На полноценную "историю градостроительства" всё это не тянет, поэтому назовем ниженаписанное дипломатичненько.
Псков - очень древний город. Когда Рюрик с Трувором и Синеусом ещё под стол пешком ходили, он уже был. Первое его упоминание в летописи датируется под 903 годом, и не потому, что до этого Псков был маленьким и незаметным, а потому, что до этого года летописи не велись. Жить в городе, которому точно больше 1112 лет, и никто не знает, сколько именно - это вам не в Нерезиновую понаезжать.
Соответственно, уже в глубокую домонгольскую эпоху он стал большим городом со своей интересной планировкой, которая, к тому же, была совершенно самобытной и непохожей на срединную Русь. Это-то, главным образом, и интересно в рассказе о том, как рос и вырос город Псков.
Просто так развиваться сами по себе города не могут: давайте же посмотрим, что влияло на Псков всю эту тысячу с небольшим лет.
Что влияло на город:
Начнем с самого общего: Псков находится на реке Великой, которая одним своим концом впадает в Балтийское море в районе Нарвы и Ивангорода, а другим концом истекает из того же болота, что и притоки Западной Двины, текущей через всю прибалтику. То есть Псков стоял на крупном торговом пути между Русью и прибалтийскими товарищами.
От Пскова до Новгорода можно доехать на двух электричках: Псков-Луга и Луга-Новгород, затратив всего 6 часов. Ясно, что Псков входил в Новгородскую сферу влияния со всеми вытекающими.
Переплыв Псковское озеро, уже окажешься в Эстонии. А если не хочешь мокнуть, можно подъехать 30 километров до границы с Латвией: в древности всё было также, как и сейчас, за одним исключением: разнообразные личности, жившие "по ту сторону", были куда более агрессивны и отправиться в небольшой поход по Псковщине для них было делом обычным. В среднем, за три года псковичи выдерживали одну осаду (не помню, откуда взял эту фразу, но помню, что проверял факты: так и есть).
Теперь о более локальных факторах: Псков стоит на жесть какой болотистой местности, к тому же, плоской почти как стол. Сухости не добавляет место как раз на слиянии двух рек: Псковы и уже упомянутой Великой. Классическое расположение города между двумя реками, как и в Москве, и в Ярославле, да и во многих других древних городах, здесь имеет совершенно особенный "портрет": длиииннный нос такой, между двумя реками, как у Сирано де Бержерака.
01. Собственно, нос. Нет, я не буду скромен/И нос мой не «велик», о нет, мой нос «огромен»!
Идеальное место для крепости: с двух сторон - довольно большие реки, а узенький перешеек между ними сравнительно легко защитить от приступа врага. За всю долгую историю существования Псков был взят всего один раз, и то из-за предательства.
История развития города.
Пора и честь знать, к сути постепенно переходя.
02.
Когда точно основан Псков - никто не знает. Скорее всего, это произошло ещё пару тысяч лет назад, во всяком случае, первое упоминание Пскова в летописи застает его уже нормальным таким городом. Псковичи не сразу просекли фишку постройки города на слиянии двух рек: сначала они селились там, где на карте такой кружок с надписью внутри "Городец".
Что ж, к моменту первого упоминания в летописи они уже жили в Кроме. Кром, кстати, построен на холме редкой для тех краев высоты. Стены Крома подходили к самой воде, а с приступной стороны (с суши) были выстроены огромные и суровые Перси - кусок стены невероятной толщины и оборонительной мощи.
фото с сайта panoramio.com
Кроме того, под ними псковичи выкопали ров, называющийся также, как и все псковские объекты не нормально, "рвом" или, на худой конец, "канавой", а "греблей". В общем, нельзя было просто так взять и взять Псков.
В Кроме стоял главный городской собор - Троицкий, по преданию, основанный ещё Ольгой ещё до крещения Руси. С тех пор он перестраивался туеву кучу раз, последний - в XVI веке при участии московских мастеров. Половина Крома между собором и Персями отводилась под вечевую площадь, половина - подо всё остальное. Так и жили.
Здесь немного стоит рассказать про социальное устройство Пскова. Как уже было сказано, он тяготел к новгородской сфере влияния. Новгород в древней Руси - это такой Питер: вторая столица, место тусовки выкинутых из Киева князей, очаг западной торговли (припомним Господину Новгороду членство в Ганзе) и культуры, где всё делают не так, как в остальной Руси.
