Обзор детских велосипедов на 20-дюймовых колесах, на рост 115-135см.

May 18, 2020 12:28


Раньше было просто - приходишь в магазин а там только «Школьник».



фото с russiainphoto.ru

Конечно это был не самый лучший детский велосипед, но даже 70 лет назад велосипед на 20-дюймовых колесах без единой алюминиевой детали: стальное всё, кроме седла, ручек и камер с покрышками - весил 9.5 кило!

С тех пор человек успел слетать в космос, научиться выплавлять и обрабатывать алюминиевые и титановые сплавы, изобрел сотни разных пластмасс, но все эти инновации прошли мимо большинства крупных производителей, при производстве детских велосипедов они продолжают экономить на всем.

Вот например аналогичный по характеристикам Школьнику односкоростной Trek Precaliber 2020 года. Казалось бы: рама, обода, подседел, шатуны, вынос, тормоз - все алюминиевое, но 10 кило.





или  Jamis Laser 2020 года - также алюминиевая рама, но практически весь обвес стальной - в итоге ужасающие 11 кило:



Выходит советское велосипедное детство было не таким уж и тяжелым.

Начнем с теории - какие бывают типы трансмиссий у 20-дюймовых велосипедов: односкоростная, многоскоростная или трехскоростная планетарная. Какую выбрать? Если коротко, то одной скорости вполне достаточно в большинстве случаев, трехскоростная трансмиссия требуется только если вы планируете совместные поездки на десятки километров, или живете в регионе с ярко выраженным рельефом (это не Москва и не Питер). Многоскоростная - для спорта.

Односкоростная трансмиссия



+       Простая в эксплуатации и освоении

+       Легкая

+       Дешевая

+       Дает возможность ребенку привыкнуть к езде на правильном    каденсе (80-100  полных оборотов в минуту ногами).

-       При использовании в гористой местности, или продолжительной езде по лесным тропам или грунту, ребенку может быть трудно крутить педали не имея возможности сменить передаточное соотношение. (Побочным положительным эффектом отсутствия передач является обучение ребенка педалированию стоя).

Многоскоростная



+       Дает возможность подобрать удобную передачу для каждой поверхности

-       Тяжелая (детские велосипеды с многоскоростной трансмиссией в среднем на килограмм тяжелее аналогичных односкоростных)

-       Дорогая (плюс 2-15 тыс по сравнению с аналогичной односкоростной)

-       Сложная в эксплуатации - в отличие от односкоростной трансмиссии - требует постоянного ухода (смазка цепи), а учитывая что как правило на детские велосипеды ставят трансмиссии самого низкого уровня - потребуется регулярная настройка переключателей. Кроме того ролик заднего переключателя находится очень низко - будет собирать всю грязь из-под колес - трансмиссию придется обслуживать чаще.

-       Сложная в освоении - наверное это главный минус. Наиболее частой ошибкой (в том числе среди взрослых) является использование чрезмерно тяжелой передачи (низкий каденс в районе 40-60 оборотов в минуту) - это не позволяет поддерживать постоянное вращение педалей, поскольку ноги быстро устают от повышенной нагрузки - в результате получается движение интервалами - «кручение педалей» сменяется «отдыхаю, еду накатом» - это низкоэффективная и травмоопасная техника педалирования. Правильная техника заключается в постоянном кручении педалей на правильно подобранной передаче (чтобы каденс всегда оставался в диапазоне 80-100). Для того чтобы научиться вовремя включать нужную передачу нужно самому проехать тысячи километров, чтобы не думая определять правильный каденс. Но даже если вы сами это понимаете, объяснить это ребенку будет непросто, кроме того, ребенка придется постоянно контролировать - без контроля использование многоскоростной трансмиссии вырождается в двухскоростную технику педалирования (когда ребенок при езде в горку переводит переключатель в крайнее положение пониженной передачи, а потом возвращает назад - на среднюю передачу, или же на другой край диапазона). Только  постоянное внимание и подсказки родителей помогут освоить переключение передач, если вы к этому готовы - вперед.

Трехскоростная планетарная

Планетарная втулка - это передаточная система скрытая внутри задней втулки. Как правило на детских велосипедах устанавливается трехскоростная планетарная втулка Shimano Nexus:



+       Простая в эксплуатации. Как и любая планетарная трансмиссия - отличается большой надежностью (все механизмы скрыты внутри втулки и защищены от попадания грязи и влаги), по простоте эксплуатации соответсвует односкоростной.

