В
первой части мы с вами узнали, что Тверь являлась первым и образцовым городом, перепланированным Комиссией по каменному строению в эпоху Екатерины. На долгое время с тех пор город выделялся из остальных провинциальных губернских и уездных поселений. Там работал Росси, Львов - столичные архитекторы, там был расположен императорский путевой дворец - нечастое явление для провинции.
Город рос, в нем появился трамвай, водопровод (оба - одни из первых в России), керосиновое, а затем и газовое освещение. В первую мировую сюда эмигрировал руссо-балтийский вагоностроительный завод (оставив после себя ТВЗ, на чьих вагонах мы путешествуем до сих пор), было создано много промышленных предприятий. Но, как это обычно бывает, плавное развитие было прервано революцией, а затем и гражданской войной.
01. Староволжский мост, 1902 год. Близнец
моста Франца-Иосифа в Будапеште.
Смуту город перенес неплохо. А вот уже в мирное время Тверь пострадала едва ли не больше, чем в войну. Снос церквей (и остальных древностей заодно) в Союзе был повсеместен, но в Твери власти свирепствовали особо. Была объявлена "пятилетка по уничтожению храмов", в результате которой снесли вообще всё, что можно и нельзя снести.
Так, исчезли все допетровские храмы, кроме церкви Белой Троицы (вероятно, из-за её окраинного затьмачного положения). В 1935 году был взорван главный собор города, Спасо-Преображенский, до этого бывший самым древним зданием Твери. Одновременно с собором снесли и кремль, построив на его месте стадион.
02. Недоснесенная церковь Никиты Мученика. Уничтожена также площадь перед храмом, застроенная бараками.
Помимо церквей прорежали и гражданскую застройку, не стесняясь заменять казаковские дома чем-то своим, нарушающим стройный классический замысел, без сомнения, уникальной планировки города.
03. Здоровенная башня сталинских времен, странный дом с асимметричным фронтоном и конец трамвайных путей на Советской улице. Зато два ближних дома - те самые.
14 октября 1941 года изрядно уже потрепанный своими город был захвачен немцами, практически сразу. Захватили его быстро, так что мало что успело порушиться. А вот отвоевывали в декабре тяжело, с бомбежкой, артобстрелами и уличными боями. К этому добавилась еще и злость убегавших немцев, взрывавших за собой всё, что взрывалось.
Тверь - хотя бы не Ржев, где осталось всего два-три целых довоенных дома. Осталось около половины застройки и даже в центре стояли нетронутые дома. Тем не менее, единственный мост через Волгу, некоторые отчасти уцелевшие соборы и много чего еще надо было восстанавливать.
Разрушенный немцами при отступлении Староволжский мост
С удесятеренной силой большевики начали восстанавливать то, что разрушено было и немцами, и ими самими. Тверь вновь стала образцовым городом, первым в ряду городов, восстановленных из руин по сталинским генпланам.
Проектировал город
Николай Джемсович Колли, в свое время - мастер архитектуры авангарда. Среди его работ - Днепрогэс, павильоны станций метро Смоленская, Парк Культуры и Чистые Пруды. И теперь он берется за Тверь, очень ответственную работу для архитектора: сделать хуже, чем Никитин, Квасов, Казаков он не имеет права.
04. Вид с трибуны под памятником Ленину на пл. Ленина (Восьмиугольной).
Решение было очевидным, в духе Темы Лебедева и его
символа метро: зачем портить то, что и так хорошо? Где только можно, план надо сохранить, немного подрихтовать и расширить - но только там, где это действительно необходимо. И вся сетка исторического плана осталась в точности без изменений, с трилучием, площадями и прочим.
05. Площадь перед церковью Мины, Виктора и Викентия. Дома новые, а планировка старая, классицистическая.
Город, однако, был уже побольше, чем в XVIII веке и знаменитый классицистический ансамбль стал всего лишь фрагментом внушительного размера территории, развившейся совсем недавно. Основной прирост территории произошел в Заволжье, по размерам теперь не уступающему основной части Твери.
Сталинская Тверь - трилучие подсвечено синим. Все карты кликабельны.
Новый костяк городской системы сложился из двух взаимно перпендикулярных направлений: проспекта Чайковского - Тверского проспекта - Комсомольского проспекта и "голубой дороги" - реки Волги, благодаря организации Иваньковского водохранилища ставшей полноценной судоходной рекой (до этого в межень навигация осуществлялась только плоскодонками).
На поперечной оси был сооружен новый Волжский мост, для которого были использованы конструкции
ленинградского моста Шмидта. На стрелке Тверцы организован городской центр с Речным вокзалом, зафиксировавший новую роль Заволжья в городе.
06. Башня Речного вокзала в створе Студенческого переулка старой части города.
Кроме глобальных также были проведены и локальные мероприятия: построено капитальное здание стадиона "Химик" на месте кремля, театр, дворец культуры и многое другое. Начало трилучия зафиксировано башенками.
07. Начало трилучия на Советской площади.
Всё было сделано довольно профессионально и с большой любовью к историческому наследию: настолько большой, что порой и не отличишь советские постройки от екатерининских. Давайте просто посмотрим на нюансы планировки Твери на карте:
Сбивка улиц на церкви Белой Троицы: так она оказывается в створе аж 4 направлений и играет роль важного ориентира.
А вот это уже бяка: поперечная ось рассекла трилучие новым мостом; ул. Вольного Новгорода повисла безжизненной плетью.
Торговая площадь стала полукруглой. Прорубилась новая ось Заксобрание - Военная Академия, выделенная синим.
Позднейшие преобразования Твери уже не были такими интересными. Застраивались рабочие окраины, появлялись новые промзоны. Площадь Пушкина украсили необычные полукруглые дома по индивидуальному проекту:
08. Площадь Пушкина
На стрелке Тьмаки был построен огромный пафосный монумент защитникам Отечества. Огромная консоль, под которой горит огонь и играет музыка - авторы явно перестарались и вместо пафоса становится смешно и немного неуютно.
09. Аллюзии на нерушимый Совок; хотя кто знает, что еще будет до 2045 года?
В новую эпоху градостроительные деяния если не вредные, то носят уж точно характер странности и бесполезности. Так, зачем-то сделали пешеходным бульвар Радищева и Трехсвятскую улицу: шаг совершенно случайный с точки зрения градостроительства. Лично я предпочел бы видеть свободную от автомобилей Советскую с трилучием, которое можно снять на фотокамеру, не боясь попасть под колеса.
Также была построена башня
БЦ "Тверь". И если в архитектурном плане она не так ужасна (делая скидку на провинциальность), то как градостроительный объект она отвратительна: поставленная непонятно где, своей тушей башня портит весь силуэт города, выглядывая в самых неожиданных местах. Хуже только телебашня возле основания трилучия.
Вот так примерно развивалась и строилась Тверь - дважды образцовый город, в котором переплелись тесно две эпохи великого преобразования городов екатерининского и сталинского времени. Сосуществуя до сих пор, они рождают неповторимое своеобразие Твери, делая её непохожей на остальные города России. И невозможно уже расплести эпохи: что лучше - Отроч монастырь или Речной вокзал, поставленный на его месте?