Якоб Эдуард Полак

Sep 14, 2019 19:50


О НЁМ или...    Глава 5     Мирза Мухаммед Али Казем Бек





Итак, Россию с Персией связывала Волга, связывала прочно, что только полнейшее обнуление империи Романовых не привело к полному поглощению, да и далее у Ирана были все шансы войти в дружную семью. Санкт-Петербург создал при мамлюкате Каджар очень мощную систему присутствию во всех аспектах и информацию о происходящем на территории Ирана получали очень оперативно.

Франция, как гегемон в Западной Европы, обладавшей самым развитым флотом тоже присутствовала в регионе, но поскольку маршруты были намного сложнее и длиннее, то и присутствие было на порядок скромнее. И так как взвешенной и грамотно проанализированной профессионалами от МИДа и разведки информации было меньше, то недостаток восполнялся байками от моряков, торговцев и путешественников, что вело к обрастанию вполне обыденных историй массой сказочных подробностей вплоть до неузнаваемости, но журналисты с радостью разносили сказочки до обывателя, так как обыватель сказочки любит, они скрашивают его серые трудовые будни.

Но вот был ещё один центр силы, аккурат в Центральной Европе - будущие Германская и Австро-Венгерская империи. Габсбургам было сложно дотянуться до такого важного поставщика дефицитных товаров как Персия, но жизненно необходимо. Берлин и Вена вложили в этот проект очень много сил и средств и были близки к его реализации (железная дорога Берлин-Багдад), но это всё было куда позднее. А в годы же когда в Иране разворачивались страсти вокруг Того Самого, Иран был для них «terra incognito», надо ли уточнять, что закрывали двери по заказу уже присутствовавших там европейцев. В одной из глав «О Магах» я писал об «исследовательском» десанте венгров на Ближний Восток и мы слегка поиронизировали в комментариях над «венгерской разведкой», но работать как-то надо было, поэтому  юзали то, чем располагали.

В 1818 году в деревне Моржина, что в Богемии, в еврейское семье родился Якоб Эдуард Полак. Согласно анекдоту, как еврей, что не боится крови пошёл учиться на врача. В Праге и Вене изучал философию и медицину: получил учёные степени по медицине (доктор 1845), хирургии (доктор 1847), акушерству и гинекологии (магистр 1849). Далее практиковал в Вене и в заводских больницах Моравии.

В какой-то момент он попал в поле зрения сотрудника МИД Генриха Альфреда Барб (1826-1883, австрийский востоковед, еврей по происхождению, отрёкшийся от иудейства ради карьеры, двоюродный брат «возродителя» иврита Исаака Барба; 1852-1867 профессор персидского языка в Венском институте.)

В 1851 году в Вену прибыла делегация от великого визиря мамлюката Каджар Амира Кабира (Князя Порядка), одной из задач миссии был найм специалистов в «Дом Знаний» Университета Тегерана. Встречающей стороной был вышеупомянутый сотрудник МИД Генрих фон Барб, благодаря его рекомендации Полак в августе 1851 подписал контракт на 4 года в качестве специалиста по медицине и фармацевтике. Всего было нанято 7 специалистов, условно главой считался «чешский артиллерист» и картограф Август Карл Кржиж. 24 ноября 1851 группа прибыла в Тегеран, к тому времени Амир Кабир был свергнут с поста великого визиря. Поскольку между Веной и Тегераном не было официальных отношений, то группа не считалась официальной делегацией. Специалистов ожидал весьма холодный приём.

Но несмотря на политические обстоятельства «Дом Знаний» (Дар-аль-Фонун) был открыт и Полак получил назначение на должность преподавателя по медицине. Он стал одним из самых значимых деятелей учебного заведения. С начала он вёл занятия на французском, с помощью переводчика (Мохаммад Хусейн Хан Каджар, то есть представителя правящей династии). Но вскоре он изучил персидский, вёл на нём занятия и издавал учебные пособия. Многие студенты Полака продолжали обучение в Париже.



