Почему такой, на первый взгляд весьма странный, заголовок? Давайте разбираться.
Заинтересоваться Яндексом побудила (помещённая ниже) публикация о его партнёре - американской корпорации Uber Technologies Inc., в просторечии Uber. Ниже компанию будем писать кириллицей: Убер.
Убер начали создавать в самом конце нулевых годов. Если проследить за взлётом будущей корпорации, то можно в динамике этого взлёта найти много сходства с захватом одного из доминирующих мест на своём рынке, в Бигфарме, другой молодой корпорацией - Модерной.
О взлёте Модерны и роли Пентагона, Дарпы и спецслужб Запада в становлении корпорации мы писали в
статье "Moderna призналась: мы не вакцинируем людей, мы их «чипируем» или Космический взлёт стартапа Модерна".
Что же касается будущего партнёра Яндекса, т.е. компании Убер, то здесь желание неких сил сделать из неё ведущего мирового игрока в своём секторе рынка ещё более впечатляюще, нежели в случае с Модерной. Ибо последняя - это весьма прибыльное предприятие, тогда как Убер - постоянно убыточное.
Обратимся к следующей таблице финансовых результатов Убера. В нижней графе - годовой убыток корпорации, выше - грязная выручка.
В 2018 году прибыль в 1 миллиард весьма условна. Это видно из сноски под таблицей: EBITDA - минус 1,847 миллиардов. И из этого минуса ещё не вычтены финансовые расходы по кредитам, а также отчисления на амортизацию!
В общем, Убер - предприятие явно убыточное. Тем не менее его капитализация постоянно возрастает и исчисляется десятками миллиардов долларов. А список вкладчиков весьма респектабелен.
Вот тут и возникает вопрос: почему солидные акционеры настойчиво вкладываются в заведомо убыточное предприятие, имеющее, к тому же, весьма негативный, если не сказать скандальный образ в самых разных странах планеты?
Ясно, что деньги в предприятие вливаются не ради прибыли. Точнее, не только и не столько ради денег. Просто предприятия, подобные Убер или Модерне, помимо частных целей, свойственных их профессиональной направленности, стремятся достичь более глобальных результатов: перехвата части управления в странах их деловой активности, а также... для сбора разведывательной информации.
Как это происходит - каждый волен додумать сам. Мы же дадим лишь краткие пояснения.
Вот из прилагаемой публикации:
"...Между 2014-м и 2016 годом горящий энтузиазмом тогдашний глава Uber Тревис Каланик отдал своре подчиненных указание: будем брать Россию - мне нужны двадцать человек, стоящих как можно ближе к Владимиру Путину."
Понятно, что одна из целей подобного лоббирования, а точнее - коррумпирования федеральных чиновников - это расширение бизнеса. Одна, но, судя по настойчивому финансированию убыточной компании, не единственная.
Дальнейший вывод прост: вы подкупили какого-либо чиновника во имя развития услуг такси, но гражданин-то уже замазан! И в дальнейшем любые другие компании и вражеские спецслужбы получают несложный доступ к услугам подобного предателя интересов России. Это же просто как дважды два!
Второй момент, т.е. ещё одна преследуемая цель - несложный сбор разведданных о стране оперативной деятельности компании. Тем более такой, которая в силу профессиональной специфики имеет доступ к географии всех крупных городов и пригородов страны!
Местных менагеров под благовидными предлогами вполне можно обязать составлять периодические отчёты, которые показывали бы доминирующие настроения населения в регионах, состояние транспортных коммуникаций, состояние ремонтной базы и технологического обеспечения, оперативность и качество работы соответствующих служб в экстремальных погодных условиях и т.д. То есть получать актуальную информацию, которую невозможно вычислить, например, со спутниковых шпионских снимков.
Сведения могут собираться через т.н. обратную связь с клиентом. Конечно, никто напрямую не будет задавать вопросы типа "Довольны ли вы правлением вашего президента". Есть масса способов получить нужный ответ на основании косвенных признаков из ответов на иные вопросы. И чем больший охват, тем проще выявить тенденцию. А охват Убера-Такси поистине огромен.
Помимо этого есть и другие моменты, когда корпорация Убер может негативно воздействовать на тысячи своих работников или даже на население. Например, воспитывать среди своих работников взгляд на жизнь как на средство добыть деньги любой ценой, что является чуждым для русского человека восприятием реальности.
Или через Убер-Еду навязывать вредную для здоровья еду из разных макдональдсов и им подобным.
В любом случае наличие на нашей территории корпорации, чья деятельность вообще спокойно могла бы быть осуществлена местными силами - это повод для серьёзного беспокойства. Особенно, когда совместные предприятия выведены за российскую юрисдикцию.
Вывод: Яндексу вполне по зубам самостоятельно освоить рынок такси, доставки еды и т.п. без коррупционной составляющей, побудившей компанию заключить соглашение с вражеской американской корпорацией. Последняя же благодаря сотрудничеству с Яндексом получила и в России
а) прекрасную возможность и далее коррумпировать российскую власть, влезая в управление государством;
б) шикарную возможность собирать ценные разведданные в густонаселённых районах нашей страны.
Не пора ли правоохранительным и контрразведывательным органам объяснить руководству Яндекса как и чем должна заниматься российская корпорация?!! Даже несмотря на то, что Убер частично покинул СП с Яндексом?
*
Американская история: захватить всю Европу и обломать зубы о Россию
Наверное, в этой истории самое интересное - цифры
. В смысле - масштаб денежных сумм, которыми оперировала глобальная американская корпорация, чтобы проламывать себе дорогу по всему миру.
