- Архитектурно.
Классицизм, барокко, модерн и всяческая эклектика, не успеваешь голову поворачивать. Сплошная лепка и скульптуры на зданиях - лично мне это очень нравится. Есть много красивых зданий. Есть много очень красивых. Есть такие, что я стоял и рассматривал, пока ко мне не применяли меры физического воздействия. Я даже не знаю, как бы мне архитектурное восхищение выразить - это очень, очень красивый город. Его особенно не бомбили во Вторую Мировую, и его центр остался примерно, как был - центр города, который был столицей Австро-Венгерской Империи. Столица с большой буквы. Имперские символы, где их забыли оторвать в восемнадцатом году. Кстати! Герб Австрии представляете? Ну, тот самый орел о двух головах, который каждая самопровозгласившаяся империя имела моду делать своим гербом, обозначая преемственность от Византии и Рима. До революции австрийский орел держал в лапах орел и не то скипетр, не то державу - ну, тривиально. А вот нынче - ну, кто догадается?..... Серп и молот! Честное слово, посмотрите сами. Да еще и обрывки цепей с ног свисают… Я это впервые разглядел в Опере, и был поражен.
Впрочем, сплошь и рядом между красивыми старыми домами стоит "чудо", как будто в соцлагере построенное. Выглядит дико. Это строили в годы правления социалистов и после Второй Мировой.
- Транспортно.
Односторонние велосипедные дорожки с собственными светофорами произвели на меня сильное впечатление. Как и электронное табло на каждой остановке, показывающее, сколько времени надо ждать следующего трамвая каждого маршрута. А если какой из трамваев старый, не приспоспособленный для инвалидов - то показано и когда придет новый, с поддержкой доступа инвалидам. Я понимаю, что некоторым это тривиально, но по-моему, это круто. Кстати, водители какие-то очень спокойные в Вене, практически не сигналят, и к пешеходам относятся с уважением, признавая в них личность и признавая за ними право на ошибку. Учитывая, что пешеходы на красный, в принципе, нередко переходят, водители хорошо выдрессированы :) Вообще, я бы сказал, что транспорт отлично устроен там, я тоже так хочу. Кстати, в метро везде есть и лифт - опять же для инвалидов. О, еще один транспортный момент - в основном месте, где пасутся туристы - Innere Stadt - Внутренний Город - можно снять карету/коляску, запряженную парой лошадей, и неплохо покататься, типа такси. Выглядит очень прикольно, лошади ухоженные, коляски в отличном состоянии, кучера в полном наряде столетней давности, причем они и гиды, кажется. У меня есть фотки, где на улице только такие экипажи - кто бы подумал, что сфотографировано в 21ом веке. У лошадей под хвостом специальный карман, чтоб улицы не очень пачкали. Я все ждал, не произойдет ли у какой из них переполнения буфера, хотел фотку сделать с подписью Stack Overflow. Не удалось, за чистотой следят как следует :)
- Туристично.
Очень удобно гулять по Вене. Все говорят по-английски. Ну, кроме продавщиц в магазине игрушек и обувном. Зато просто молодежь - прекрасно ответят. Вообще отвечают доброжелательно. Правда, не улыбаются практически, есть такая черта менталитета. Когда между собой говорят - тоже не часто заметишь улыбку. Но и агрессивности в людях не видел.
Во Внутреннем Городе, внутри Кольца, действительно очень интересно гулять, там все отреставрированно и нарядно. Кстати, там хорошо выглядят не только фасады, как в Киеве, Москве или Казани( без обид, последние города, где побывал), там хорошо и во дворе и внутри дома. На самом деле есть подозрение, что они просто здорово строили и это не очень разваливается. Но не уверен. Непонятный и отрицательный момент - во Внутреннем Городе вечером нет света в окнах. Просто - впечатление, что дома пустые. Я понимаю, что там не много людей живет, что там куча офисов, госучреждений и т.п. - но даже явно жилые дома в 10 вечера без светящихся окон! Нежилое ощущение, весьма странное. В других местах все нормально, окна светятся :)
- Кофейно.
Великое множество кафе. Особый прикольный обычай - подавать вместе с кофе стакан воды, вроде для очищения вкуса во рту между глотками. Я пару раз попил кофе с водой и даже понравилось. Кофе хороший ( хоть я и не великий пониматель). Кстати, очень понравилось, что прейскуранты висят на улице, рядом с входом в кафе, пивные и ресторанчики, очень удобно. Посетили знаменитое кафе Централь - так вот, как раз там не отвечают по-английски, явно из принципа. Впрочем, не делают вида, что не английский не понимают, так что не страшно. Еще один забавный венско-кафейный обычай - имеются газеты на деревянных штативах, можно брать и сидеть читать, чувствуя себя родившимся на сто лет раньше. Впрочем, там во многих местах можно себя так чувствовать.
