Оригинал взят у
deadokey в
Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 2), санаторий Нижняя Ореанда «Тут природа себя не пощадила, блеснув мастерскою рукою, показала, что искусство есть слабый её подражатель…» - писал об Ореанде в Ялте в начале XIX века П.И. Сумароков (русский поэт, писатель и драматург XVIII в.).
От царской Ореанды не сохранилось никаких построек, кроме ротонды и адмиральского домика, многое изменилось и в парке, но дивная краса природы, присущая Ореанде, пленяет нас и сегодня. В 1948 году, на месте развалин старого великокняжеского дворца, по проекту архитектора М.Я.Гинзбурга была сооружена великолепная здравница - санаторий «Нижняя Ореанда» в стиле конструктивизма. На фотографии Лебединое озеро у подножия высокой горы, на которой возвышается беседка-полуротонда...
Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 2. Санаторий Нижняя Ореанда.
Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 3. Старые фотографии.
Дата фотографий: 2014 год, 4 июля.
2. Ландшафтный парк был заложен в 1820-е годы.
3. План территории санатория.
Первые упоминания об Ореанде относятся к 8 столетию, а также есть упоминание в Генуэзском документе о поселении Ореанда 1380 года. После присоединения Крыма к России Южный берег Крыма отдали грекам, которые охраняли эти земли. Командовал батальоном предприимчивый Феодосий Дмитриевич Ревилиоти, который в 1820-е начал выгодно продавать лучшие участки. Ореанда досталась графу А.Г. Кушелеву-Безбородко. Но он не успел преобразовать деревеньку в своё имение. В 1825 г. Ореанду посетил Александр I. Покорённый красотой и пустынностью здешних мест император планировал отречься от трона и жить здесь в уединении. Граф уступил Александру Ореанду. Но через 2 недели император умер в Таганроге, и узаконивать приобретение пришлось уже Николаю I. 1 мая 1826 года Нижняя Ореанда стала императорским имением. К приезду императорской семьи в 1837 году здесь уже был парк, именуемый «Императорским садом в имении Ореанда», созданный целой плеядой садовников во главе с Н.Гартвисом, оранжереи и виноградник с винподвалом. Во время этой поездки царь подарил крымское имение венценосной супруге Александре Фёдоровне. В это время императорская семья остановилась у графа Воронцова в Алупке.
Императрица часто ездила в Ореанду - планировала обустройство, строительство дворца. В одной из поездок на скале поставили крест в честь Александра I. С тех пор скала называется Крестовой. Дворец проектировал петербургский архитектор А.И. Штакеншнейдер в римском стиле. В 1842 году началось строительство, которое продолжалось 10 лет. Тогда же была построена ротонда напротив на скале. Множество колонн, статуй, внутренний дворик - атриум, широкое использование мрамора, коридоры-виноградники на террасе создавали античное настроение. В интерьерах преобладал классицизм. В 1852 г. Николай приехал в Нижнюю Ореанду принимать дворец.
Это был его последний визит сюда, в 1855 г. он умер. Не было здесь больше и хозяйки - Александры Фёдоровны (умерла в 1860г.). Она завещала имение своему второму сыну Константину Николаевичу (1827-1892). Великий князь внес огромный личный вклад в развитие культуры. В 1859 со своей супругой предпринял паломничество в Святую Землю. Был генерал-адмиралом (управлял российским флотом), председатель Главного комитета по крестьянскому делу, председатель Государственного Совета в течении 16 лет, наместник Царства Польского, владел несколькими музыкальными инструментами, был знатоком и любителем литературы и музыки.
4. Корпус №2.
7 августа 1881 года дворец в Нижней Ореанде сгорел. Причиной, по всей видимости, был ураганный ветер. Огонь быстро охватил всё здание и надежды на спасение не было никакой. После пожара Великий князь перешёл в адмиралтейский домик, который сохранился до наших дней (сейчас здесь библиотека). Из руин дворца Константин Николаевич решил сделать
церковь в Ореанде. Проект заказали А.А.Авдееву, который исполнил его в византийско-грузинском стиле. . 1 (14) октября 1885 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы храм освятили. К середине 90-х годов в церкви были смонтированы 8 монументальных панно и 45 мозаичных икон работы итальянского мастера Антонио Сальвиати. В 1892г. после смерти отца владельцем имения Нижняя Ореанда стал Великий Князь Дмитрий Константинович. Именно у него император Александр 3 в 1894г. приобрёл «Ореанду» для Наследника престола цесаревича Николая Александровича, и она вновь стала царской.
5. Моисе́й Я́ковлевич Ги́нзбург (4 июня 1892, Минск - 7 января 1946, Москва) - советский архитектор, практик, теоретик и один из лидеров конструктивизма. Санаторий был построен уже после смерти архитектора.
