Тамбовские бомжи: на обочине жизни. Часть 4

Sep 11, 2015 00:02

Оригинал здесь:http://www.top68.ru/society/tambovskie-bomzhi-na-obochine-zhizni-55171 (газета "Город на Цне")

Почему отказались от благотворительных обедов в одной из городских церквей, может ли бродяга вернуться к нормальной жизни и насколько опасно сочетание «агрессивный бомж и стеклянная бутылка»? Об этом и не только читайте здесь.


Стоянка уличного человека

Буквально в четверти часа ходьбы от главной улицы областного центра находится община тамбовских бездомных. Чужому здесь не рады - это я познал на собственной шкуре, попытавшись завести знакомство с тамошними бродягами.

Вообще это странное, неприятное место. Таких в нашем городе много. В такие места ты обычно попадаешь, непонятно зачем свернув с вполне благопристойной улицы в переулок или заглянув в косую подворотню. Заброшенные деревянные сараи. Кусты, заваленные мусором. Следы пылавших костров и горы пустой тары от настойки боярышника. Рядом теплотрасса. И сразу становится ясно - здесь становище уличного человека.


Атмосферности добавляют маленькие аккуратные песочные холмики - могилки домашних животных. Неподалёку высится одна из многочисленных тамбовских церквей, где собирают милостыню спекулирующие на жалости обитатели этого поселения.


Я уже бывал здесь однажды. Пробрался к сараю, где увидел полуголых бродяг, спящих вповалку. В воздухе смешались затхлые ароматы гнили, испражнений, дешёвой водки и немытых человеческих тел. Не став тревожить покой бездомных, я тихонько ушёл восвояси. В другой раз жители стана не спали. Несколько человек, издали похожие на крупных обезьян, угрюмо сидят на корточках у входа в сарай. Ещё на подходе к нему меня встречает один из них. Бомж-вожак. По его страшному пигментированному лицу и резким жестам понятно, что разговора не выйдет. «Чё надо? Хочешь сюда пройти? Пошёл на хрен отсюда!», - агрессор резко выбрасывает руку вверх и вперёд. Стеклянная бутылка, как фашистская граната, пролетев мимо моего уха, неуклюже падает рядом и наполняет звоном округу. Остальные бродяги что-то вопят мне вслед по-звериному…

Почему больше не кормят бродяг в церкви святого Лазаря?

Если бы я был воцерковлённым человеком, то, наверное, на службы ходил бы именно в церковь святого Лазаря. В небольшой скромный храм в центре города. Обстановка простоты, ясности и спокойствия как нельзя способствует общению со сверхъестественным.


У входа в храм я знакомлюсь с Игорем. Игорь - странник. Заросший колючей бородой, с большим рюкзаком с чужого плеча, в пыльной старой одежде, в дырявых адидасовских кроссовках, он добирается на попутках до Краснодарского края. Из разговора с ним я так и не понял, откуда он едет и какая цель его странствия. Сюда он пришёл не молиться, а разжиться чем-нибудь съестным.

Вообще церковь Лазаря для бомжей и бродяг  - притягательное место. Например, мой знакомый бомж дядя Коля, бывший полковник Советской армии, любивший есть жареных крыс и насмерть замерзший пару лет назад после очередной попойки, был завсегдатаем этого храма.

Раньше здесь для бездомных организовывались благотворительные обеды. Прихожане приносили продукты и одежду. Но в скором времени эту деятельность пришлось прекратить - бомжи навлекли на свою голову гнев местных обывателей.
«Жители соседних домов стали возмущаться. Говорят «это ваши бомжи». Не их братья и сёстры спившиеся, а «ваши бомжи». Поэтому они их фактически разогнали отсюда. Но мы готовы помогать по мере сил. Всех голодных, кто к нам приходит, мы обязательно накормим», - беседует со мной настоятель церкви протоиерей Виктор Шальнев.


«Бомжуют, ночуют в теплотрассах. Скорбно, печально. Они взывают всех нас к совести, к молитве. Ведь это всё от недостатка духовного. Разложение любого общества имеет перед собой духовную причину»,- пожилой священник говорит очень эмоционально, по всему видно, болеет за своё дело. - «Их нужно и укрепить духовно, и адаптировать. Раньше этим занимались лечебно-трудовые профилактории, и это было правильно. Человек не лежал под забором, а его подбирали и определяли в лечебное заведение. Он там трудился, был под надзором». Служитель Бога тягостно вздыхает и на прощание угощает меня спелыми яблоками.

