Предлагаем интересный отрывок из
доклада Р. Соколовой Изборскому клубу.
***
ЧУДО В ИСТОРИИ РОССИИ
Но вернемся от этих мистических примеров к более понятной, экзистенциальной интерпретации чуда. Возьмем за исходное определение военного чуда то, которое предлагает С.Переслегин: "Будем называть чудом всякое боевое столкновение, исход которого столь сильно отличается от нормального, что это не может быть объяснено с точки зрения статистической гипотезы. Подчеркнём, что речь идёт в данном случае о событиях, скорее невероятных вообще, чем маловероятных»
[12].
Достаточно вспомнить, как западноевропейские народы в течение столетий пытались использовать тяжелое положение русских, борющихся против азиатского Востока и Юга для утоления жажды завоеваний на восточных равнинах. В результате в России создалась совершенно особая ситуация: расположенная на незащищенной равнине, она была со всех сторон зажата, изолирована и осаждаема - на востоке, юго-востоке, западе и северо-западе. Это было похоже на «континентальную блокаду»…. Р
усская история развивалась так, что для нее не было никакого выбора: или надо было сражаться, или быть уничтоженными; вести войну или превратиться в рабов и исчезнуть. Но России каждый раз удавалось возродиться их пепла.
По сути, речь идет о "механизме" русского чуда, которое не раз являлось на протяжении столетий. Сюда относятся стремительное возвышение Москвы и концентрация вокруг нее земель в ситуации монгольской оккупации Руси; сбор войска под знамена князя Дмитрия и длань Преподобного Сергия; фантастический по размаху бросок в Сибирь русских воинов и первопроходцев; возникновение народного ополчения в период безначалия Смутного времени, что позволило вышвырнуть интервентов из Кремля; дерзкий альпийский переход Суворова; неожиданный и дикий маневр войск Кутузова, уничтоживший наполеоновскую Европу.
На обугленных скрижалях грандиозного ХХ века записаны примеры великих чудес и преображений России. Как из февральских обломков и осколков, в ужасных условиях разрухи удалось большевикам вновь восстановить границы Империи? Как обессиленная страна из нэповского застоя смогла перейти в фазу индустриализации и спасительной военной модернизации? Каким образом удалось в считанные недели начала войны перенести промышленность и оборонный комплекс из Центральной России за Урал, а затем остановить наступление дивизий вермахта под Москвой?
Запад всеми силами пытается забыть о Блокадном Ленинграде, настолько всё случившееся поражает человеческое воображение, мозг отказывается верить в то, что человеческие существа способны на такие подвиги без вмешательства божественных сил.
250 граммов хлеба с древесными опилками в день для работающих физически, 125 - остальным.
Учёные утверждают, что от такого питания к весне 1942 г. город должен был вымереть полностью. Но он не только не вымер, но заводы производили вооружение, рабочее ополчение не отступало ни на шаг, умирающие от голода актёры давали концерты и играли на сцене, падающие от голода люди сбрасывали «зажигалки» с крыш. И так три года.
Из 2 млн. населения к концу Блокады осталось чуть более 500 тысяч, но даже речи не было о том, чтобы сдаться. Люди, отправлявшие грузы в Ленинград, вспоминают:
«Мы грузили муку для ленинградцев, у самих дети сильно голодали, часто никакой охраны вообще не было, но даже мысли не было что-то себе взять».
«Отправляли хлеб, никто ничего не взял, даже в голову не пришло». Это те самые вчерашние крестьяне, которые еще сравнительно недавно прятали от властей хлеб. И это поведение стало в те героические годы обыденностью.
Таким образом, России не раз в истории приходилось выбираться из ситуаций, совершенно исключительных и безнадежных, демонстрируя способность возрождаться после поражений и катастроф. Готовность к молниеносной мобилизации, непреклонный стоицизм перед лицом опасности, героическое воодушевление и жертвенность в деле отстаивания своих идеалов были присущи народу в полной мере.
Наиболее сильно и в полной мере эти черты проявлялись в момент внешней угрозы и в периоды внутренней смуты. Как будто в народе сидит и ждет своего часа особый засадный полк, готовый в самый важный момент выдвинуться на передние рубежи: удвоить, утроить натиск, нанести решающий победный удар.
Неслучайно в середине 1950-х годов потрясающие достижениями нашей державы за рубежом так и назвали «Русское чудо». А в 1963 г. немецкие кинематографисты назвали свой, обошедший все экраны мира фильм «Русское чудо».
