезда, мое знакомство с ней началось еще задолго до посещения: я много смотрел про неё в интернете. Всегда Тверь была особенным городом, выделяясь из прочих русских городов: началось всё с того, что Тверь чуть не стала столицей: сильное и могущественное тверское княжество отнюдь не собиралось уступать Москве право на собирание всех земель русских. После основания Петербурга Тверь стала самым крупным городом на главной магистрали страны из Москвы в СПб. Пожар 1763 года счастливо определил её как город с образцовой планировкой, задававшей пример многим сотням перепланированных под руководством Екатерины II городов.
Первая среди равных, главный провинциальный город России, Тверь счастливо дожила до революции, а затем и до Великой Отечественной. Восстановление города, побывавшего в руках немцев, тоже стало образцовым: Тверь стала одним из первых крупных городов, начавших отстраиваться вновь.
Казалось, так будет вечно. Но удача изменила городу вместе с распадом СССР: Тверь стала нищим регионом с депрессивной и разрушающейся экономикой - одним из беднейших субъектов РФ. Приезжая в Тверь, я ждал царства бедности и разрухи, жалкие остатки былого великолепия образцового некогда города, задававшего пример России, а потом и Советскому Союзу.
В принципе, это не совсем правда.
Забегая вперед, скажу: это я увидел. Но Тверь не такая однозначная и сторон бытия в ней гораздо больше, чем я предполагал тогда.
Традиционно отчет написан исключительно исходя из личных впечатлений и делится на несколько частей: город в целом, транспорт, городская среда (архитектура, благоустройство и образ города вообще). Объективные посты будут позжее.
Карта города, чтобы никто не заблудился (кликабельная)
Город в целом
Тверь расположена на впадении реки Тверцы в Волгу - классическая ситуация, на одной реке стоит куча других городов, а другая река носит имя города. Стереотипы нарушает река Тьмака: таким образом, город находится на пересечении трех рек и имеет аж две стрелки и кучу заречий: Заволжье, Затверечье и Затьмачье.
01. Панорама центра Твери из Затверечья (кликабельно)
В отличие от, скажем, Нижнего Новгорода, развернувшегося к Москве попой (со стороны Москвы у него Заречье), Тверь вполне себе гостеприимна, с центром со стороны Москвы. Также она, несмотря на обилие рек, пересекающих территорию, имеет хорошие межрайонные связи: город не распадается на несколько почти автономных территорий, как это есть, например, в Выборге или всё том же Нижнем.
Для меня было необычным наличие многочисленных "перекличек" между двумя берегами Волги. Створы улиц увязаны между собой, градообразующие оси не заканчиваются на берегу реки, а имеют отклик с противоположной стороны, что, несомненно, добавляет связности и цельности городской ткани, пусть даже и не физической (мосты), а эстетически-видовой.
В створе Студенческого переулка расположена башня Речного вокзалаЗато окраина постепенно распадается на отдельные "концы", дислоцирующиеся вдоль маршрутов общественного транспорта. Порой концы сливаются в сплошной район, довольно обширный, а иногда разделены довольно четко: промзонами, болотами, пустырями.
02. Речной вокзал на стрелке рек Волги и Тверцы.
Общественный транспортКак уже говорилось, Тверь имеет богатое наследие с лучших времен в виде всего, что только может пожелать себе провинциальный город: не только автобус, но и троллейбус и даже трамвай. Но всё это находится далеко не в самом кондиционном состоянии; впрочем, о том, что однозначно судить о Твери нельзя, я тоже говорил: полной деградацией, на удивление, это назвать тоже нельзя.
Трамвай.
Рельсовые электрические друзья человека появились в городе еще до революции: образцовому городу нужен был образцовый транспорт! Сеть стремительно развивалась, успешно переживая трудные времена: революцию, гражданскую войну, оккупацию немцев. После ВОВ трамвай восстановили, да так, что он стал образцовым для всего СССР.
Из всех четырнадцати республик приезжали командированные инженеры и работники ГЭТ, чтобы посмотреть на идеальную организацию работы трамвая. Чистые, новые и ухоженные Татры (одни из первых в Союзе) ездили по идеально уложенным путям, часто, быстро и без задержек.