В отличие от Киева (князь сказал-народ сделал, а кто не сделал, тому дружина даст люлей), в Новгороде основным средством управления было вече - что-то вроде парламента. В Пскове тоже было вече - сначала подчиненное Новгороду, а с 1348 года - свое собственное, с зернью и девками дворовыми. Пока город весь умещался в пределах Крома, вече было одно, но когда количество жителей выросло, стало понятно, что надо что-то делать...
Псков, как и все города Руси, начал расти. Вы все хорошо знаете, как росла Москва: постепенно обрастая концентрическими кругами, начиная с Иоанна Грозного и кончая Кепкой Михайловичем Лужковым и его ТТК. А вот Псков, как всегда, пошел по своему пути: пристраивая стены с южной части, там, где приступная сторона.
03.
В отличие от Москвы с её жалкими четырьмя кольцами, Псков имел пять каменных линий укреплений. Довольно долгое время стены города были только на одном берегу, но в 1465 году построили здоровенный Окольный город и образовалось укрепленное Зáпсковье. Возникли такие хитрые штуки как верхние решетки и нижние решетки, перекрывающие реку Пскову во время вражеских атак.
04. Нижние и верхние решетки соответственно. Фото с сайта pleskov60.ru
Завеличье же оставалось вне стен города, хоть там и был довольно большой посад. Укрепляться капитально там не было смысла, т.к. всяческие иноземные захватчики прибегали именно оттуда.
Города там не было, зато были два хорошо укрепленных форпоста: Мирожский и Ивановский монастыри, оба возникли довольно рано, когда Псков ещё подчинялся Новгороду.
Внутри крепостных стен Псков не был беспорядочной кучей криво налепленных друг к другу домов: его население делилось на различные административные единицы. Деление это шло по новгородскому образцу: основной единицей в Пскове были концы, которые, в свою очередь, делились на улицы и сотни. У каждого конца было своё собственное вече, довольно самостоятельное относительно главного общепсковского, проходившее перед собственным главным кончанским храмом.
Всего было шесть (возможно, восемь) концов: Опоцкий, Боловинский, Остролавицкий, Городецкий, Богоявленский и Козьмодемьянский. К каждому концу от Крома отходила радиальная улица, некоторые из них продолжались дальше, на Смоленск, Новгород. В Запсковье единственная улица называлась "Мощенка". Главной улицей города была Кузнецкая. Вообще, на топких псковских землях мощение было более чем необходимо: замощены были не только большинство улиц, но и обширная площадь Торговища, составлявшего добрую половину Старого Застенья.
Концы-то концы, однако они расположены совершенно не так, как в древнем Новгороде: в то время он выглядел примерно так:
05. Спутниковый снимок древнего Новгорода деревня Загорицы под Псковом, Псковская область, Псковской район, Писковичская волость.
Перпендикулярно к реке шли концы, а вдоль их связывала главная улица (если я не ошибаюсь, называвшаяся Великая). А всё потому, что на Новгород нападали гораздо реже, и жителям не надо было чуть что бежать быстро-быстро к крепости. А в Пскове "эвакуационные выходы" были, прямо скажем, натоптаны. И радиальная система спасала жизни.
Но всё проходит, прошел и расцвет Господина Пскова: в 1510 году Москва попросила псковичей присоединиться к ним. Свои просьбы она подкрепила небольшой армией возле стен города. Рассчетливые псковичи решили не испытывать судьбу и покорились. Вечевой колокол сняли, высекли и отправили в Москву, около 300 бояр расселили в другие места, заменив их "своими людьми". Псков из столицы крутого феодального княжества стал важным пограничным форпостом Московии, естественно, потеряв в своем значении.
До Петра Псков ещё стоит особняком среди других русских городов: Новгород, последний оплот раздробленной Руси, начал активно сопротивляться присоединению к Московии и был сровнен с землей со всеми своими аутентичными обычаями; Псков же своим непротивлением сумел сохранить свои обычаи, выполняя требования Москвы "на отвяжись" и живя так, как прежде. Но Петр I взял и европеизировал всё под корень.
Псков чахнул; в эпоху своего расцвета в нём жило 30 000 человек (это жесть как много для тогда), к моменту царствования Екатерины Великой осталось хорошо, если 20. В довершение всех бед, городу придумали новый регулярный план:
06. Карта с картографического портала mapmarket (кстати, клевый портал, интересно там полазить)
Видно, что предполагалось выпилить весь Кром, половину остальных стен, радикально перестроить Запсковье и чуть погуманнее Завеличье. Из плюсов - новый жилой район в Завеличье, наконец-то вошедшем в состав города.