«ТЕХНОЛОГИЯ» ЧУДА
Чудо есть вторжение иной, несуществующей для нас реальности в привычный, живущий по своим законам человеческий мир. Чудо, по сути - это слом старой реальности и рождение новой, установление связи между несопряжёнными мирами мультиверсума
[13].
На сегодняшний день различными науками - от антропологии до синергетики, от квантовой физики до психологии - накоплено достаточно экспериментальных доказательств, что сознание обладает удивительным свойством сопрягать миры, материализовать несуществующее в силу того, что человек представляет собой сложную многоуровневую энерго-информационную структуру, в которой постоянно идет энергообмен внешней (космос) и внутренней сред.
О том, что все окружающее нас пространство образует информационное поле, еще в апреле 1982 года академик М.А.Марков докладывал на Президиуме АН СССР. Он подчеркнул, что информационное поле Вселенной является не только хранителем информации, но и регулятором в судьбах людей и человечества
[14].
Российские ученые внесли огромный вклад в развитие нового взгляда на Мироздание, доказав, что за пределами физического мира существует еще более сложно организованный волновой мир.
Именно волновая функция (его синоним - Дух в ненаучной системе понятий) управляет материальным миром, который без нее оставался бы мертвым. Информационный контур, связанный с нейросоматическим и нейрогенетическим контурами человека, замыкает на себе потоки энергии и получает возможность целенаправленно перестраивать, т.е. менять конфигурацию бытия, объективный мир, который есть не что иное, как доступная человеку часть мультиверсума. Иллюстрацией этого положения, очевидно, и может быть пример чудесного освобождения Москвы от Тамерлана.
В идущих от древности пластах родовой памяти вера в Бога, волхование, магия были способами воздействия сознания на реальность. Это были своего рода способы воздействия информационной субъективной компоненты мира на его материальную составляющую, воспринимаемую как обыденность, что в конечном счёте, представляет собой особый тип технологий, где всё зиждется на особых способностях и знаниях человека, раскрытии его высшего потенциала.
В этом смысле святоотеческий подход к чуду как к результату особого душевного настроя, духовного подвижничества и святости, не противостоит «технологической» интерпретации чуда, но подводит незыблемую духовную основу под это понимание.
Немецкий генерал Гланц в своей книге неопровержимо доказал, что решающая победа над Германией была одержана именно на Восточном фронте и стала отнюдь не случайной; что исход войны решили не «генералы Грязь и Мороз», не глупость и некомпетентность Гитлера (который на самом деле был выдающимся нацистским стратегом), а мужество, самоотверженность и стойкость русского солдата, а также возросшее мастерство советского командования.
Мужество, самоотверженность и стойкость - это ставшие как бы привычными слова, над которыми мы не очень задумываемся. Но ведь именно они выражают те свойства, которые, по Лосеву, могут иметь разные степени полноты воплощения, достигая своей предельной черты, когда человек ставит на кон свою жизнь и делает свой ценностный выбор.
Чтобы выжить в пограничных, экстремальных условиях, народ вынужден был творить "чудеса".
В такие моменты словно какая-то волна входила в состояние резонанса в душах всего народа и вчерашние обычные, скромные, ничем не примечательные люди становились героями самой высшей пробы. Когда накапливалась критическая масса людей, входящих в «состояние героя», начиналась цепная реакция.
Состояние героя сопровождается сильнейшей генерацией духовной энергии. Именно сила Духа не раз спасала страну, и жизнь тех, кто остался в живых. Характерным признаком состояния духовной активности является сильнейший энергетический подъём, который в качестве награды даёт неописуемое ощущение высшего счастья. Кстати говоря, в погоне за подобным состоянием адепты религий и психотехник проводят долгие годы, разыскивая Учителей и мечтая о Просветлении. А здесь под влиянием длительных неблагоприятных обстоятельств такой древней, невероятной силы психотехникой овладел практически целый народ и всё это происходило почти мгновенно.
В этой логике невозможного речь идет, по сути, об индукции некого подобия безумия. Сторона, дерзнувшая подготовить и осуществить невозможную операцию, должна быть чуть-чуть (или не чуть-чуть) "не в себе" с точки зрения обыденного здравого смысла. Здесь главная роль отводится не разуму, а бессознательному, таящему в себе неисчерпаемые запасы энергии. Немцы столкнулись с неукротимым потоком энергии, способным преодолеть любые трудности и препятствия, т.е. с неким подобием сумасшествия, которое и в самом деле заразительно, а также с яростной, почти религиозной верой в неизбежность чуда.
В чуде, как отмечал Лосев, возрождается память веков и обнаруживается вечность прошедшего, неизбывная и всегдашняя.