Советский Союз кончился и о трамвае просто забыли. Парк вагонов старел и изнашивался, рельсы гнулись и коробились, не меняясь с восьмидесятых. Года два назад трамвай представлял собой печальное зрелище: ушатанные в край вагоны еле ползали по аварийному рельсовому полотну.
Система достигла дна: дальше деградировать было некуда, стоял вопрос: либо грохнуть трамвай полностью, либо провести масштабную реконструкцию. К великому удивлению, был избран второй путь. Силами депо уложены новые рельсы на довольно больших участках, впервые за тридцать лет закуплены новые вагоны. Вроде как стало лучше.
03. Красавец Ситистар, полностью низкопольный трамвай местного производства. Таких нет даже в Москве.
Тем не менее, о полной победе говорить не приходится: из некогда 18 маршрутов осталось лишь два, по всему городу уложены ржавые рельсы, по которым уже давно ничего не ходит (демонтировать тоже нет денег). Трамваи ходят с неприлично большими интервалами, до получаса, в салоне нет кондуктора, оплата идет водителю. Хотя все вагоны новые, либо капитально отремонтированные и покрашенные в фирменную ливрею, пути много где оставляют желать лучшего.
04. Речной трамвайчик. Пути действующие.
Троллейбус
Шиннорогатые друзья человека находятся в чуть более приличном состоянии. В Твери действует около пяти маршрутов троллейбуса, точнее сказать нельзя из-за постоянных перекраиваний маршрутной сети. Троллейбусы едут из отдаленных районов, после чего сходятся пучком на Советской и Новоторжской улице, а затем разъезжаются опять, уже в другом конце города.
05. Троллейбус на Староволжском мосту, близнеце моста Франца-Иосифа в Будапеште.
Подвижной состав не такой гламурный, как у трамваев, но зато они чаще ходят и в них есть кондукторы. Наполняемость троллейбусов чуть меньше трамвайной, встречаются и свободные сидячие места, но, в принципе, так и должно быть.
АвтобусыТак и не обкатал их, но судя по виду проезжавших мимо меня экземпляров, к муниципальным автобусам относятся хорошо.
Если говорить по чесноку, в Твери с муниципальным транспортом всё очень плохо. Несмотря на удобную и продуманную сеть маршрутов, новый и ухоженный подвижной состав и даже отремонтированные кое-где пути у трамваев, деградация налицо. Транспорт ходит очень редко, на остановках за редким исключением не висит ничего ни о номерах маршрутов, ни о интервалах движения, хотя по-хорошему, с такой частотой курсирования должно быть расписание.
Конечно, есть отдельные остановки, оборудованные не только вышеперечисленным, но и крупными схемами городского транспорта и прочими плюшками, но пока это точечные явления. Очень глупо стоять на остановке по полчаса и ждать вундервафельного трамвая, когда чуть ли не каждую секунду подъезжают маршрутки в ту же сторону.
Пока шайтан-арба реально удобнее именно за счет своего количества и вездесущности: конечно, трамваи и троллейбусы не должны ходить к каждому подъезду, обслуживая лишь магистральные линии, но для костяка общественного транспорта у них неподобающе большие интервалы.
06. Трамвай в Затверечье не ходит уже давно, а пути лежат.
Городская среда, благоустройство, характер города
Немного о благоустройстве
06. Тверская безысходность.Тверь прочно обосновалась на первом месте с конца в моем личном рейтинге чистых и благоустроенных улиц. Вот насколько медленно едет трамвай по лужам выше головки рельса, а скорость передвижения по городу пешком даже у такого здорового молодца в сапогах, как я еще меньше.
Практически вся Тверь - это огромный бугристый ледяной каток, кое-где залитый водой: тонким слоем, слоем по щиколотку, по стопу, по колено - на ваш вкус и чувство меры. В редких и весьма избирательных участках тротуара насыпано пара горсток песка. Поначалу я ходил медленнее, чем бабуля и таки немножко налил воды в ботинки, но уже под конец пребывания в городе скил быстрого перемещения по бездорожью появился даже с телефоном в руках.
07. Свежеотреставрированный храм Мины, Виктора и Викентия на фоне постапокалиптического дорожного пейзажа.
Но, еще раз повторюсь, Тверь не только такая, она сложнее. Насколько же?