- Пивно.
Ох. Больная тема. У нас в Израиле пиво дорогое и не сказать, чтоб очень хорошее. А я очень даже любитель ( хоть и не профессионал, к счастью, наверно ). В общем, если бы не жена, я бы был постоянно навеселе и ходил бы от супермаркета к супермаркету, где Будвайзер в банке стоит 1 евро. Но поскольку я был при жене, то пиво пилось вечерами, культурно - в пабах и барах, где кружка стоит 3-5 евро. Больше всего впечатлил (реклама) Charliе P's - аутентичный ирландский паб, где все по-взрослому. Кирпичные стены, крутой антураж, почти везде накурено, отличная рок-музыка ( на живое выступление нам не повезло попасть), 4 или 5 залов, где яблоку негде упасть. Ух. Правда, даже такой паб не смог меня убедить в прелести Гинесса.
Были в пивном ресторанчике при пивоварне ( если кому надо, название записано ), чисто отскобленные светлые деревянные столы и лавки, чаны прямо за окном, свежайшее светлое пшеничное пиво - ах, ах, высокий класс! Кстати, о светлом пшеничном - Эрдингер это пять, пусть даже меня обвинят в попсе.
- Шоппингово.
Это, наверно, самый неожиданный пункт, потому, что все говорили, что Вена очень дорогой город. Впрочем, я могу только про обувь сказать на самом деле. В первый же вечер оказалось, что у моего ботинка кто-то откусил половину подошвы. На следующий день пришлось зайти в Humanique в центре Вены и купить за 40 евро пару хороших ботинок. Причем огромный выбор. Для меня, как израильтянина, это было непривычно дешево и круто. Детские игрушки типа Лего тоже порадовали нас ценой. А еще я основал там свою коллекцию шляп. Продолжил ходить в шляпе, приехав домой, понравилось очень. Правда, шляпу уже кто-то помял, так что теперь я чувствую себя неполноценным, выходя из дому без нее. Придется покупать новую.
- Дворцово.
По идее, это тоже архитектурно, но пусть будет отдельно. Был внутри Шёнбрунна ( и немножко Хофбурга, в музеях Оружия и Монет) и снаружи Бельведера. Шёнбрунн великолепен ( те тоже, наверно). Дворцовые залы почти все разные - там каждый правитель под свой вкус отделывал себе приемную, спальню и т.п. Китайские комнаты императрицы Марии-Терезии изумительны. Комнаты с гобеленами. Расписные залы. Комнаты с инкрустированными стенами из забыл-какого-крутого дерева. Вообще роскошь запредельная. ( Если когда-нибудь попаду в Париж, надо будет сравнить, там, наверно, еще круче).
В Шёнбруне стоит заплатить за более длинный тур по залам, это интересно. Там есть аудио-гид, интересно и познавательно. Впрочем, если повезет, можно примазаться к какой-нибудь экскурсии, наверно :) В Шёнбрунне же прекрасный дворцовый парк с фонтанами ( собственно, Шёнбрунн и означает Красивый Фонтан), на одной из тропинок нам повстречалась белочка, которая была очень за то, чтобы мы ее покормили. А у нас ничего не было. Проходил мимо мужик, дал нам орешков, говорит, покормите ее, она с вами сфотографируется. Причем он вроде там не работает, а просто постоянно приходит гулять. Он потом особенно стал насвистывать, к нему на ладонь птичка прилетела и села.
- Пратер.
Я мечтал туда попасть, ведь я это название столько раз встречал в книжках ( ну, раза два точно). Оказалось, просто парк, с аттракционами и без. Там стоит колесо обозрения конца девятнадцатого века, работает. Правда, стоит 10 евро на человека, так что пришлось покататься на новом колесе, оно всего 3 стоит :) , а то за 10 это уже колесо оборзения получается. Главный аттракцион оказался на дорожках самого парка - женский полумарафонский пробег, посвященный чему-то там. В общем, куча теток там куда-то бежали, с номерами, все как полагается. Их было очень много, а нам надо было пересечь их беговую дорожку, чтобы выйти из парка. Пришлось принять участие в пробеге - я пробежал метров пятнадцать. Поперек дорожки :)
- Оперно.