[15] Замечательным эпизодом Швейцарского похода Суворова был известный штурм "Чертова моста". Когда русские войска подошли к Чертову мосту, то обнаружилось, что штурмовать его нельзя: в явном меньшинстве, без снабжения, без конницы, практически без артиллерии войска Суворова не имели шансов на успех. Несмотря на это, Суворов пришел к своим генералам и офицерам и сказал, что штурм состоится. Те решили, что Александр Васильевич не в себе. То же самое было, когда он пошел к солдатам.
Тогда Суворов предложил им сдаться французам, но только через его труп. Дальше история известна - русские атаковали "Чертов мост", что само по себе было безрассудством. Солдаты, в которых Суворов стремился пробуждать чувство высшего сверхъестественного мужества, сражались настолько яростно, что по свидетельствам очевидцев, потеряв в бою оружие, хватались за камни или бежали на противника с одними ножами. Французы, прекрасно вооруженные и обладавшие численным превосходством, были разбиты.
Недаром французский генерал Массена со временем скажет, что все свои победы - а их у него было немало - он отдаст за один Швейцарский поход Суворова, за 17 дней беспримерного военного подвига
[16]. Эта битва не только для нашей страны, но и для всего мира стала символом духа русского солдата.
Однако западные комментаторы, как правило, склонны объяснять героические поступки людей, таинство русской души, ее духовность исключительно сумасшествием или "дуростью" (как считал последний немецкий император Вильгельм II) только потому, что не в состоянии понять и объяснить поступки "ненормальных" русских. А объяснить не могут потому, что не могут принять то, что определяет сознание русских. Ведь в западном сознании понятие "подвиг" давно уже утрачено и заменено понятием "успех".
На приведенных выше военных примерах можно наглядно увидеть условия, контуры и механизмы "технологии" чуда. Сегодня соответствующие условия в стране налицо: против российского государства разворачивается масштабная, жесткая, целенаправленная борьба со стороны внешних и внутренних сил, а самой России уже нет места в старом мире.
И остается только один выход: отчаянно рвануться вперед, совершить чудо, т.е. актуализировать субъективный фактор - колоссальные внутренние возможности человека - как это всегда происходило в годы великих испытаний. Но как раз это последнее и представляет проблему, если вспомнить одно из метких замечаний последних лет: они знали, за что умирали, а ты даже не знаешь, зачем живешь. Немалая заслуга в этом принадлежит явным и неявным врагам России, о которых речь пойдет ниже.
ВРАГИ ЯВНЫЕ И НЕЯВНЫЕ
Несмотря на то, что Россия, пережив огромное количество войн, неизменно демонстрировала военное чудо и решимость к победе, мир по-прежнему рассматривает Россию как объект для тотального сокрушительного удара.
Уже вполне открыто пишутся книги с названием вроде «Мир без России».
Наша страна объявлена главным призом в геополитической схватке ХХI века.
Президент Дж.Буш в 2002 г. назвал Россию одной из враждебных стран и санкционировал расширение НАТО на восток, к границам страны.
З.Бжезинский называет Россию «главным геополитическим призом для Америки». Он цинично замечает, что «потеря территорий не является главной проблемой для России», так как «Россия геполитически нейтрализована и исторически презираема»
[17].
Кандидат в президенты США Митт Ровни в интервью CNN (27 марта 2012 г.) назвал Россию главным противником США и подтвердил это позднее во время предвыборной кампании.
Очень откровенно высказался на этот счет и старейшина американской дипломатии, считающийся почему-то «голубем», Генри Киссинджер, который, оценивая итоги военной кампании на Ближнем Востоке, заявил еще в ноябре 2011 года:
«Если вы не слышите, как гремят барабаны войны, вы, должно быть, глухие… Мы позволили Китаю увеличить свою военную мощь, дали России время, чтобы оправиться от советизации, дали им ложное чувство превосходства, но все это вместе быстрее приведет их к гибели. Мы сказали военным, что должны будем занять семь ближневосточных стран, чтобы овладеть их ресурсами, и они почти закончили свою работу… Соединенные Штаты минимизируют Китай и Россию, и последним гвоздем в их гроб будет Иран… Грядущая война будет настолько серьезной, что только одна сверхдержава может выиграть, и это будет глобальное правительство, которое выигрывает. Соединенные Штаты имеют лучшее оружие, которого не имеет никакой другой народ, и мы покажем это оружие миру, когда придет нужное время."