+       Дает возможность подобрать удобную передачу для каждого режима движения: первая пониженная передача (-36%) - для затяжных подъемов в гору или езды по лесным тропам, вторая прямая - для повседневной езды по городу - эквивалент односкоростной трансмиссии, третья повышенная  (+36%)- для быстрой езды под гору или езды по асфальту с попутным ветром например. Суммарный диапазон передач более 70%, соответсвует диапазону  7-8-скоростной традиционной трансмиссии (шаг между передачами которой 8-12%).

+       Простая в освоении. Благодаря ограниченному набору передач, упрощает обучение: фактически это передачи под три разных режима движения: 1) в гору/по бездорожью, 2) ежедневная езда по городу 3) быстрая езда по асфальту под гору.

-       Дорогая (плюс 7-9 тыс)

-       Тяжелая (плюс кило)

Итого:

Если вы живете в местности с рельефом, или планируете совмещать длительные поездки по лесным тропам с длительными поездками по асфальту, тогда я бы рекомендовал выбирать велосипеды с трехскоростной планетарной втулкой - ребенку легко освоить три режима, и сложно ошибиться при выборе передачи.

Если рельефа нет, не планируются совместные поездки хотя бы на 15 км по пересеченной местности, а предполагается только самостоятельная езда ребенка с друзьями во дворе или на даче - одна скорость - это все что вам надо.

Если ребенок тренируется в детской велосипедной школе  - это тот единственный случай когда традиционная многоскоростная трансмиссия рекомендована, но лучше уточнить у тренера.

Иными словами - если вы планируете «кататься» - выбирайте односкоростной или трехскоростной велосипед. Если вы планируете «тренироваться» - тогда мультиспид. Или воспользуйтесь простым алгоритмом для определения типа трансмиссии.

Немного теории по характеристикам идеального 20-дюймового велосипеда:

1. Шатуны



Есть раздел велосипедной науки называемый BikeFit - это подбор размера велосипеда и составных частей велосипеда под конкретного человека. Люди разные - кроме того что у всех разный рост, но даже в пределах одного роста бывают длинноногие, коротконогие, длиннорукие, короткорукие и т.д. Подбор правильного велосипеда - это вопрос не только комфорта, но и езды без травм.

Для расчета шатунов существует несколько формул, наиболее подходящей для расчета длины шатунов детского велосипеда является формула:

Длина шатуна = 9.5%*рост

Типичный диапазон роста указанный производителем для 20-дюймовых велосипедов 115-135 см, значит длина шатунов должна быть в диапазоне 110мм-128мм. В этом диапазоне есть 4 стандартных размера шатунов: 110, 114, 120, 127. При выборе шатунов, есть смысл ориентироваться на средний рост ребенка в этом даиапазоне, т.е. 125 см, тогда средняя длина шатуна 9.5%*125 = 120мм. Надо помнить что более короткие шатуны - допустимы и даже рекомендуются профессионалами проводящими настройку посадки велосипедистов (например тот же bikeFit от BikeDynamics), это увеличит удобство, а также расширит возможный диапазон выбора высоты седла. Более длинные же шатуны приведут к большей амплитуде движения ногами, с большой вероятностью к неправильной механике педалирования, к дискомфорту в области коленей и поясницы, и даже к травмам.

Второй важной характеристикой шатунов является q-factor, но поскольку ни один из производителей не указывает этот параметр для 20-дюймовых велосипедов, то и учитывать его не будем.

2. Привод

Традиционный цепной привод:



+       Дешевый

-       Требует регулярное обслуживание (смазка)

-       Пачкает одежду

Ременной привод:



+       Бесшумный

+       Не пачкает одежду

+       Не требует обслуживания (смазывать не надо)

-       Дорогой (плюс 4-6 тыс)

Ременной привод является более технологичным и подходящим для эксплуатации на детском велосипеде, но моделей с таким приводом очень мало, и как правило они дороже (поскольку требуется рама специальной конструкции с разъемным задним треугольником - на такое готовы не многие производители).

3. Руль

Высокие рули (с подъемом) в целом больше подходят для спокойной езды, они имеют один серьезный недостаток - сложно крутить педали стоя: это особо актуально для односкоростных моделей - не имея возможности переключить передачу при езде в гору ребенок вынужден или слезть с велосипеда, или крутить педали стоя.

