Хочу немного рассказать об организации малого бизнеса в Аргентине , возможно, это будет кому-то интересно, а для кого-то и полезно.
В Аргентине есть замечательный сервис - «общественный бухгалтер» (contador publico) и именно эти люди вам и понадобятся для регистрации своего бизнеса. До визита к бухгалтеру необходимо получить CUIL это аналог российского ИНН, но с более широким применением. Вот для получения этого номера придется лично явится в офис ANSES поскольку в базу внесут и электронное фото и отпечаток пальца. Процедура обычно занимает минут 30 -40 вместе с ожиданием своей очереди.
Итак, для визита к бухгалтеру уже есть C.U.I.L., понадобится еще ксерокопия DNI (внутренний паспорт) подойдет и временное и контракт об аренде помещения. Бухгалтер обычно не спешно делает документы в течении месяца, придется еще разок появится с ним в налоговой и лично поставить подписи на документах и новый предприниматель зарегистрирован. Monotributisto - именно так называется частный предприниматель, может иметь несколько категорий, в зависимости от количества сотрудников, оборота и стоимости товара и услуг, в зависимости от категории устанавливается сумма налога, как пример возьмем повышенную категорию D и налог будет составлять 567 песо, куда входит и пенсионные отчисления и медстраховка, хотя государственные клиники бесплатные.
Более высокая категория El responsable inscripto это уже плательщик НДС (IVA), но так же частное предприятие. К совсем начинающему бизнесу у аргентинских налоговиков практически нет вопросов, только, что открывшееся торговая точка или даже небольшое производство не сильно притягивают внимание налоговиков. Довольно лояльно относятся к отсутствию выручки, некоторое время, хотя меру знать надо.
Итак, предприниматель зарегистрирован, теперь открываем магазин для чего получаем лицензию муниципалитета (правила устанавливает каждый конкретный муниципалитет, но подход примерно одинаковый). В муниципалитет представляем копию свидетельства о регистрации monotributo , заявление и копию DNI возможно, что попросят регистрацию в oficina del rentas это организация принимающая местные налоги, тапа налога на недвижимость и налог с продаж (где он есть) Регистрацию в этой организации сделает бухгалтер, по умолчанию. Безусловно, из муниципалитета придет инспектор, а может и два: технический и санитарный. Это не российские инспектора, которые будут проверять пломбу на огнетушители на зуб, здесь все почти формально, соответствует помещение требованиям или нет. Конечно, если вы хотите открыть ресторан и у вас нет элементарного туалета, то разрешение вам не дадут, а если помещение соответствует то и вопросов больше не зададут.
Конечно, аргентинцы как и все люди стараются как можно меньше показывать выручки и по максимуму работать за наличку, но это желание продавца, а вот покупатель привык покупать все в кредит, а по сему магазины должны работать с карточками.
В Аргентине есть государственный банк Macro, который я поначалу старался избегать. Поскольку банк государственный все социальные выплаты проходят через него и длинные очереди страждущих сильно отталкивали, но как выяснилось напрасно. Для коммерческих клиентов у банка оказался отдельный офис, с кондиционером и без очередей вообще, единственное банку нужен более длинный список документов, которые впрочем, делает бухгалтер. Частные банки в отличии от банка Macro просят гораздо более короткий список документов, но почти всегда имеют требование по минимальной выручке и хотят об этом справку за предыдущий месяцы.
Теперь чисто аргентинская особенность - «оранжевые карты» tarjeta naranja это такая кредитная организация, не банк, по этому для работы с ней нужно иметь уже открытый счет в банке. Эти самые «оранжевые карты» гораздо легче получить и они делают большие квоты по кредитам и меньший процент по ним именно по этому с ними работать интереснее и для коммерсантов. В Аргентине цена при покупке по карточке сразу поднимается на 10 процентов, это для покрытия 3% банковского сервиса и 5-7 % сервиса VISA или MASTER CART, а вот Naranja берет 2-3%, но коммерсанты все равно делают наценку в 10 % .
Последний момент на который стоит обратить внимание - выбор компании по медстаховке obra cocial. Бухгалтер, внося ваши данные в базу налоговой спросит какую именно страховую вы выбираете и внесет эти данные для перечисления э компании части вашего платежа. Значит компанию нужно выбрать на этапе подготовки, обязательно пройти по офисам взять данные по покрытию услуг, а также выяснить работают ли они с monotributistos. Поле того как ваша регистрация в налоговой будет завершена, надо оформить договор со страховой. Бухгалтер может не сказать об этом, так как для аргентинцев это «само собой», но этот момент делается самостоятельно. В офисе нужно взять форму договора и список документов, которые подготовит бухгалтер. В полис можно будет вписать членов семьи, которые тоже будут пользоваться вашей страховкой.