Представляем вашему вниманию рецензию Аллы Мировской на книгу
«Рожденные в СССР» Игоря Мухина, которая готовится к своему второму изданию.
Что значит быть рожденным в СССР?
Эпохальная фотокнига-документ Игоря Мухина «Рожденные в СССР» готовится к переизданию. Появившаяся на свет в 2004-м к настоящему моменту она стала библиографической редкостью, однако не потеряла своей актуальности. Напротив, временная дистанция между зафиксированными в ней событиями и сегодняшним днем позволяет взглянуть на произошедшее иначе. Более спокойно и глубоко.
Современные фотокниги часто ставят идею/концепцию во главу угла. В этом смысле «Рожденные в СССР» по подходу ближе к классическому фотоальбому. Фотографии предваряют два критических эссе. Первое - рассуждение искусствоведа и куратора Екатерины Деготь о связи художника и времени, второе - критический анализ художественного метода Мухина от американского художника, куратора и эссеиста Стива Йейтса.
Но самое главное в книге - это фотографии. Те самые, мухинские, снятые в характерной манере, непосредственно, с редкого рода фотографической отвагой, очень близко к происходящему, будь в кадре ОМОН, демонстранты на баррикадах или бесшабашный уличный поцелуй. Ему не нужно безопасного укрытия для съемки, наоборот, необходимо быть в эпицентре события.
Не каждому случается родиться в стране, которой нет. Книга Игоря Мухина - визуальное свидетельство произошедшего эпохального слома, бушующих девяностых с их опьянением свободой, новым капитализмом, идеологическими конфликтами, территориальным и социальным разделением общности, которая раньше называлась СССР.
Обладающие силой документа и в то же время чувственные фотографии в книге идут плотным потоком, перетекая одна в другую, создавая в восприятии картину времени. Мы видим события, реакцию участников, «слышим» выстрелы на улице, смех, звон разбитого стекла, шаги, музыку, голоса. Просмотр фотографий вызывает волну собственных ассоциаций и воспоминаний, смешивающихся с образами книги в некое единое пространство.
Я не видела эти места и этих людей, но я их помню. Одинокая арка на берегу моря с надписью «Граждане СССР имеют право на отдых», разбитое стекло телефонной будки на фоне военного, держащего около уха трубку, тянущий носок кремлевский караул, женский торс с густыми лобковым покровом и волосами в подмышечных впадинах, автомобиль «Победа», затерявшийся где-то в тумане средней полосы России. Праздничный салют, запотевшее стекло автобуса, грязная посуда на кухне, городские сумасшедшие, шашлыки, стройки, свадьбы, молодежные попойки, дружеские объятия...
Общение с книгой способствует осознанию непреложного факта - ТА страна как Атлантида уже ушла под воду. Не жалею об этом, но странным образом переживаю утрату и вновь пытаюсь найти ответ на вопрос, что значит быть рожденным в СССР?
Оплакивать труп на кладбище коллективной мечты? Помнить первомайские демонстрации и седьмое ноября, портрет человека с характерным прищуром в каждой школе? Помнить звук танковых гусениц в тишине ночной Москвы и клятву пионера, напечатанную на обратной стороне каждой школьной тетради? Помнить, что есть вещи, о которых можно говорить при всех, и те, о которых - только у себя на кухне? Восторгаться десятками видов колбасы в супермаркете и держать дома запасы гречки? Ощущать произошедшую смену общественных формаций как зияющую воронку гигантского взрыва? Не понимать, что с этим делать, ведь её нечем заполнить. Книга Игоря Мухина «Рожденные в СССР» помогает перекинуть через нее хрупкий мост.
© Алла Мировская, август 2016
Некоторые фотографии из книги «Рожденные в СССР» Игоря Мухина
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Заказать книгу «Рожденные в СССР» с доставкой в любую точку мира можно на сайте Творческой лаборатории «СРЕДА» до 15 октября 2016 г:
https://shop.sreda.photo/goods/born_in_the_ussr/