«Паук» (1991)

Jul 11, 2016 00:17



«Паук» (1991). Пастор одной из рижских церквей обращается с просьбой к своему давнему знакомому, талантливому художнику Алберту, чтобы тот написал для прихода портрет Девы Марии. Надо сказать, что живописец сколь популярен, столь и безумен: ад на его картинах - самое милое из тех мест, где он мысленно успел побывать. Алберту, конечно, требуется модель, и долго искать ее не приходится - в ходе первой же встречи со святым отцом он замечает одну из его прихожанок, юную красавицу Виту, после чего двух мнений быть не может. Она, и только она должна провести немало дней и ночей в мастерской художника, чтобы получился идеальный портрет. Место это, надо сказать, напоминает обитель самого Дьявола. Картины на стенах, заставляющие вспомнить как Босха, так и Дюрера, живая змея, и пауки, убивающие друг друга… Вита, от природы наделенная живым воображением, да к тому же снедаемая множеством комплексов, привитых ей матерью, пытавшейся в отсутствии мужа воспитать и вырастить свою дочь «чистой», сразу же погружается в пучину кошмарных видений. Полотно, живописующее быт грешников, оживает, вот уже несколько из них окружают девушку, пытаясь забрать с собой в царствие мрака, блуда, бесконечных мучений и столь же бесконечных удовольствий. Сама не своя, Вита сбегает из мастерской в тот момент, когда Алберт пытается ее изнасиловать. Но дома вскоре звонит телефон, и на том конце провода - художник, со словами: «Ты должна вернуться. Пока работа не закончена, ты принадлежишь мне». Вита не возвращается. И тогда он приходит к ней сам в образе огромного паука. Сбежать из города? Она сбегает. Но сбежать от себя невозможно.
.
Сюрреалистичный хоррор, снятый латышскими кинематографистами еще в те годы, когда Латвия была частью Советского Союза, хоррор, которому наверняка бы рукоплескал старик Фульчи, если бы ему довелось этот фильм увидеть при жизни… или после смерти. Он абсолютно европейский по своему духу, и даже странно, что все герои «Паука» говорят по-русски. Что-то от еврокульта восьмидесятых, что-то от итальянских слиз-хорроров шестидесятых и семидесятых. Много-много обнаженных тел (сложно сказать, насколько часто обнажается главная героиня, но то, что она находится в одежде примерно столько же экранного времени, сколько и без одежды - совершенно точно), фантастического уровня спецэффекты и целый набор, калейдоскоп жутких видений, которым, по сути, и является эта лента, чей сюжет весьма условен, и в которой диалогов ничтожно мало, что лишний раз подводит зрителя к мысли - не слушай, а смотри, ты, богохульник! Да, «воцерквленным» людям «Паука» смотреть бы не стоило. С ног валит хотя бы знаменитая сцена, в ходе которой Вита, естественно полностью обнаженная, с удовольствием совокупляется с огромным пауком. И этот паук - не чета на коленке сделанным куклам из ранних советско-русских хорроров. Кажется, что он и правда живой. И отвратительный до тошноты, тут все как надо. Режиссер был верен заветам Лючио. Отсюда и разлагающийся живой мертвец, и секс со своим отражением в зеркале, и демонический художник, обжигающий свою руку до мяса, а потом пытающийся остудить ее, разбивая аквариум - рана, как вы уже догадались, показана во всех подробностях. Действие первой части разворачивается в мрачной Риге, вторая - на фоне сельской пасторали, но от этого менее жуткой и меньше насыщенной видениями, порожденными больной фантазией Виты, не становится. Что до эпиграфа в прологе, цитаты из Фрейда («Неосознанные сексуальные влечения наиболее тесными узами связаны с состоянием страха…»), то возможно это и был основной концепт фильма. Да только по результатам просмотра становится ясно, что психология и фрейдизм - просто предлог, чтобы окунуть нас с головой в водоворот талантливо слепленного 90-минутного кошмара. Бессмысленного, но поразительно эффектного.
.
7,5/10

редкие фильмы, сюрреализм, атмосфера

Previous post Next post
Up