Интровертированное общество.

Feb 16, 2011 21:53

То, что мы стали все больше в себе - я заметил еще раньше. оказывается, этому есть внятные научные объяснения. http://www.ng.ru/scenario/2010-05-25/14_motivation.html

1. Герхард шульце в книге "Общество переживаний" фиксирует это явление - experience economy - в Европе и Штатах. Внешняя ориентация связана с внятными атрибутами и благами, которые можно предъявить, которые говорят о вашем статусе и так далее. Но для современных обществ это становится все менее и менее характерным.
2. Сборник работ Михаила Маяцкого "Курорт Европа". Выясняется, что она реализует старый идеал - стремиться к счастью. Все это означает, что ценность имеют не внешние блага, а характер ваших переживаний. И выбор занятости, выбор профессии, выбор учебы, выбор вообще вашего образа жизни, по сути, определяется теми критериями, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ ОПРЕДЕЛЯЛИ ДОСУГ. Потому что формула "занятость+свободное время" больше не работает, жизнь и работа срослись в едином сверхурочном бодрствовании.
Если раньше человек, выбирая свою деятельность, думал о свободном времени, ориентированном на переживания, на получение каких-то впечатлений, на какой-то опыт, то сегодня люди начинают таким образом устраивать жизненные проекты. Включая выбор образования, профессии, партнеров и так далее.
Выбор трудовой деятельности в этой новой системе мотиваций будет связан с проектом жизни как счастья. Раньше профессия обеспечивала статус в обществе. Уважение, материальную обеспеченность.

Люди хотят в первую очередь жить интересной жизнью. Богатство, карьера, уважение - в современном обществе не очень хорошо работающие вещи. Сейчас нет четких социальных ролей, понятных мест, зато может быть четкая ориентация на то, чтобы было приятно и интересно учиться.
3. Сейчас образ жизни прослойки, живущей интеллектуально. приобретает массовый характер. Еще считается, что человек, которому легко доступны материальные блага, примитивизируется, тупеет, становится одномерным. Об этом писал, например, Маркузе.
4. Сейчас говорят о том, что общество перестало быть классовым - скорее оно начинает структурироваться по стилям жизни, по стилям потребления, по культурным ориентациям, по каким-то субкультурным интересам.
5. Тема передвижений и перемещений в этом внутреннем проекте, нацеленном на переживание, - ключевая. Мобильность, движение, освоение других культур. Достаточно зайти в любой книжный магазин и посмотреть на названия книг, от которых ломятся полки: «1000 городов, которые нужно посетить», «1000 книг, которые нужно прочитать»…
6. То, о чем мы говорим, связано с субъективацией. Об отказе от массовости в пользу индивидуальности, неординарности, самореализации говорят многие современные теории. Субъективация не случайна - в конечном итоге я сам оцениваю качество своего переживания. Нельзя его гарантированно получить, следуя за другим.
7. Переживание необходимо зафиксировать и отрефлексировать - это возможно только в процессе общения. Люди идут на стадион или в кино потому, что общение с другими позволяет им более четко оформить свое переживание, зафиксировать.
8. Очень важный момент в том, что это общество, ориентированное на счастье, но это не общество счастливых.
Социология вообще возникла, когда были большие хорошо оформленные социальные группы. Сайчас - атомизация, аномия. Общество построено на ожидании, которое не оправдывается. На эту тему сняты фильмы «Старикам здесь не место» и «Груз 200».

манифесты, дух времени

Previous post Next post
Up