Как всегда бывает, к счастью, выполнили далеко не всё. Псков продолжал закисать. В 1911 открыли первый постоянный мост через реку Великую. Его историю лучше многих слов поясняет плакат возле моста:
07. Кликабельно.
Его взрывали в 1919, 1941, 1944 годах. В 1969 году мост был разобран из-за узости. Новый мост 1971 года постройки начал разваливаться спустя три года после пуска и находится в состоянии вечного ремонта и по сей день.
08. Кликабельно.
Во время ВОВ Псков был прилично разрушен. По воспоминаниям очевидцев, пространство от ж/д вокзала до Кремля просматривалось полностью, не было ни одного целого дома. Был принят новый генплан города, по которому его и перестроили: практически полностью. Лучше всего об этом рассказывает одна из архитекторов-восстановителей города Э. П. Штольцер.
Не ошибусь, если скажу, что новое поко- ление псковитян не представляет, как выглядел город после окончания Великой Отечественной войны, и беру на себя смелость кратко напи- сать о разрушенном на 90% городе, о восста- новлении и реконструкции главной улицы - Пролетарского бульвара и его продолжения - Октябрьской улицы. В июне 1946 г. я вышла на крыльцо уже лись восстановленного вокзала, откуда хорошо бил виден Троицкий собор. Обозрению его ничто не мешало, а Вокзальная улица вооб- ще представляла собой пустырь. Почти це- ликом были разрушены Пролетарский буль- вар и Октябрьская улица, а булыжная мос- товая была исковеркана так, что по ней с большим трудом могла пройти запряженная в телегу лошадь. Тротуаров для пешеходов, как таковых, не было: они были завалены упавшими деревьями и остатками разрушен- ных зданий. Генеральный план восстановления и развития Пскова, утвержденный Правитель- ством РСФСР в конце 1945 г., предусматри- вал увеличение численности населения го- рода до 60 тыс. Район Вокзальной улицы и граничившая с ней часть Пролетарского бульвара рассматривались как городская окраина, а место, где теперь проходит улица Я.Фабрициуса, отводилось для индивидуаль- ного строительства и застраивалось в основ- ном деревянными небольшими домами с при- усадебными участками. По четной стороне Пролетарского бульвара стояло несколько коробок полураз- рушенных зданий, некоторые из них уже на- чали восстанавливаться. Так, велась рабо- та в доме постройки начала XX в. (в стиле модерн), на первом этаже которого и по сей день находится аптека. Полуразрушенным было здание тогда небольшой гостиницы «Октябрьская» (пристройка к ней будет вы-полнена в начале 1960-х гг.), за Летним садом
виднелся небольшой кирпичный дом на углу улицы Гоголя. Дом Советов пострадал частично, часть восточного его корпуса уже была сда- на в эксплуатацию (вход был с улицы Гого- ля), но главный вход и большая часть здания были закрыты, т.к. там последовательно ве- лись работы по разминированию и реконст- рукции. Уже начато было восстановление кирпичного дома на углу улицы Некрасова, трехэтажного жилого дома за улицей Пуш- кина и здания банка. Деревянный дом на ка- менном цоколе, где по легенде когда-то про- живал латышский поэт Ян Райнис, был вос- становлен позднее. Дальше до Советской все дома были разрушены. По нечетной стороне Пролетарского бульвара сохранились кинотеатр «Победа» и два-три небольших дома, облицованных красным кирпичом. В остальном - либо зава- лы, либо пустыри. Естественно, первоочередной задачей было восстановление и реконструкция тех зданий, которые сохранились хотя бы час- тично. Лишь в 1948 г. были выделены сред- ства на строительство жилого дома и опре- делено место для него на участке бульвара вблизи Вокзальной улицы. Это было един- ственное место, очищенное от завалов, а главное - с возможностью присоединения к канализации. На других улицах канализа- ции либо вовсе не было, или же она находи- лась в разрушенном состоянии Строитель- ство этого небольшого трехэтажного дома было первой новостройкой города, первой и для ее прораба - только что окончившего институт М.Л.Каган-Розенцвейга (ныне здравствующего и написавшего книгу «За- писки строителя»), и первой работой в моей архитектурной практике. При проектирова- нии были поставлены жесткие условия: ни- каких излишеств, все должно быть предель- но просто и дешево. Была утверждена