Может ли бомж вернуться к нормальной жизни?

Такие случаи - редкость, но всё же бывают. Быть может, и у 36-летнего бомжа Алексея Шпагина это получится. Первый раз я его увидел в Дармарке. Тогда он со своей сожительницей Алёной приходил на благотворительный склад за одеждой. Сегодня мы встречаемся с ним и его неразлучной подругой в районе центрального рынка, у входа в трёхразрядную пивную. Отходим в сторонку, чтобы разговору не мешали протяжные песни «Лесоповала» и назойливые звуки базарной радиорекламы.


Одно время Алексей жил в реабилитационном центре, затем в доме ночного пребывания. Подъедался у одного супермаркета просроченными продуктами, трудился в рыбхозе. Последние два месяца он ночевал в заброшенном деревянном доме.

Потом кто-то пустил красного петуха, и он оказался даже без этой крыши над головой. Правда, сейчас его жизнь вроде бы стала налаживаться. Бездомный снял квартиру, устроился на работу штукатуром. Пока неофициально - мешает отсутствие прописки и судимость.

По словам Алексея, он сирота, и ему положена жилплощадь от государства. В девяностые он не успел справить новоселье, так как почти на 14 лет отправился за решётку.
«Я учился в Заворонежском детском доме, который закончил в 1993 году. Мне по закону положена комната, но её я так и не получил. Обращался во все инстанции - мэрию, администрацию. Везде меня футболили. В 1999 году поставили на очередь, но меня посадили в тюрьму. Не так давно ходил в МФЦ, там меня направили к адвокату. Он мне прямо сказал - заплатишь мне деньги, тогда я выиграю твоё дело. А откуда у меня деньги возьмутся?», - сокрушается Алексей.

Нашу беседу то и дело прерывает Алёна. Женщина навеселе и явно не в себе. То начинает плакать, падать на колени и жаловаться на жизнь, то называет меня губернатором и требует у меня паспорт и российское гражданство (по её словам, она гражданка Украины), то успокаивается и рассказывает про своих детей, которых у неё отобрали.
«Убили, убили мать мою наркоши, убили отца моего, сестру. А меня цыгане украли. Украли с Украины и привезли сюда. Они вышли на вокзале, сказали «пойдём покурим» и увезли. Они усыновили моего сына, забрали моего сына. Я хочу жить. Не думай, что я пью. Я могу не пить. Дайте мне паспорт, дайте мне комнату. Буду детей рожать, пусть мне дадут материнский капитал», - женщина начинает рыдать. Потом быстро успокаивается, стреляет у меня мелочь и с удовольствием позирует перед объективом фотокамеры.


«Я хочу жить спокойно, я не хочу сидеть в тюрьме. Хочу работать. Я учился на пчеловода, на зоне освоил профессии токаря и фрезеровщика. Хочу иметь детей. Мне 36 лет, а детей ещё нет», - Алексей говорит серьёзно, его взгляд становится прямым и уверенным. Отдаю ему на прощанье листок с адресами и расписанием бесплатной юридической консультации. Обещает сходить в ближайший вторник. Как выяснилось позже, никуда Алексей не пошёл.

Продолжение следует

Комментарии:

Андрей Иванович, бомж с более чем 15-летним стажем
«Какие-то приюты должны быть, ночлежки. И обязательно сделать так, чтобы можно было там находиться круглосуточно, чтобы днём по улице не мотаться. В общем, крыша над головой нужна и кормёжка, благотворительные столовые какие-нибудь. Эх, скоро холода начнутся, придётся снова зимовать в подъезде».

Дмитрий, бомж с трёхлетним стажем
«Лечить нас нужно от алкоголизма. Мы же все хроники. Лечить насильно, как в советские времена, потому что добровольно мы ни в какие ребцентры, где пить не дают, не пойдём».

Цифра: Мужчина 41-50 лет - так выглядит среднестатистический бомж в России. Эти данные получены в результате анализа социально-демографических характеристик бездомных, который проводился сотрудниками МВД.

Оригинал: http://www.top68.ru/society/tambovskie-bomzhi-na-obochine-zhizni-55171 (газета "Город на Цне")

Первая часть: http://stancoy.livejournal.com/147081.html

Вторая часть: http://stancoy.livejournal.com/147276.html

Третья часть: http://stancoy.livejournal.com/147645.html

бомжи, церковь святого Лазаря, Тамбов

Previous post Next post
Up