4. Вес

С весом все просто - чем легче, тем лучше.

5. Цена

Понятно, что хочется учесть и цену в рейтинге, но все же сложно ее пересчитать в баллы, так что рейтинг считается только по характеристикам велосипедов без цены, а уже в описании каждого велосипеда выскажусь по поводу обоснованности цены.

Итого

Идеальный велосипед на 20-дюймовый колесах: легкий, шатуны 110-120мм, ременной привод и низкий руль.

За последние пять-семь лет появилось довольно много марок специализирующихся на детских велосипедах и беговелах, они очень сильно подняли планку по весу и качеству велосипедов, но крупные производители за эти годы так и не смогли ничем вразумительным ответить, в итоге ситуация такая - любой детский велосипед крупных брэндов фатально отстает от любого специализированного детского велосипеда. Если вы идете в сетевой большой велосипедный магазин (ассортимент которых состоит из продукции крупных брэндов), с большой вероятностью вы купите там дорогой, тяжелый, неудобный велосипед.

Первое место. Золото

Все велосипеды получившие золото - хороши, если вас устраивает цена - берите не думая.

EarlyRider Belter 20



EarlyRider - эталонный велосипед: трехскоростная планетарка, ременной привод, приемлемые 8 килограмм веса, но цена 50 тыс - это немного за гранью.

Лисапед 20



Очень неплохой велосипед: легкий, с правильными шатунами, но высоким рулем.

Лисапед при цене 30000р метит в нишу EarlyRider и Woom, но по факту - это недорогой китайский велосипед собранный из безымянных компонентов. Посмотрите на Woom - 85% деталей разработано специально для него, посмотрите на EarlyRider - шатуны, педали, седло, трансмиссия - своё, подседел, вынос, руль - Ritchey. Т.е. в стоимость этих велосипедов включены затраты на исследования и разработку + качественные комплектующие. Глядя на Лисапед понимаешь, что это по кругу - безымянный Китай со стоимостью Woom или EarlyRider.

Т.е. еще раз повторю - ребята из Лисапеда молодцы - они смогли выбрать правильные компоненты для детского велосипеда - и по характеристикам это действительно хороший велосипед, но цена высоковата. Хотя по сравнению с Frog52 - Лисапед на кило легче при той же цене.

Woom4



Woom4 - в целом эталонный велосипед с точки зрения деталей и качества (к тому же с регулируемым выносом), но почему то производитель решил установить 8-скоростную традиционную трансмиссию. Если бы здесь была планетарка - то это было бы гарантированное первое место (в данном субъективном рейтинге), а обычная многоскоростная трансмиссия выглядит на таком велосипеде не к месту.

Второе место. Серебро

Велосипеды в целом достойные, есть несколько крайне хороших по соотношению цена-характеристики.

Frog52 Single



Frog - британские пионеры легкого детского велостроения. Модель 52 Single по характеристикам все отлично: правильные шатуны, руль, адекватная качеству цена.

Woom OFF 4



Woom OFF 4 - это безусловно самый крутой велосипед из списка, самый дорогой, самый совершенный, он наиболее подходит для тренировок и занятий спортом: 9 скоростей, карбовилка под ось, гидравлические тормоза -  все как у взрослых!  Но для езды по городу, для обычного дачного катания - это не самый лучший вариант, потому он по баллам и оказался в середине списка, поскольку рейтинг задумывался как рейтинг велосипедов для обычного любительского катания. В рейтинге детских спортивных велосипедов для бездорожья - он бы точно оказался на первом месте.

EarlyRider Trail 20



Прямой конкурент Woom OFF 4 - EarlyRider Trail 20. Примерно то же самое, но чуть попроще - алю-вилка, механические тормоза, но суммарно все тоже очень круто.

  • Модель 2020 года именуется не Trail, а Seeker, немного отличается по характеристикам, и комплектуется 10-скоростной трансмиссией.
Shulz Bubble 20



Российская марка Шульц - старичок на рынке велосипедов (они начинали еще в середине 2000х). Модель Bubble 20 - cерьезный конкурент EarlyRider'у - та же трехскоростная планетарка, ременной привод, низкий руль, на 300 грамм тяжелее, но и цена в два раза ниже! Для тех кто хочет планетарку и умеет считать деньги.

