Точка над "i"

Jul 28, 2020 16:59


Ну что же, стоило мне дать имя блогу, как оно и дало о себе знать- в исследованиях ислама и ближневосточных культур я этого горизонта событий и достиг. На этом собственно я свои исследования в данном направлении сворачиваю, и в будущем, достаточно скором прекращаю свою деятельность на ЖЖ, по ряду объективных и субъективных причин.



Буду ли писать что-то дальше на других ресурсах пока не уверен, но если продолжу деятельность, то буду размещать здесь, поэтому подписывайтесь, если не хотите пропустить


Горизонт события

vk.com

https://t.me/gorsob

Но это не прощальное письмо. В ближайшее время планирую ещё написать пару статей из того что давно обещал читателям, но они не связаны с темой ислама, больше с историей Российской империи. Плюс пару статей из задуманного цикла про иудеев, цикл не получился, но пару годных постов, что могут быть интересными из черновиков опубликую.

В этой же статье, хотелось бы пробежаться по некоторым вопросам которые какой-либо интерес из себя представляют, но на полноценную статью  желания заморачиваться нет.

Эсфахан

Вот очень интересный город. Чем интересен? Первые попытки создания государственной религии  были именно здесь, в начале XIXв. город был крупнейшим религиозным и богословским центром в регионе, но в последующее время авторитет города значительно снизился, в городе множество памятников исламской архитектуры, но по количеству паломников он сильно уступает не то что Мешхеду или Куму, но даже Ширазу Историки объясняют это тем, что после «афганского нашествия» богословы уехали подальше от бед в Кербелу. Ну крайне сомнительно, центром богословия в мамлюкате Каджар тогда стал Мешхед, который намного ближе к афганцам, а юг Ирака с той же Кербелой был объектом набегов религиозных фанатиков с юга. В чём же дело?



площадь Имама, Эсфаган

Старое название города Спаган, что-то производное от «армия» на персидском (Аспадана-место сбора для армии). Сами же горожане называли его Несф-э-джехан- половина Мира. Ну а жителей Спаганы и называли спаганцами или пагаными, то есть язычниками. Достаточно долго не мог найти этому какого-либо вразумительного объяснения, так как Спаган- столица Сефевидов, а именно они стали применять первые попытки объединения страны не по «национальному признаку», а на основе вероучения шиитов, и вдруг с приходом к власти Каджар, такая резкая смена концепции. Ответ нашёлся когда изучал исмаилитов. оказывается, что Исфаган и был основным центром в регионе, где проходили обучение улемы и дервиши данного толка. Чем так не приглянулись Каджаром сказать трудно,  вероятно что просто зачищали инструментарий бывших конкурентов.

Мазари-Шариф

Чем примечателен четвёртый по численности город Афганистана? Тем, что город возник вокруг гробницы, да и переводится как Священная гробница. Кто же захоронен? Непорочный имам Али. По одной из версий неизвестные выкрали тело  патриарха и захоронили артефакт, казалось бы неприемлемо для ислама, но мало ли кто были похитители. По ещё одной версии, сподвижники, опасаясь, что тело будет осквернено врагами перекинули тело через верблюда и пошли подальше от Куфы, ушли аж на три тысячи километров и захоронили там, где рухнул без сил верблюд. Так же было чудесное нахождение легендарным правителем и постройка прекрасной мечети над мавзолеем.



Ещё по местным преданиям там покоится Заратустра.

Во дворе мечети могилы двух сыновей Дост Мухаммеда эмира барказаев, героев войны с англичанами.

Ибадиты

Ибадиты- государственная религия Омана, так сказать неприсоединенцы. Считается, что адепты этого течения составляют подавляющее большинство жителей Омана, но это не так, сегодня суннитов (до 45% населения страны) стало с ибадитами примерно наравне, за счёт приехавшей из-за границы рабочей силы.

Как водится название от легендарного патриарха и также, как водится, сами себя так не называют, а предпочитают «беязи» или «беяды»

Не буду вдаваться в теологические отличия от шиизма или суннизма- они незначительны. Главная причина в том, что ибадиты не признавали над собой ни власть суннитских халифов, ни шиитских имамов алидов. Потомков Магомета считают просто равными остальному арабскому дворянству.