Вы думаете, сколько может стоить бизнес, занятый тем, что дает вам возможность вызвать такси по телефону? И вот мелькают те самые цифры: продажа пакета акций - причем даже не контрольного - за 200 миллионов долларов, оплата труда местного координатора лоббистской деятельности - 650 тысяч долларов за несколько месяцев тяжкого труда, и это только в России.
История тут такая: британская The Guardian где-то откопала 124 тысячи электронных писем, которыми обменивалась верхушка корпорации Uber. Это сегодня один из двух главных бизнес-скандалов в США, если не на Западе в целом (второй - это как технологический гений Илон Маск сначала захотел купить Twitter, а потом посмотрел на него поближе, пришел в ужас и отказался).
В принципе, оба скандала об одном и том же - о дикого размера финансовых пузырях вокруг какого-то довольно узкого сегмента сферы услуг, без которых теоретически можно и обойтись, обходились же веками.
Что касается нашей страны, то вот вам заголовок из The Washington Post: «Как Uber обхаживал богатых и могущественных россиян, но все равно провалился». Это очень смешной материал, прежде всего тем, что автор его и сам не понимает, о чем пишет и что на самом деле произошло.
А пишет он о том, как между 2014-м и 2016 годом горящий энтузиазмом тогдашний глава Uber Тревис Каланик отдал своре подчиненных указание: будем брать Россию - мне нужны двадцать человек, стоящих как можно ближе к Владимиру Путину. То есть вся верхушка страны, подать ее сюда. Она поможет мне расшвырять конкурентов на местном рынке такси-сервисов. Денег не жалеть.
Делал это Каланик не только в России. Вот замечательный рассказ о том, как он брал Францию. Там главным лоббистом интересов американской корпорации оказался Эммануэль Макрон, тогда еще не президент республики, а только министр правительства. Cобственно, зачем нужен такой персонаж где-то наверху - ладно еще контакты с местной деловой верхушкой, там кто-то может войти в долю, а ручной политик-то зачем?
А вот зачем: во Франции, как и в России, компания Uber требовала от туземцев принять закон, дававший ей особые права. В случае с Францией речь шла об отмене для ее таксистов местных правил по охране труда, в случае с Россией - об их праве работать без лицензии и не красить машину в желтый цвет.
И вот тут почувствуйте разницу. Во Франции у Каланика получилось все, а в России - ничего. Или, словами той самой публикации в The Washington Post, после долгих мучений Uber «фактически ушел из страны». Кстати, в Китае произошло то же самое.
То, что для западников врать - как для птицы летать, мы знаем. И ведь могли бы придумать коррупционную версию «дела Скрипалей», но фактов и даже полуфактов не нашлось, так что вместо этого долбят поверженную корпорацию простой мыслью: все, кого пытался обхаживать Uber в России, сейчас находятся под санкциями - и так будет с каждым, кто пытается иметь дело с «этой страной».
Что же произошло в нашем отечестве с неукротимым Калаником? А тут надо посмотреть, как он работал. Первым делом в таких случаях, по американским правилам, надо провести презентацию с лазерной указкой и обещанием победить пробки во всех городах-миллионниках, а потом - то самое: личная встреча со всей верхушкой страны, не иначе. (Тут во вскрытой переписке менеджмента компании идут панические крики: а не слишком ли это похоже на коррупцию - по нашим, американским законам?)
Но в России, видимо, от этой ситуации есть иммунитет, которого нет у французов. Все, кто пережил 90-е годы и хоть как-то был причастен к бизнесу, помнит, как это было.
Вокруг наезжавших в страну титанов глобального бизнеса так и вились персонажи, заявлявшие: да я в семье президента Ельцина принят в ближний круг. Вы хотите уже через неделю оказаться за одним столом с таким-то человеком? Я это вам устрою. Но это будет дорого. А о чем вы за этим столом будете говорить - не мое дело.
И вот та самая статья подробно, очень подробно описывает, за каким столом и с кем оказывались в те самые 2014-2016 годы вожди Uber. А дальше - нам-то, в отличие от автора публикации, понятно, что люди «с самого верха» смотрели на титанов глобального бизнеса, смотрели, слушали их предложения - и, видимо, устало вздыхали: много тут таких ходит. Итог - смотри выше.
А ведь какие усилия были брошены для прорыва «на самый верх». Есть ведь, кроме московской, и британская часть скандала - там свести глав корпорации с влиятельными россиянами, через вечеринки в Давосе, помогал еще один бывший министр правительства, а ныне лорд Питер Мандельсон.
А всего в похищенной переписке фиксируется факт примерно ста встреч на высшем уровне (бизнеса или власти) и отслеживается список из 1850 «акционеров» - именно в кавычках - на самом деле агентов влияния из числа действующих или бывших чиновников высокого ранга, институтов и политических организаций.
Это не только в России, а в 24 странах. И в каждой теперь свой скандал. А теперь представьте себе масштаб денег, которые были брошены на оттеснение местных таксистов от дороги.
Кстати, во Франции возникла угроза, что тамошние люди за баранками будут бить конкурентов. И все тот же Каланик бодро сказал: ну и ладно, драка хороша для бизнеса.
И ведь это всего лишь такси, вы нажимаете кнопку в приложении и куда-то едете. Можно себе представить, что творится с бизнесом покрупнее - медицинским, например, или нефтегазовым. И какие там средства и методы употребляются для захвата рынков.
Проблема, похоже, в том, что на планете появилось слишком много финансовых и прочих пузырей. Не на пустом месте возник весь этот нераспутываемый узел политических, моральных и прочих кризисов по всему миру, и дело не только в особой, типично американской корпоративной культуре именно в Uber.
Дело, скорее всего, просто в том, что без яростных попыток захватить целые страны, с покупкой местных правительств и элит, вся западная экономическая система сдуется и лопнет с пугающей быстротой.
Дмитрий Косырев
***
Источник.
НАВЕРХ.