Летом в парке создавались пионерские лагеря для отдыха ялтинских ребят. После войны в 1948 г. на месте разобранных руин царского дворца, простоявших 66 лет, по указанию Председателя Совнаркома CCCР И.В.Сталина был возведен комплекс зданий санатория Нижняя Ореанда. Был выстроен корпус-люкс на 40 мест. На месте дворца теперь находится первый корпус санатория.
Автором проекта санатория в 1940 г. стал Моисей Яковлевич Гинзбург. Строительство было осуществлено уже после смерти архитектора в 1948 году.
Гинзбург много работал в Крыму. Его первой работой стало строительство особняка в Евпатории, в проекте которого заметен интерес зодчего к модерну. В 1917-1921 годах Гинзбург жил в Крыму, где изучал народное зодчество крымских татар. В 1925 году Гинзбург и братья Веснины организовывали Объединение современных архитекторов, в которое вошли ведущие конструктивисты. В начале 1930-х гг. возглавлял группу проектировщиков, работавшую над проектом районной планировки Южного берега Крыма. Одной из последних работ Гинзбурга стал проект восстановления разрушенного фашистами Севастополя (1943-1944).
«Нижняя Ореанда» в Ялте являлась местом отдыха партийной элиты СССР. Большую часть номеров составляли люксы. Максимальная загрузка 100 человек при площади парка 24 га, лучшие врачи курортологи, новейшее медицинское оборудование. Это было действительно тихое место, где партийные вожди отдыхали, поправляли здоровье и набирались сил для успешного управления страной.
6. Холл внутри корпуса №2.
7.
8. Итальянский дворик. В сгоревшем дворце также существовала комнта в "помпейском вкусе".
9. Шахматы.
10.
11. На отдыхе в Ореанде или просто в гостях бывали: писатели Л.Толстой , А.Грибоедов, А.П.Чехов, С. Маршак, М.Твен. Певцы И.Козловский, Л.Зыкина, П.Робсон. Кинорежиссеры И.Пырьев, М.Швейцер. Актеры И.Макарова, М.Ефремов, М.Пуговкин Р.Плятт,. Поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский. Ученые Лев Ландау, А.Туполев, И.В.Курчатов, известные политики, дипломаты и многие другие...
12. В 1867 г. в составе американкой делегации Крым и Ореанду посетил Марк Твен.
13.
14. Всего в парке около 100 видов деревьев и кустарников.
15. Бассейны, которые повторяют контуры Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей.
16. Главный корпус санатория расположен на месте царского дворца, на заднем плане Крестовая гора. Интересна история названия горы: - приехав сюда еще раз из Алупки императрица Александра Федоровна вместе с М.С. и Е.К. Воронцовыми поднялась по пологому северному склону на вершину горы Урьянда, установила там деревянный крест и посадила собственноручно куст лавра. Впоследствии этот крест был заменен на чугунный со специальными отверстиями для устройства иллюминаций, а гора стала называься крестовой.
17. Санаторий Ореанда - первый санаторий на Южном берегу Крыма, построенный после окончания Великой Отечественной войны. Это был третий санаторный комплекс в районе ЮБК, над которым работал М. Я. Гинзбург (также совместно с Ф. И. Михайловским).
18. Первые варианты проекта показывают стремление М. Я. Гинзбурга создать парадную композицию, состоящую из монументальных зданий, в чем, по-видимому, сказывалось влияние проекта Большого Артека (центрическое в плане здание, купол и т. д.). В этих первых вариантах санаторного комплекса в Ореанде Гинзбург стремился сгруппировать корпуса вокруг парадного партера. Однако в окончательном варианте проекта были учтены природные условия участка, и здания, свободно расставленные в парке, утопают в высокой зелени.
19. Поскольку строительство завершалось после смерти Гинзбурга уже во второй половине 40-х годов, когда тенденции "украшательства" из года в год усиливались, то проект претерпел изменения в сторону обогащения внешнего облика и особенно интерьеров здания. Наиболее близок к замыслу М. Я. Гинзбурга введенный в эксплуатацию в 1948 г. главный корпус санатория. Здание расположено на пологом рельефе с пониже нием в сторону моря и примыкает к крутому спуску, ведущему к берегу.
20. В плане корпус представляет собой квадрат с внутренним двориком, окруженном увитой вьющимися растениями двухэтажной галереей с фонтаном в центре.
21. Главной достопримечательностью парка является старый платан.
22. Высота платана около 30 метров, окружность ствола 6,5 метров, возраст около трех веков (платаны живут до двух тысяч лет).
23. Белая беседка-полуротонда была возведена в честь постройки дворца для императора Николая I.
24. Белая беседка расположена на высокой скале над лебединым озером.
25. В этом году в Ореанде было трое лебедей, но весной один из них улетел...
26. Дорога в сторону адмиральского домика.
27. Адмиральский домик. После того, как в ночь с 7 по 8 августа 1881 г. пожар уничтожил прекрасный дворец, великий князь переселился в скромный императорский домик, который с того времени стали называть адмиральским.
28. Недостроенные корпуса санатория ждут новых хозяев уже почти десять лет...