Был в Венской Государственной Опере ( да, да, той самой), на Лоэнгрине. Полтинника евро за приличные сидячие места было явно жалко, пришлось брать стоячие по 3. И даже они оборудованы экранчиками, где идет текст, синхронно с действием, на немецком и английском! Лоэнгрин ( 3 действия по часу ) пролетел на одном дыхании, очень красиво. Сама Опера выглядит как положено, 5 ярусов, лепка, позолота. В антрактах было очень прикольно разглядывать публику в буфете ( ничего себе буфет - размеров со сцену, с выходом на балкон ). Там попадаются очень колоритные типы - костюмы и прически разных стилей и разных эпох. На мой невежественный взгляд, там некоторые могли бы гулять по тому же буфету году в 1890ом и ничем бы не выделялись. Я в свитере выглядел там странновато, но на туристов не обращают внимания по таким поводам, что с варваров возьмешь :) Кстати, интересно, что именно в Опере самый дешевый эспрессо, который я там пил. И отличный. В Опере на стоячих местах за 3 евро( кстати, там можно присесть на ступеньку и сидеть, не видя сцены, я так и делал, все равно мне неинтересна игра, мне в музыке весь кайф), далеко не только бедные туристы - видел и людей в отличных костюмах, у которых на экранах текст был немецкий. Я так понимаю, что у них в этом плане правильный менталитет, им не в падлу стоять на опере.
- Музейно.
Музеев в Вене великое множество. Мы посетили КХМ ( изобразительное искусство, историческое искусство типа римское, греческое и египетское), Музей Оружия, Музей Фрейда и еще что-то, что сейчас не вспомнил :) Разберем по пунктам:
Изобразительное искусство. ОК, я понимаю, до эпохи Возрождения все картины были иконного типа, действующие лица обычно глядели прямо в обьектив с застывшим выражением лица. Началось Возрождение, был всеобщий восторг от того, что можно нарисовать человеческое тело, как в оно в жизни выглядит, а не как получится ( видел там одну картину, там у мужика ребер, наверно, 30 - ну что поделать, художник хотел как лучше, в анатомии был не силен). Но я, как человек, считающий фотографию вершиной изобразительного искуства, не понимаю, почему художникам 15го века было наплевать на реалистичность. У испанского художника все библейские персонажи ( догадайтесь, какой национальности) выглядят испанцами, у итальянца - итальянцами. Но это ерунда по сравнению с картиной, где изображен отряд солдат, ищущий новорожденных младенцев в Вифлееме. Дома - все с красными остроконечными крышами, солдаты - явные испанцы в доспехах 15-16 века. Нетрудно догадаться, откуда родом был автор.
Я посмотрел своими глазами Рафаэля, Тициана и Рубенса - и больше мне неинтересно на них смотреть. Я понимаю, что до них рисовали хуже, они совершили прорыв - но когда изображают полуголыми людей, которые по определению никогда так не показывались на людях, я теряю уважение к автору. Как говорится, накипело :)
Мне было гораздо интереснее именно сравнивать древнее искуство. Очень помогал в этом мой троюродный брат и наш гид, живущий в Вене уже 3 года, который очень интересуется такими вещами, и умеет отлично рассказывать ( кстати, если нужен недорогой гид, он есть :) ). Например, искуство в Древнем Египте за тысячу лет продвинулось незначительно, нет принципиально разницы. Смотришь на статуи - и они почти одинаковы. Сплошной культ смерти, если по сюжету. В то же время древнегреческое искуство - это просто настоящий рывок. А раннесредневековые предметы культуры Европы действительно даже рядом не валялись по сравнению с римскими, они гораздо грубее! Все-таки разные народы в разные периоды вносят совершенно разный вклад в культуру. Кстати, я получил культурный шок, когда узнал, что у римлян и греков все их белые здания и статуи вовсе не были такими - они были раскрашеными, яркими!
Музей Оружия это прикольно. Правда, там почти исключительно 15-17 века, но все равно, очень интересно видеть настоящий рыцарский доспех императора Максимилиана, двуручные мечи ростом с меня ( я-то всего 172, но все-таки прикиньте этот меч!), целые залы доспехов ( кстати, они действительно были небольшого роста, на меня бы почти ни один доспех не налез), турнирные копья толщиной с бревно ( крепились на броню жестко, в гнездо). Куча ранних ружей, инкрустированных донельзя, с причудливейшими замками и подписями, какое какому графу и герцогу принадлежало.