KUBikes 20S



Немцы из KUBikes делают очень неплохие велосипеды. Хотя линейка моделей довольно сложная. Для 20-дюймовых моделей - существует две линейки моделей: 20S и 20L отличаются размером рамы и длиной шатунов. Рекомендую выбират 20S - на этой модели правильные шатуны (114мм, а у модели 20L - слишком длинные 127мм). Далее внутри линейки 20S есть несколько моделей:

  • Tour - базовая модель весом 7.7 кило
  • MTB - то же что и Tour но на более широких покрышках
  • CustomMade - можно выбирать комплектацию и довести вес с дефолтных 7.5 до 6.9 кило - установив карбоновое седло за 85 евро и шоссейные покрышки Schwalbe Durano 1.1 + 45  евро.
  • Superlight - базовая комплектация стартует с 6.8 кило и цены 695 евро, можно скинуть еще почти кило за дополнительные 500 евро.
Prevelo AlphaThree



Prevelo хороший велосипед - по характеристикам и цене это копия Woom4, вот только вес на 1.3 кило больше.

Beagle Belter 120



Beagle - свежая российская марка, появившаяся после Лисапеда. Казалось бы - возьми скопируй успешных конкурентов (тот же Woom или EarlyRider), но нет - у Beagle  свой путь: довольно высокая каретка и длинные шатуны (127мм) по верхней границе роста.

  • Возможно при выборе высоты каретки и шатунов в Beagle руководствовались требованиями для горных велосипедов - там шатуны в среднем на 5 мм длиннее и каретка выше, чтобы проезжать неровности. Тогда получается Beagle - это односкоростной велосипед для лесных троп, на это кроме высокой каретки и шатунов указывает также и низкое передаточное соотношение трансмиссии.

Единственный в обзоре синглспид с ременным приводом.

Shulz Bubble 20 Race



Шульц с традиционным цепным приводом и 7-скоростной трансмиссией. Правильные шатуны и руль, если б был односкоростным, то вместе с планетарным братом это было бы непобиваемое комбо. Но видимо в Шульце посчитали что многоскоростная трансмиссия добавит ценности в глазах покупателей. Хотя учитывая цену 18 тыс - вполне неплохой вариант.

Beagle 120



И еще один Бигль - на этот раз условно бюджетный вариант (20к) на односкоростной трасмиссии с цепным приводом. Как и ременной собрат - по длине шатунов и высоте каретки - это велосипед для бездорожья по довольно разумной цене.

Третье место. Бронза

Средние велосипеды, - есть несколько великов больших производителей (BMC, Cannondale, Author, Cube) - т.е. это лучшее что предлагают большие производители. Кроме очень дешевого Bryno20 наверное и нечего здесь порекомендовать:

BMC Blast 20



BMC - хорошая швейцарская компания производящая дорогие велосипеды. В целом велосипед неплохой - это спортивный велосипед для бездорожья. Из-за широченных покрышек 2.4 дюйма, q-factor скорее всего чрезмерно большой, и обратите внимание на руль шириной 650мм - это ж аналог метрового руля для взрослого - это норм?

Beagle Belter 320i



И еще один Бигль на этот раз с планетаркой, те же шатуны по верхней границе роста (127мм) + высокая каретка. Третий в ряду велосипедов с ременным приводом и планетаркой - после EarlyRider и Shulz, проигрывает им по шатунам при этом дороже Шульца.

Bryno20



Ох уж эти боковые колесики - производитель видимо забыл что это 20-дюймовый велосипед. Шатуны по верхней границе роста (127мм), высокий руль, в остальном все норм,  почти на килограмм легче Frog52, и цена в два раза ниже, но:

После недели езды на Bryno20 (т.е. при пробеге менее 100км) образовался люфт во втулках. Оказалось во втулках установлены подшипники очень низкого качества. Производитель предложил забрать велосипед на замену подшипников (приедем заберем - заменим подшипники - вернем), это похвально, но какой смысл менять одни плохие подшипники на другие такие же плохие? На мое предложение подумать над заменой подшипников в следующей партии велосипедов - производитель ответил:

поднятие цены велосипеда в связи с заменой подшипников на более качественные неприемлемо

Это печально. Если вы все еще хотите приобрести Bryno - то можно заменить подшипники в любом велосервисе (это примерно 1000р на хорошие подшипники + 1000р работа + несколько часов потраченного времени).