Городская среда и лирическоеДолго я ходил по Твери и думал: она оказалась совсем не такая, какой я представлял её: депрессивным городом, полным безысходности и отчаяния, тихо погружающимся в небытие. Нет, такой образ входит в цельный образ Твери как одна матрешка в другую: всё это полностью применимо к городу, но рассказав только об этом, получишь однобокую и неполную картину.
08. Конец трамвайных путей на ул. Советская.
Тверь - город противоречий. И не в маркиситско-ленинистском плане, как рисовали Нью-Йорк с трущобами, лепящимися к роскошным небоскребам во время Холодной войны (хотя и это в ней есть). Нет, противоречия Твери не носят классового характера и каждый из компонентов, из которых складывается биполярный образ города равно доступен всем без исключения.
Противоречивость Твери также не подобна весам в руке у Фемиды: отвешивая и того, и другого из-под повязки она следит краем глаза, чтобы всё было поровну. Тверь чужда этого, её два мира не равны, хотя и равноправны.
08. Стрелка реки Тверцы, Речной вокзал и обгрызенные деревья (кликабельно).
Я уже упомянул про биполярность: итак, есть две Твери, идеально делящиеся как отчеты у Варламова; хорошая Тверь и плохая Тверь. Плохой Твери больше, она создат фон для хорошей Твери, проявляющейся пятнами на поверхности Твери плохой. Иногда эти пятна маленькие и включают в себя один-два дома даже без прилегающей территории, а иногда расползаются на целый квартал.
09. Плохая Тверь. Нет, я не специально искал самый грязный и занюханный закуток города, чтобы снять его: это обычная картина. Здания, кстати, вполне обитаемое, там квартирует несколько фирм.
Самое большое пятно хорошей Твери - это участок центра вокруг Советской улицы (по названию понятно, что она самая центральная), улицы Ленина (ну, тоже очевидно) и бульвара Радищева. Там всегда чистят, улицы вымощены плиткой, есть пешеходные улицы и платная парковка, как в Москве. По ночам зажигается новогодняя иллюминация и Тверь становится похожа на сон; это и есть сон - стоит выйти из острова и оказываешься в суровой действительности с осыпающимися фасадами, ледяными тротуарами и заброшенными трамвайными путями посередине улицы.
10. Хорошая Тверь ночью.Тверь полна противоречий и двойственности, раскрывая себя в самых неожиданных сочетаниях. Разруха соседствует здесь с кричащим благополучием, которому позавидовали бы многие регионы, у которых всё хорошо, а то и столицы.
11. Бизнес-центр "Тверь", самое высокое здание города. Для провинциального небоскреба он довольно неплохой.
Порталы в хорошую Тверь встречаются не только в пространстве, но и во времени. Город встретил меня холодом и метелью; затем потеплело, выглянуло солнце, потом пошел проливной дождь, а закончилось всё чудесным сухим вечером.
Отдельно стоит сказать про вечер в Твери: хмурый и негостеприимный город ледяных луж и нескончаемого мокрого снега с дождем неожиданно похорошел. Дождь смыл лед с тротуаров, лужи куда-то исчезли и вместо русского болотистого северо-запада (нет места унылей) я оказался где-то в южном краю, пусть и не таком теплом)
12. Переливающийся медиа-фасад на фоне тверских пальмНе вызывающие ничего, кроме омерзения днем подстриженные обрубки деревьев превратились в кокосовые пальмы на фоне темного южного неба, а здание, которое в светлое время суток напоминало гибрид Технопарка с Арбитражным судом вдруг оказалось носителем потрясающего медиа-фасада!
Влияние города, состоящего из двух крайностей, распространяется даже на его гостей: с утра я бегал по лужам от автомобилей и завтракал пирожками из сетевого супермаркета "Тверской купец" 45р/2шт, а вечером ужинал в ресторане с дамой. Как это может быть? В Твери всё может быть, главное - выбрать правильную Тверь.
13.
И я верю - через миры и века пронесет этот город свою идентичность. В каком бы упадке не была Тверь - всё равно обычным городом ей, когда-то столице половины Руси, уже не стать.
14. Прощальный взгляд на ночной город с моста через реку Лазурную.