Музей Музыкальных Инструментов. Я там завис надолго, не хуже, чем в музее оружия. Можно видеть эволюцию разных инструментов, например, как развивался кларнет, как добавлялись клапаны и усложнялась схема. Есть различные инструменты, исчезнувшие за ненадобностью или сложностью.
Музей-квартира Фрейда. Сразу скажу, что 7 евро за 4 комнаты мне до сих пор кажется многовато. Но это обязательно надо было посетить - моя жена заканчивала бакалавра по психологии в Иерусалиме, для нее быть в Вене и не пойти к Фрейду непредставимо :) Там куча документов Фрейда, там кое-какая мебель, там много его этнографических безделушек, которые послужили для Юнга(?) триггером к его собственной теории. Интересно, на самом деле. Кстати, австрийцы считают себя жертвами нацизма - ну, их же насильственно присоединили к Германии, все дела, заставили воевать ( брат говорит, что все австрийцы, которых спрашивают, воевал ли их дед, говорили, что воевал, но был врачом). Так вот в музее Фрейда есть фотография, сделанная во время выступления Гитлера ( да сотрется его имя) в Вене, на площади Хельденплатц году в 38ом. В общем, площадь полна жертв нацизма, яблоку негде упасть, сидят даже на памятниках и крышах.
А, еще у Фрейда - книга, где можно расписаться и оставить мнение о музее. Я начал ее листать и зачитался! На совершенно разных языках люди пишут свои реакции, в основном говорят спасибо, но есть и выражения экстаза ( по-русски была одна тетка, написала, что сбылась мечта ее жизни, что она преподает психологию и могла ли она раньше хотя бы мечтать побывать в квартире самого Фрейда), есть прикольные картинки. Я подписался там. Написал, что очень интересная тетрадь.
- Скульптурно-статуйно и памятниково.
Скульптур - море. На домах, в скверах, в парках. Памятников - полным полно. Это интересно. Людям, которые любят скульптуры, там просто праздник.
Посетил памятник советским солдатам, освободившим Вену. Монумент ухожен, все в порядке. Там выбит приказ о освобождении Вены от фашистов, перечислены офицеры до подполковника, вокруг площадь, фонтаны и парк. Скажем так, монумент, где изображены австрийские полководцы, побеждавшие в войнах, не так значительно выглядит :) Сохранность памятника советским солдатам прописана в Австрии законодательно, возможно, даже в Конституции. Когда в 55ом СССР выводил войска, это было одно из условий - нейтралитет страны и сохранность памятника.
- Клостернойбург.
Пригород Вены, крошечный такой городок под горой, а на горе виноградники. Мы туда приехали в последний день, просто погулять, дойти до виноградников. Если в центре Вены я привык ходить с запрокинутой головой, чтобы не пропустить очередное красивое здание, то в Клостернойбурге я понял, как чувствовал себя Гулливер, попав после страны великанов в Англию - все такое крошечное! Как настоящее, только в миниатюре - а на самом-то деле никакой миниатюры, это нормальные размеры :) Уютненький городок, одна центральная улица, где все типа позднесредневековое - до трех этажей ростом. Там огромный монастырь, я в него не ходил, но на крыше главного здания там корона Священной Римской Империи величиной в сколько-то метров, думаю, из меди. Вроде они собирались и корону Венгерского королевства на той же крыше поместить, место есть, но вот деньги кончились, так что не вышло :) Мы там пошли по улицам в сторону горы, просто гуляя, и вышли на окраину городка в очень удачном месте - дом, за домом большие теплицы с цветами, а за теплицами продолжается полоса участка, явно того же владелься, хоть и не огорожена забором, шириной метров 30 и длиной, скажем, 200 - заканчивается лесом на горе. Так у мужика там отличный детский городок построен, потом озерцо, причем ровно половина заросла камышами, потом немного кувшинок и дальше чистая вода, потом японский садик, потом виноградник и в самом конце, перед лесом уже, участок голубых елей. Что-то мне подсказывает, что это немецкая семья там живет, не чешская и не венгерская :)
- Братислава.
Проезд из Вены на автобусе, примерно час времени и не то 5, не то 10 евро стоит. Ну как тут упустить случай побывать в еще одной столице?!
