«Господин оформитель» (1988)

Apr 23, 2015 00:47



«Господин оформитель» (1988). Платон Андреевич в свое время был достаточно популярным в Петербурге художником-оформителем, и знаковой его работой стало изготовление манекена для витрины ювелирного магазина. Случилось это в 1908-м, а роль натурщицы сыграла юная и прекрасная Аня Белецкая. С тех пор она пропала с глаз творца, медленно сходившего с ума на почве противостояния своему небесному коллеге, тому, чье имя упоминают, крестясь. «Вы знаете этого, с нимбом на голове? Мы с ним соперники. Он делает, а я доделываю. Впрочем, этот с нимбом пока меня обыгрывает. Пока…». Платону Андреевичу так и не удалось создать ничего и никого, кто мог бы соперничать с венцом творения Господа. С человеком, живым, из плоти и крови. Хотя, да видит тот же Бог, оформитель мечтал бы своими руками выпестовать манекен, подобный «царю зверей». Вернее, царице. Аня, главная и единственная муза, исчезла из его жизни, так и не сподобившись поблагодарить художника за то, что он вытащил ее из нищеты. И в нищету с головой окунулся сам Платон Андреевич. Он начал пить. Лучшей подругой стала бутылка, а лучшим другом - шприц с хорошей дозой лекарства от беспросветной тоски. Заказов становилось все меньше, и вот оформитель уже на грани того, чтобы быть вышвырнутым из арендованной им квартиры. … Спаситель представился заморской фамилией Грильо, имя же свое он называть не стал. По словам этого импозантного и явно богатого дельца, ему нужен человек, который смог бы оформить недавно купленный им дом в пригороде Северной Пальмиры. Едва соображая, что происходит, Платон Андреевич отправляется туда, и через некоторое время планирует уехать, чтобы никогда не возвращаться, дав потенциальному заказчику отказ. Но тот знакомит его с женой. Марией. Хотя какая же эта Мария! Аня, та самая Аня, наконец-то, снова она, чудесное стечение обстоятельств!
.
Однако девушка вовсе не горит желанием признаваться в том, что когда-то позировала «господину оформителю». Может, это и не она вовсе, а потрясающее физиономическое сходство - глупая шутка злодейки судьбы? Не шутка. Ведь портрет Анны-Марии, написанный Платоном, датирован 1908 годом, а сейчас на дворе 1914-й. И Грильо ничегошеньки не знает о том, кем была его супруга до его с ней встречи… Если считать эту ленту одной из вариаций на тему классической истории о Пигмалионе и Галатее, то вполне вероятно, что она одна из лучших. Ленфильм, 1988 год, уже почти не Советский Союз, но еще не Россия, страна, где ни мистика, ни хоррор никогда не были в фаворе. И, на пару с «Дикой охотой короля Стаха», один из лучших жанровых образцов, снятых на территории экс-СССР за весь двадцатый век. Причин достаточно. Во-первых, сама история. Во-вторых, режиссура. А ведь «Господин оформитель» - всего лишь переснятая Олегом Тепцовым его же дипломная работа! В-третьих, актеры. Для Виктора Авилова, не нуждающегося в представлении, эта роль стала первой в кино. А Анна Демьяненко, дама, обладающая весьма нестандартной внешностью (собственно, как и Авилов), прекрасно его дополняет. В-четвертых, музыкальное сопровождение. Над ним работал Сергей Курехин, и в данном конкретном случае со своей задачей он справился блистательно. В-пятых, атмосфера. Она дышит не столько хоррором, сколько мистикой Серебряного века; акцент делается не на саспенсе, не на «ужасе», в любом его проявлении, визуальном, звуковом или подсознательном (впрочем, финальные 20 минут нагоняют достаточно жути), а на символизме и артистизме. В-шестых - ТО, КАК снято. «Господин оформитель» - не просто фильм. Это еще и пластический театр, и шикарная подборка акварелей вкупе с графическими рисунками. Пьеса, спектакль, кино, местами прилично отдающее немецким экспрессионизмом времен Фрица Ланга, поэзия, авангард, мистика, музыка. Все виды искусств в одном. Если первые же кадры не введут вас в транс - с театральным представлением и музыкой, доносящейся из прообраза граммофона, то и дальше смотреть этот фильм, наверное, нет смысла. Жаль, коли так - потому что «Господин оформитель» производит впечатление ленты, снятой не в 1988-м, а в 2014-м, причем отнюдь не ремесленниками. И никакой «советскости». Гениальная работа, разбирать которую по кусочкам - неблагодарное занятие. Тогда это будет уже не кинообзор, а диссертация. Кстати, почему нет? «Господин…» ее безусловно достоин.
.
10/10

восьмидесятые, мистика, атмосфера, артхаус, 10 из 10, российский хоррор

Previous post Next post
Up