Секрет в самом Омане. «Оманский султанат»- как бы он там не назывался, был очень своеобразным государственным образованием, это была морская региональная держава, при том что весь их флот был по сути имуществом европейских торговых компаний в лизинге. А европейских партнёров инвесторов никакое признание филиалом сухопутных местных правителей не важно халифом или имамом не устраивало. Многие историки задаются вопросом: причины крушения «Оманской империи», доминировавшей в Индийском океане до середины XIXв., и уже ничего из себя не представлявшей в конце того же столетия? Ответ прост- открытие Суэцкого канала и развитие европейского судостроительства. Ост-индские компании смогли самостоятельно хозяйничать в Индийском океане и база подскока в Омане им стала не нужна.

Где же ещё, кроме Омана, мы можем повстречать общины ибадитов? В Алжире, Тунисе (на острове Джерба, что в переводе еврейский) и Ливии, то есть странах с богатыми морскими традициями. Стоит отметить, что ибадизм с странах Магриба не тождественен традициям Омана.

Зейдиты

Течение умеренных шиитов, численностью до 7 миллионов, проживающих преимущественно в Йемене. Да здесь собственно та же картина, что и с их соседями ибадитами: да уммой должен управлять имам, но имамом может стать любой алид. И в разных общинах (странах) могут быть свои имамы.

Зейидам чужды идеи «скрытого имама» и антропоморфизма.

Как водится название от легендарного патриарха, считается, что они признали имамом Зейда ибн Али, (правнука Али, в системе координат имамитов непорочным имамом признан не был) поднявшего восстание против Омейядов на восстановление праведного имамата.  После поражения его тело было распято на кресте (отсылка сами знает к кому), а голова отрублена и отправлена в Дамаск к халифу (отсылка  к имаму Хусейну).

Кайсаниты

«на заре» ислама существовало течение кайсанитов, признававших имамом сына Али Мухаммада ибн аль-Ханафия, рождённого не от Фатимы, а следовательно не потомка Мухаммеда. То есть уммой должен управлять потомок не Мухаммеда, но потомок Али. Кайсанитов не причисляли к ультра шиитам, так как они не обожествляли ни имама  Али, ни его потомков. Верили в реинкарнацию. Движение считается давно сошедшим со сцены, но для давно затерявшегося во времени о нём очень много информации.

Овляды

Когда разбирал экспансию ислама в Среднюю Азию наткнулся на любопытный союз туркменских племён под названием овляды. Переводится как потомки или наследники. Представители данных племён почитаются соседями как святые, и вот же забавный момент, местные стараются, чтоб на их родовом кладбище был захоронен овляд, иначе кладбище не будет священным (мне лично анекдот вспомнился: «зять, хочу быть захоронена в кремлёвской стене- крутись как знаешь», «мама, выкручивайся как хочешь но похороны завтра»).

Так вот эти племена ведут свои родословные от имама Али (ходжа, наиболее влиятельные), Умара ибн аль-Хаттаба (атинцы), Усмана (шихи), Абу Бакра (махтыты), Мухаммеда Ханафии (муджевур), имама Хусейна (сейиды).

При этом овляды ни культурно, ни антропологически не отличаются от соседних племён, в двух словах: такие же туркмены.

Ну слова ходжа, сейид, шейх и ата, я думаю моему читателю знакомы.

Официальная история говорит о том, что родословные племён вымышлены и появились в середине XIX века, и имеют своё происхождение из Горгана и Хорезма (а сами племена будто ведут свою родословную от суфийских святых). Овляды придерживаются строгой эндогамии и предпочитают не смешиваться не то что с соседями, а даже с менее авторитетными соплеменниками..

Меня больше всех заинтересовал титул ходжа, оказывается на местных языках это значит «хозяин», но разве не этот титул давали паломнику совершившему хадж? Ну я думаю, что здесь титул ходжа получали прибывшие из того же Мешхеда или Хорезма, прошедшие обучение, но это так, всего лишь небольшая мысль вслух. Хотя даже я в XXI веке был свидетелем, тому, как довольно таки средний специалист, но с «гарвардским» дипломом имел преимущество перед коллегой отучившимся в родном ЮУрГу на машиностроительных предприятиях нашей чугунной Венеции, что уж говорить о практически средневековой Туркмении. По истории данного племени материала немного, но изучение его прольёт свет на становление ислама в Средней Азии.

цивилизация, религия, проект "Оптика", ислам

Previous post Next post
Up