ГАЗ Школьник 1956 год



Удивительно, но факт - по характеристикам этот почти 70-летний велосипед оказался примерно в середине списка отделяя хорошие велосипеды от не очень хороших. 9.5 кило веса, тяжеловат, шатуны 110мм - отлично! Низкий руль, одна скорость. Седло высоковато - на рост примерно от 120-125см. Конечно шатуны на клиньях - это не лучший вариант, втулки на насыпных подшипниках - тоже, и знаменитый школьниковский «прокрут», но имейте снисхождение - скоро 70 лет стукнет дедушке.

  • На авито можно купить от 1000 рублей. За 3000-5000 состояние будет близкое к новому, но обратите внимание - надо искать именно раннюю модель, у поздней модели одна нижняя труба без верхней - я сам такой в возрасте шести лет сломал пополам, кажется все поздние Школьники заканчивали жизнь именно так, так что ищите ранний.

Остальное (серая группа)

Зачем такое покупать - не понимаю, например:

Trek Wahoo 20



Казалось бы Trek - умеют делать велосипеды для протура, приемлемые 9 кило, но почему адские шатуны 140мм, до которых ребенок даже и не дорастет на этом велосипеде?! Кстати 40 тыс хотят за этот велосипед.

Stels Pilot 200



12.5  килограмм.  «Прости Юра …» (с)

Как считался рейтинг:

  • По весу: 8 кило - уровень нуля баллов, сбросил 0.75, получил 1 балл. 
  • Длина шатунов: 110-120 мм - один балл, за каждые +10мм снимаем балл.
  • Руль: высокий руль - ноль баллов, низкий руль - один балл.
  • Привод:  ремень - 1 балл, цепь - ноль баллов.




Как только определились с типом велосипеда дальше просто:

Если нужен односкоростной - то Frog52 или Лисапед за 30к. Если во что бы то ни стало хочется ремень, то единственный односкоростной вариант на ремне - это Beagle Belter 120. Из относительно дешевых односкоростных - Beagle120 с цепным приводом и Bryno20 с отвратительными подшипниками.

Если нужен более многофункциональный трехскоростной, то тут вариантов немного: EarlyRider Belter 20 за 50к, или Shulz Bubble 20 за разумные 27к, есть еще Beagle Belter 320i, но из-за длинных шатунов, высокой каретки и более высокой цены, он Шульцу проигрывает.

Если нужен бескомпромиссный многоскоростной велосипед для тренировок и спорта - то Woom Off 4 или EarlyRider Trail 20. Это велосипеды для спорта - они оснащены качественным навесным оборудованием которое будет служить долго. Если вы просто хотите купить крутой велосипед ребенку потому что денег много -  надо понимать что эти велосипеды с точки зрения повседневного использования уступают многим гораздо более дешевым конкурентам.

Эконом вариант «велосипеда для спорта» - это Shulz Bubble 20 Race за 18к. Многоскоростные до 30к - это Superior FLY 20, Cannondale Cujo 20+ (тяжеловат, зато короткие шатуны с низкой кареткой), Author Record 20 и Cube Acid 20 SL. Они все оборудованы простейшей 7-скоростной трансмиссией.

Еще раз напомню, что многоскоростная трансмиссия подразумевает долгий процесс обучения ребенка правильному использованию переключателя, если ребенок не учится в спортшколе, и вы впервые узнали из этой статьи о термине каденс, то выбирайте из одно- трех- скоростных моделей.

p.s. я не рассматриваю здесь вопросы модернизации - например взять велосипед и заменить руль, шатуны и трансмиссию на правильные.

p.s.2 все велосипеды из данного рейтинга произведены в Китае. Марка может быть хоть из Швейцарии, а производство - Китай.

p.s.3 Конечно это не полный обзор всех доступных велосипедов, но с большой вероятностью велосипеды не попавшие в этот рейтинг окажутся в лучшем случае в бронзовой, а скорее в серой группе.

p.s.4 В рейтинге только велосипеды которые можно купить в России. Есть еще несколько небольших зарубежных марок не попавших в рейтинг: например Federleicht весом 6 кило на предтоповом оборудовании за 2100 евро, или странный BlackMountain HÜTTO.

Previous post Next post
Up