В январе 1852 был назначен генеральным руководителем военных врачей (предшественник «британский» мальтиец Фортунато Касолани). А в 1855 вместо погибшего при странных обстоятельствах (хлебнувшего вместо бренди «испанской мушки» первый стакан по ошибке, второй чтоб не мучатся-похоже, что отравлен)  Луи Клоке стал личным врачом Насретдина Шаха Каджара, помимо медицинского обслуживания, он обучал Шаха французскому, географии и истории.

Его вклад в развитие медицины в Иране переоценить крайне сложно. Он провёл тысячи операций издал множество научной литературы на персидском, при этом подчёркивается, что под его именем, как под знаком качества издавались и его ученики. Изучал природу холеры, вспышки болезни были часты в Персии во время его пребывания.Он провёл первую в Иране операцию по вскрытию трупа, до этого подобное находилось под строжайшим запретом. Операция была проведена на теле его коллеги и земляка - другого австрийского врача. при этом он отказался проводить подобные операции на телах казнённых бабидов, так как это являлось элементом репрессии. в которых он не желал принимать участие (после покушения на Насретдина к подобным экзекуциям привлекались многие придворные и приближённые ко двору в целях проверки на лояльность).

За годы своей резиденции в Иране Полак как много путешествовал сам по различным уголкам страны, так и помог в организации научных экспедиций другим европейцам ботанических, географических, геологических.

Полак много общался с еврейской общиной, был очень обеспокоен тяжелым положением иранских евреев и связался после его возвращения в Вену в начале 1860-х годов с Альянсом Israélite Universelle , который в 1898 году основал свою первую школу в Тегеране.

В 1860 году он разочаровался в своём работодателе и вернулся в Австрию, где помимо врачебной практики, работал советником в МИД и преподавал персидский в Венском университете.

Он возвращался в Персию в 1882 с научной экспедицией, при посещении Тегерана встречался с Насретдином, также  встречался с Шахом во время его турне по Европе (Вена 1873, Берлин 1889). Полак представлял Персию на различных выставках в Вене в том числе на Всемирной в 1873. Участвовал в различных проектах. В 1866 был имперским представителем от Австро-Венгрии в составе международной комиссии по холере в Константинополе.

Ну да ладно, нам же он интересен с точки зрения освещения движения Баби.

Кто читал 5 Главу «Магов» и не жалуется на память, помнят, что Полак был свидетелем смерти Тахиры, по крайней мере одно из описаний сцены убийства Буквы Живого Веры Бахаи принадлежит ему. Полак не присутствовал в Персии при жизни Баби, но активно интересовался движением его последователей.

В 1865 году в Лейпциге выходит его труд "Persien, das Land und Seine Bewohner; Ethnograpische Schilderungen,".



Книга пользуется популярностью и сегодня, её можно приобрести в магазине за € 70.

Данное произведение существует так же на персидском, как уверяют специалисты между немецким и персидским вариантами существует грандиозная разница.

Критики считают, что Полак был очень хорошо информирован, благодаря прямому доступу, как врача, к разным социальным группам населения и отличному знания персидского языка.

Он затрагивал аспекты кулинарии, одежды, спорта, бани. породы лошадей, семейной жизни, социальных отношений.

В Австрии его книга рассматривалась как первое «нетуристическое» произведение о Персии.

Ну и плюс общение с высшим светом малюката Каджар, куда стекалась вся информация о происходящем в стране и регионе. Естественно, что какие-то мелкие повседневные происшествия двор не очень волновали, а доходившая  информация приобретала сказочный характер, иначе разве  будет она интересна (как животрепещущая казнь Баби -Мессии, мученическая смерть Тахиры- Золотого Венца или Новой Фатимы, коварное убийство Амир Кабира- Князя Порядка или героическая оборона гробницы Табарси).

Ну и держим в голове, что он был главным военврачом, то есть общался с военными (выполняющими функции полиции) участвовавшими почти во всех тех знаковых событиях

В общем на территории Австрийской империи генеральным источником информации о движении бабидов для общего пользования (да и служебного тоже) была именно эта книга. Вышла на свет она, повторимся в 1865 году, в один год с трудами Габино и Казембека, поразительная синхронность.

Но об этом мы поговорим в следующий раз.

продолжение, возможно, следует...

цивилизация, религия, проект "Оптика", Якоб Эдуард Полак, сейид Али Мухаммед Ширази

Previous post Next post
Up