Был курьез - автобус из Вены должен заехать в венский аэропорт и дальше ехать в Братиславу. Дорога гладкая, пейзаж нравится, едем, заезжаем в аэропорт - и вместо Братиславы едем обратно в Вену!... Интересно, что в автобусе все молчат! Никто не возмутился. Мы-то ладно, нам поездка нравилась, а если кому надо срочно? Все офигевши молчали. Приехали обратно в Вену, водитель вышел, поругался с диспетчершей и поехали опять, на этот раз точно в Братиславу. Выяснилось, что ему приказали забрать группу из аэропорта и привезти в Вену, а то, что есть куча пассажиров, которые вовсе не хотят терять время, это, оказывается, ерунда. Так что и там не везде сервис хорош. Правда, фирма словацкая :)
В Братиславе на горе в центре есть замок - рекомендую. Там идет реставрация, так что дальше будет лучше. Их старый город тоже красив, там была столица Венгерского королевства ( как известно, чехи были под австрийцами, а словаки под венграми), но до Вены ему очень далеко, не сравнить даже. Но погулять стоит. Люди там по-английски почти не говорят, но это компенсируется тем, что словацкий тоже славянский, просто очень смешной ( он похож на чешский - типа падло с быдлом на плавидле и т.п.). Например, черствы овоци - это, оказывается, не черствые овощи, а как раз свежие фрукты, но суть ясна :) Куча кабачков, прикольные названия - У Черта, и т.п. После осмотра достопримечательностей ( в смысле, походив по улицам), мы начали кабачки инспектировать. Если в Вене банка Будвайзера стоит 1 евро в магазине, то в Братиславе кружка в пабе стоит полтора! Я впервые в жизни понял, когда надо употребить выражение "пропустить по-маленькой" - когда в очередной пивной я заказал 0,33 вместо 0,5 , т.к. понял, что до автобуса надо еще как-то дойти :) Прикольно - заходишь в паб, оцениваешь антураж, выпиваешь кружку - и идешь в следующий, там же рядом. И понимаешь, что это почти бесплатно :)
В Братиславе нас 2 раза пытались обсчитать, правда, у них не вышло. Совок-с :) Еще о совке - из замка открывается шикарный вид на город. Правда, основная часть города - это наши родные советские девятиэтажки, что несколько портит шикарность вида :) Но словаки борятся с совком в архитектуре - они раскрасили свои девятиэтажки в разные цвета, и это выглядит издалека весьма даже зачетно! Какой-нибудь там француз, который понятия не имеет, что это за дома, даже подумает, что это и правда зачетно. Но мы-то с вами знаем…. :) Моралистично получилось.
Еще несколько курьезов и зарисовок:
- Посольство Турции находится на улице принца Евгения Савойского ( национального героя, легендарного полководца, доблестно и многократно побеждавшего именно турок). Забавно.
- Два раза слышал на улице иврит. Один раз арабский, но явно не израильский. Турков встречал, но не много. Говорят, их есть целый квартал. Квартал имени Рихарда Вагнера, кажется. Иронично.
- Поляк. Шли с женой поздно вечером, подваливает какой-то чувак и начинает на немецком с твердым акцентом что-то втирать, сам бухой, в одной руке пиво, в другой сигарета. Я изображаю из себя сфинкса, он вроде не агрессивный. Он толкает мне про позитив и негатив ( единственное, что я понял). Я поддакиваю. Он спрашивает вопрос. Я молчу. Он опять спрашивает. На третий раз он спросил на повышенных тонах, пришлось ответить: "Инглиш?" Чувака как подменили, сразу подобрел - оказался поляком из Кракова, жаловался на то, что местные считают себя пупом земли, а они вовсе не пуп никакой. Расстались прямо-таки друзьями. Интернационально.
- Стройработы в метро - на перроне огородили несколько метров, поставили забор, натянули на него пленку и там внутри работают, не мешая прохожим. Заботливо.
- Фак Хамас. Такой надписью приветливо встретила нас какая-то стена склада на железнодорожной станции между аэропортом и Веной. Неожиданно.
- Билеты в метро можно брать через смс, чем некоторые личности и пользуются - ездят с телефоном в руке. Шраф за безбилетность 70 евро, однако. В поезде же вроде не штрафуют, а просто покупаешь билет у контолера - но вот цена билета зависит от контолера, некоторые продают по номиналу, некоторые явно выше номинала, мотивируя, что не берут полный штраф. Впрочем, они выдают квитанцию, так что, наверно, не в карман идет. Заично.
- Медные таблички возле домов в центре - кто был репрессирован нацистами, сколько погибло, сколько выжило. Исторично.
- Муниципальные велосипеды. Стоянки велосипедов возле метро и т.п. - проводишь кредитку, берешь велик, оборудованный корзинами и катаешься. Первый час бесплатно. Возвращать вроде можно на других станциях. Удобно.