Над ним открыто смеялись, его ругали и даже били за такое пристрастие к женскому полу, но все равно каждую ночь он проводил в очередном борделе. И все заработанные деньги тратил на продажных женщин. Особенное же возмущение у людей вызывал тот факт, что он был монахом, давшим обет целомудрия.
Не спешите осуждать этого человека, ведь в христианской традиции он прославлен как великий подвижник и носитель подлинной христианской духовности...
К этой истории мы вернемся чуть позже. Она описана в книге
"Бабочка в ладони", которую ее автор Александр Ткаченко адресовал современным людям, во всем ищущим практический смысл, прежде всего задаваясь вопросом "а зачем мне это нужно?" Что мне может дать Православие?
Название книге дала притча. Однажды ученик великого мудреца решил испытать своего учителя. Он поймал бабочку и подумал: "Вот мой учитель все знает, сейчас подойду к нему и спрошу: в моей руке бабочка, как ты думаешь,живая она или мертвая? Если скажет, что живая - я сожму кулак и она умрет, если скажет, что мертвая - я разожму кулак и она улетит.
Но когда он подошел к учителю и задал этот вопрос, тот ответил: "Все в твоих руках". Одни и те же факты и знания о мире, словно бабочку в ладони, можно использовать в качестве аргумента как со стороны веры, так и со стороны безверия. Все зависит от нашего желания, все в наших руках.
История преподобного Виталия, с которой начался этот рассказ, тоже не так проста. Достигнув шестидесяти лет, он взял на себя необычный подвиг: записал в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Каждый день он трудился с утра до вечера и зарабатывал 12 медных монет. Вечером он покупал самую дешевую еду, а остальные деньги отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "за эти деньги соблюди себя в чистоте сегодня, не греши ни с кем". Пока блудница спала, старец всю ночь молился, а утром тихо уходил.
Так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них обещание, что они сохранят в тайне цель его посещений. А жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его и поносили.
Но со временем в городе стало что-то меняться и падших женщин становилось все меньше. Одни ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться...
Правда об этом выяснилась значительно позже, а преподобного жители города еще долго продолжали считать никчемным блудником. И несмотря на отсутствие привычного для массовой культуры "хеппи энда", это самая настоящая Рождественская история.