[18] Между тем, философия так и не создала основательного труда, посвященного проблеме врага. Психология также не уделила этой проблеме должного внимания. Основная заслуга в теоретической разработке проблемы врага принадлежит немецкому политологу и юристу К.Шмитту.
В работе "Понятие политического" он обосновал необходимость разграничения между "другом" и "врагом", считая это политическим императивом истории
[19]. В реальности, политическое разделение на "наших" и "ненаших" существовало при всех политических режимах во все времена и у всех народов. Без такого разграничения, по мнению Шмитта, ни одно государство, ни один народ, ни одна нация не смогли бы сохранить своего особенного лица, не смогли бы иметь своего собственного пути, своей собственной истории.
В генетической памяти русского народа понятие «враг» имеет особое значение, так как история России - это история войн, оборонительных главным образом. Наличие врага всегда было мощным детонатором духовной и физической активности, поскольку его образ всегда очень эмоционально окрашен и поэтому оказывает более быстрое и глубокое воздействие на людей. Вокруг него организуется коллективная воля народа. Конкретное же наполнение «образа врага» подчинено исторической и политической детерминации и зависит от характера эпохи, но функция остается неизменной.
История предупреждает об опасностях и свидетельствует о том, что у России всегда были враги, желавшие ее захватить. Попытки же некоторых политиков внушить народу, что у России нет врагов, с точки зрения истории, можно определить как происки этих самых врагов, которые сегодня пытаются заставить стыдиться любой национальной сильной государственности в принципе, объявляя ее тоталитарной.
В связи с этим ведется активная атака в отношении исторического сознания нашего народа, которому таким образом дают понять, что сильная государственность - это аналог тирании и преступления. Поэтому она не должна быть предметом гордости, от нее следует отказаться как от чего-то преступного и перестать быть патриотом.
Именно поэтому враги так не хотят, чтобы мы понимали историю, помнили ее, обращались к ней, ибо связь с нашей историей - это связь с нашей государственностью. Если разорвать эту связь, то оборвется нить исторического существования нашего Отечества.
А если вспомнить, что Россия составляет 2% населения планеты, а владеет 40% ее ресурсов, то все становится предельно ясным.
Критерием прежней, традиционной войны всегда считались средства ее ведения. То есть, если применяются огневые средства - это война, если нет - следовательно, это мир. Постсоветская Россия столкнулась с продолжением этой войны в тайной, тщательно скрываемой форме, ведущей к исчезновению границы между состоянием войны и мира, что оказалось непривычным и очень опасным для российской государственности.
Сутью тайной, неявной войны является сокрытие собственного существования: ведь нельзя организовать оборону от того, что не существует. Новейшая, неявная война использует широчайший диапазон средств: подписание обманных договоров, утечку нужной информации, проталкивание на руководящие посты агентов влияния, вбрасывание компромата против соперников, контроль над СМИ, навязывание ложных направлений научного исследования и дискредитацию правильных направлений; формирование системы образования, научной и культурной среды с целью изменения идеологических ценностей, влияние на терминологию и даже на языковые нормы, дирижирование движениями протеста и выступлениями деструктивных сект, создание «пятых колонн», манипуляцию внутренней оппозицией, поддержку диссидентов и перебежчиков, политические убийства и перевороты.
[20] Надо отметить, что в неявной войне, ведущейся против России, "пятая колонна" играет решающую роль. Как отмечает Ю.Петухов, "правда и в том, что ни одна держава мира никогда в истории не имела столь мощной, столь наглой «пятой колонны», сеявшей на протяжении последних пятидесяти лет ненависть и презрение к России"
[21]. Именно она и имеет прямое отношение к неявной войне, которая ведется в сфере экономики (финансовая агрессия) и идеологии (борьба за контроль над массовым сознанием с помощью так называемого консциентального оружия).
Наличие этой мощной тени позволяла «западникам» в постсоветское время усиленно внушать народу, что врагов у России нет, усыпляя тем самым и деморализуя его сознание. Западу и его пятой колонне в России важно было переформатировать русское чудо и русскую победу в непрерывный каскад русских поражений, создать у русского народа комплекс неудачника.
Этот комплекс целенаправленно внедрялся и поддерживался большинством средств массовой информации России и некоторыми интеллектуалами-западниками в русле так называемой деидеологизации.
Деидеологизация носила характер спланированных стратегических действий, была оружием врага в войне в ментальном пространстве, направленным на разрушение нашей государственности.
Таким образом, осуществлялась яростная атака на самые глубины души русского народа с целью лишить его силы, сбить потенциальные настройки на «героическую волну», чтобы никогда больше «Русское Чудо», потрясавшее весь мир, более не повторилось.