Очередной вариант давно ожидаемого «конца игры» предлагают в
своем высокохудожественном фильме «28
Дней Спустя» давние знакомые почтенной публики режиссер Дэнни Бойл и писатель и
сценарист Алекс Гарленд.
Свободу попугаям!
Группа безволосых приматов, борющихся за права своих волосатых
собратьев, но, видимо, недалеко отстоящих от них в своем интеллектуальном
развитии, проникают в лабораторию и, стремясь сделать «как лучше», выпускают из
клетки дикого и совсем не симпатишного подопытного обезьяна. Обезьян же, вместо радостного
благодарственного ухания, тут же бросается на стоящую рядом духовно богатую
активистку, наверняка в этот момент размышляющую о прелестях гуманизма и
преимуществах либерально-демократической модели. Укушенная начинает биться в
судорогах, обильно блюет кровью и… тут все присутствующие отправляются в гости
к Махатме Ганди, Мартину Лютеру Кингу и прочим одухотворенным личностям.
Правда, ненадолго.
Вырвавшийся на свободу вирус за считанные дни переворачивает
все вверх дном на родине прогрессивного мыслителя Джона Локка и, по сообщениям
свободных СМИ, проникает также в Европу и США. 28 дней спустя после инцидента
почтовый курьер Джим приходит в себя в безлюдной палате одной из лондонских
больниц. Именно ему и еще горстке выживших предстоит разобраться, что же за
хрень творится в Датском Соединенном Королевстве и почему сограждане, и до
этого не отличавшиеся особым дружелюбием, теперь так и жаждут сделать из тебя
стейк с кровью, даже не удосужившись спросить о твоем согласии. В общем, полный
«вуд ю лайк э кап оф ти» со всеми вытекающими, выдыхающими и вываливающимися.
Willkommen in der Dunkelheit!
Итак, ядерная бомба, восстание машин или смертельный вирус: арсенал средств, способных погрузить человечество
во Тьму, весьма прост и незатейлив. Бойл
здесь также не блещет оригинальностью и идет по проторенному пути. Тем не
менее, благодаря ряду особенностей, «28 Дней Спустя» можно сразу выделить на
фоне тех многочисленных ежегодных поделок, которые эксплуатируют как тематику
постапокалипсиса, так и истории об алчущих крови мертвецах-зомби.
Во-первых, это добротный саспенс, которым наполнена едва ли
не каждая секунда киноповествования. Фильм по-настоящему интересно смотреть, с
неподдельным удовольствием следя за неожиданными поворотами сюжета и искренне
сопереживая героям. При этом он, как ни странно, начисто лишен той коммерческой
пошлости о супергероях, злобных корпорациях «Амбрелла» и перекроенных на свой
лад игровых концепций, которой не смог избежать целый ряд фильмов схожей
тематики. Да, он начинается точно так же, как заканчивается «Обитель Зла» Пола
Андерсона (с той лишь разницей, что мы видим обнаженного Киллиана Мерфи вместо
обнаженной Милы Йовович), но в остальном же он отстоит от нее настолько далеко,
насколько сам «Резидент Ивил» отличается от «Сайлент Хилла».
Во-вторых, картина Дэнни Бойла является своего рода «умным»
продолжателем традиций старых фильмов о зомби. Режиссер и сценарист не
скрывали, что черпали вдохновение из известной трилогии о мертвецах Джорджа
Ромеро. В итоге их работа вышла не менее захватывающей и с таким же ярко
выраженным социальным подтекстом.
В-третьих, наконец, это запоминающаяся актерская игра.
Собственно, подбор актерского состава - последнее, в чем можно упрекнуть Бойла,
однако здесь, располагая весьма скромным бюджетом (всего £5
млн.), он сумел заставить «звезд третьей величины» сиять ослепительно ярко.
Редко, к примеру, можно увидеть в кино столь притягательный стальной взгляд,
каким обладает Киллиан Мерфи.
Еда на вынос мозга
«28 Дней Спустя» можно смело отнести к тем фильмам, которые
за коммерчески привлекательной экшн-хоррор вывеской скрывают весьма
непривлекательный (но вполне предсказуемый) вывод: человечество рано или поздно
уничтожит себя само. И произойдет это из-за какой-нибудь глупейшей ошибки.
Дэнни Бойл так охарактеризовал концепцию своего детища: «Я
никогда не стал бы снимать чистый ужастик, несмотря на то, что питаю слабость к
экшну. Честолюбивый план состоял в том, чтобы протащить в картину пару поводов
задуматься». Хотя, конечно, задумываться-то здесь особо не над чем, ведь
главная идея режиссера ясна, как день: для того, чтобы победить чудовищ вокруг,
ты сначала должен победить чудовище внутри себя. Однако визуального изящества и
артистизма реализации этой идеи Бойлу не занимать. Единственное, за что кино
можно упрекнуть, так это за неуместный хэппи-энд (хотя это скорее дань широкой
публике, поскольку существует три варианта альтернативной концовки),
политкорректность и некую стыдливую недосказанность. Мне, например, весь фильм
не терпелось узнать, кто же из британской королевской семьи сожрет своих
родственничков первым. Увы, мое
любопытство так и не было удовлетворено…
Итак, что же мы все-таки знаем об Апокалипсисе? Гадать можно
сколько угодно, но одно можно сказать точно: конец света пройдет незамеченным. Мы
будем все так же упражняться в дисциплинах Специальной Олимпиады, пытаясь
доказать оппоненту, что он - мудак, а в это время он тихо подкрадется и укусит
нас за священную задницу - главную гордость и основное орудие труда офиснообщинной
формации. И понесется, завертится и закружится: оторванные конечности, кишки во
фритюре и кофе с вагинальными секрециями…
Достойный финал для глобального человейника, не находите?