минимальная стоимость строительства квад- ратного метра жилой площади, и даже при городу. малейшем отклонении ее в сторону увеличе- ния банк просто его не финансировал. хватало на стройке и квалифицированных рабочих-строителей. Так, например, брига- да штукатуров, работавшая здесь, полнос- тью, за исключением бригадира, состояла из людей, совершенно не обученных этой про- фессии. Неудивительно, что введенные в проект незначительные архитектурные эле- менты (завершение двух витрин, трех эрке- ров и оформление некоторых оконных про- емов) были выполнены не в соответствии с ним. Из-за неумения работать с шаблоном здание при кладке стены было просто ошту- катурено по кирпичу. Рядом с этим домом был построен еще один, тоже ничем не при- мечательный. Прорабом его был опытный строитель П.А.Николаев, получивший впос- ледствии орден Ленина. При строительстве этого дома отступлений от проекта уже не было. Такое решение нельзя признать градо- строительной удачей, но надо понять и глав- ного архитектора города И.Т.Егорова: сред- ства, отпущенные на строительство дома, необходимо было срочно использовать, ина- че их передали бы другому городу. Для лю- дей, живших в землянках, строительство даже таких домов являлось благом. Не помню точной даты, но где-то в на- чале 1950-х гг. Ленгипрогор представил Проект Генерального плана города, рассчи- танного уже на 100 тыс. жителей. Архитек- тор же Ю.П.Спегальский представил свой вариант Генплана, предлагавший вести ре- конструкцию и строительство города по пла- ну и в стиле XVII в. Эта работа была по-сво- ему интересна, но архитектурный совет при- нял вариант Ленгипрогора. Теперь стало возможным производить застройку главной улицы зданиями в четыре-пять этажей. Од- новременно со строительством велась рекон- струкция улицы, проект которой выполнил архитектор А.А.Ларкин. Помощником его был геодезист П.И.Иванов. При упомина- нии имени Алексея Афанасьевича Ларкина всегда хочется оказать о нем несколько теп- лых слов. Это был добрый и очень скромный человек. Выпускник Академии Художеств, участник Великой Отечественной войны, он,
приехав в Псков, все свои знания и душу отдал ратного метра жилой площади, и даже при городу. Проезжая часть Пролетарского буль- вара была расширена с 12 до 20 м, проложе- ны тротуары, посажены новые деревья. Ре- конструкция велась по нечетной стороне ули- цы, свободной от застройки. Булыжная мос- товая была заменена на асфальтобетонную, деревянные электрические столбы - на желе- зобетонные с возможностью использования их и для телефонной связи. Одновременно проводилось расширение и реконструкция Октябрьской улицы, появилась возможность открыть город к реке Великой. Не помню, кто был тогда председате- лем горисполкома, но на своих плечах этот человек нес огромный груз: освобождение подвалов, строительство жилья, разборка завалов, восстановление всех необходимых служб и др. Невозможно было справиться с разборкой завалов без участия жителей, и по установленному графику организации ежед- невно направляли на это сотни людей. Осо- бенно большие завалы были в районе Совет- ской улицы. Транспорта для вывоза мусора и щебня в городе не было, и тогда в сторону реки Великой была проложена узкая колея, но которой строительный мусор в вагонет- ках доставлялся к крепостной стене и сбра- сывался на берег реки. Так удалось очистить одну из центральных улиц города. К северу от моста Советской Армии на- ходился временный причал, спуска же к реке, находящегося теперь рядом с Власьевской башней, тогда не было, он появился позже. Сообщение с причалом осуществлялось по узкой тропе, идущей по пустырю, где теперь находится кинотеатр «Октябрь». Благоуст- ройство набережной началось к югу от него, т.к. эта часть, протянувшаяся до Профсоюз- ной улицы, была сравнительно свободной. В створе Профсоюзной улицы, находившейся в стадии реконструкции, предусматривалось в перспективе и место для будущего причала речных судов. Около моста был оставлен не- большой свободный участок для проведения различных общественных мероприятий. У каждого было свое дело. Транспорт- ники вывозили мусор, сотрудники «Облпро- екта» вели геодезическую съемку на месте, определяли места посадки деревьев, решали
вопросы планировки, строители ставили пореб- рики, частично асфальтировали и благоустра- ивали места отдыха, а контора благоустройства вела посадку деревьев. Так сформировался выход города к реке, а разросшаяся аллея уже более 50 лет служит местом отдыха горо- жан. Постепенно освобождалась от завалов остальная часть набережной, а после сноса временных построек появилась возможность благоустроить ее вплоть до церкви Георгия со Взвоза. После разбора завалов в центре города на месте разрушенных зданий рядом с церко- вью Василия на Горке образовалась площадь, названная Октябрьской. На пересечении Со- ветской и Профсоюзной улиц стояло доб- ротное двухэтажное здание с угловой башней, высокими залами и хорошими интерьерами. Здесь помещался универмаг, а башня хорошо смотрелась в перспективе главной улицы. Жаль, что позднее это здание, построение в начале XX в., связанное с писателем В.Каве- риным, снесли. Новое здание универмага, хотя и более вместительное, не дало композицион- ного решения этой стороны площади. В север- ной части площади по проекту архитектора В.И.Русинова был построен Дом связи. Нельзя не остановиться на реконструк- ции другого зеленого массива в центре горо- да - Ботанического сада. Проект его рекон- струкции был выполнен Облпроектом, а ак- тивным болельщиком за реконструкцию сада был секретарь горкома партии Леонид Ива- нович Красильников - умный и образован- ный человек и к тому же романтик. Он заин- тересовался проектом и часто заходил в сад: и когда его очищали от завалов, и во время его реконструкции. Работа началась со сто- роны Октябрьского проспекта. Предстояло прежде всего очистить сад от завалов, из-за которых на его территорию просто невозмож- но было пройти. После очистки сада озеле- нением его занялась окончившая Лесотехни- ческую академию и работавшая в конторе благоустройства Н.К.Вецель. Аллеи сада соединили две параллельные улицы - Ок- тябрьский проспект и Советскую. Но из- за отсутствия средств все задуманное сделать не удалось. Так, в ложбине южной части сада проектом предусматривалось устройство озе-
ра с проточной водой: с первой станции пере- качки вода должна была поступать в озеро из реки Великой, со второй станции - идти в сто- рону Летнего сода, где она могла быть также использована для садово-паркового строитель- ства, а дальше вода небольшим водопадом ухо- дила в Пскову, берега которой тоже предпола- галось благоустроить. Все гидротехнические вопросы решались инженером-гидротехником Е.А.Смирновой. Зимой это озеро могло исполь- зоваться под каток. Но все эти предложения остались в области фантазии, т.к. средств для них не нашлось. Большой ров вдоль стены Окольного города, где сейчас находится Веч- ный огонь, был засыпан по инициативе друго- го главного архитектора города Б.В.Кленевско- го. Благоустройство других улиц города и их застройка стали возможными после реше- ния вопроса с канализацией. Канализацион- ные трубопроводы с Октябрьской улицы были продолжены до ул.Профсоюзной, где внутри квартала строился канализационный коллек- тор. Приведу выдержку из сообщения глав- ного архитектора города И.Т.Егорова на со- брании избирателей округа, от которого я была избрана депутатом госсовета. У меня сохранился подлинник текста: «Часть коллек- тора продолжена до Привокзальной улицы и дальше должна пройти по двору электростан- ции, улице Калинина, выйти на Советскую улицу, чтобы принять фекальные воды всего привокзального района и других улиц. Надо сказать, что строительство канализационно- го коллектора проходит в чрезвычайно труд- ных условиях на глубине 8 метров в скальном грунте. Работа чрезвычайно трудоемкая. С окончанием работ по строительству кол- лектора весь привокзальный район, в том чис- ле и Вокзальная улица, будет присоединен к канализации». Говоря о восстановлении и реконструк- ции гражданских зданий, нельзя не сказать о памятниках архитектуры древнего Пскова, сильно пострадавших в годы войны. У всех без исключения не было кровель, а у церквей - куполoв, и они были в целях предохранения па- мятников от разрушения восстановлены в пер- вую очередь. За небольшим исключением эти работы велись реставрационной мастерской.
Псков №20 2004 С немногочисленными изменениями, обросши сначала частным сектором, а потом и позднесоветскими микрорайонами, Псков дорос до нашего дня. Я б рассказал и об этом, но нельзя же так издеваться над читателями! Посему заканчиваю.