Писал для сайта "Твой Тамбов":
https://tmb.news/exclusive/reportage/kolokola_bitye_yaits_i_paskhalnyy_krolik/ Для христиан Пасха - «торжество из торжеств». В этом году древнейший и самый важный христианский праздник отмечали в один день православные и католики, баптисты и молокане. О том, что такое Пасха для верующих этих конфессий, кто красит яйца, кто поёт а капелла, а кто разжигает костры, вы узнаете из этого материала.
Православные: битьё яиц и колокола для всех
Православные ещё утром в субботу, которую именуют Великой, отправились в церковь освящать куличи и крашеные яйца. В этот же день многие из них смотрели по телевизору ежегодную церемонию схождения Благодатного огня в Иерусалиме. Сам огонь из столицы Израиля в Тамбове всем желающим раздавали уже в воскресенье - виной тому задержка авиарейса в Россию.
Некоторые из горожан снова вернулись в храмы, на пасхальную ночную службу. Самая главная из них в Тамбове проходила в кафедральном Спасо-Преображенском соборе.
Начиная с этой ночи на воскресенье верующие при встрече приветствуют друг друга словами «Христос воскресе» - «Во истину воскресе» и дарят друг другу пасхальные яйца. «Крашенки» потом нередко разбивают по очерёдности друг о друга.
Ещё один из обычаев - торжественный колокольный звон. Кстати, в этот день по традиции Церкви каждый желающий может подняться на колокольню и даже побывать в роли звонаря.
А вот посещение в это воскресенье могил почивших в бозе близких РПЦ осуждает. Скорее всего, этот обряд появился в годы коммунистических гонений. Тогда ходить в храм боялись, да порой не оставалось и действующих приходов. Потому-то христиане, как подпольщики, и собирались на погостах, где пели и поминали усопших. Но Церковь считает, что Пасха - это праздник жизни, и скорбеть о смерти христианам в день воскресение Иисуса Христа не подобает.
В воскресенье в Тамбове состоялся традиционный пасхальный крестный ход, ради чего были на время перекрыты центральные улицы города. Священники и прихожане, среди которых особо выделялись люди в казачьей форме, под колокольный звон и крики «Христос воскресе» проследовали от Покровского храма до Вознесенского монастыря.
«Истоки моего трепетного отношения к Пасхе - в далёком детстве. И я из года в год в предпасхальное время пытаюсь вспомнить то ощущение наивной, детской веры. Ведь Светлое Воскресение - это, кроме прочего, прекрасный символ противостояния хаосу, смерти. Сколько любви и высокого смысла было в словах, которыми встречал богомольцев преподобный Серафим Саровский: «Христос Воскресе, радость моя!», - говорит один из участников пасхальный торжеств в Тамбове Игорь.
Католики: пасхальный кролик в Тамбове не прижился
Куда скромнее отмечали Пасху тамбовские католики. В этом году, кстати, в один день с православными и со всем христианским миром. В костёле на улице Кронштадской, неоготические острые башни которого весьма контрастирует с типично русскими, приземистыми остатками былого величия дореволюционного купеческого Тамбова. При царском режиме в наш город активно ссылали поляков, на деньги которых и появился этот кусочек Кракова. Правда, в эру атеизма храм был частично разрушен, превратившись в шарикоподшипниковый завод, а уникальный орган коммунисты угробили. Двадцать с лишним лет тому назад церковь была восстановлена.
«Вообще в католичестве с древних времен сложилась традиция совершения Пасхального богослужения в ночь, как и на Рождество. В прошлом году именно ночью мы и начинали отмечать Пасху - в 00:00. В этом отмечали в 22:00», - рассказывает католичка Ирина Нечаева. - «Большое значение в богослужении страстной субботы имеет пасхальный огонь. Он символизирует Свет Божий - на территории храма разжигается костёр, от которого перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал (особую пасхальную свечу), огонь от которой раздают всем верующим».
Как и православные, католики приветствуют друг друга словами «Христос воскрес». Также они готовят и освящают яйца, куличи и всё, что приготовлено к праздничному столу. Этими яйцами и сладкими конфетами потом обмениваются друг с другом.
В некоторых странах западной Европы, в Штатах и Канаде самым известным пасхальным символом стал заяц или кролик, который откладывает яйца и прячет их в саду. Но у тамбовских католиков этот обычай почему-то не прижился.
Баптисты: кулич и язычество
Баптисты появились в наших краях ещё в конце позапрошлого века. Сейчас в регионе 7 храмов, а прихожанами являются 1200 человек. Для русских баптистов Пасха - главный христианский праздник.
«Русские баптисты в разных странах празднуют Пасху вместе с остальными христианами, для нас календарь праздников не очень важен, главное - их суть. Многие баптисты считают крашеные яйца, куличи и другие пасхальные традиции отголосками языческих обрядов, но если кто-то из наших родственников или даже единоверцев подарит нам «крашенки» или кулич, мы не будем отказываться и называть этого человека язычником», - объясняет журналист и член совета старейшин церкви ЕХБ (Евангельских Христиан-баптистов) Тамбова «Источник Жизни» Сергей Степанов.
Крестные ходы протестанты не практикуют, но от возможности пройтись по улице с пением гимнов и проповедью они бы не отказались. «К сожалению, сейчас нам не разрешают даже устраивать собрания в общественных местах, не то, чтобы перекрывать центральные улицы ради крестного хода», - сетует Степанов.
Вообще у баптистов, в отличие от тех же православным и католиков, нет понтификов, патриархов и чёткой вертикали власти - каждая община сама решает, как ей отмечать праздники. Зачастую всё зависит от сложившихся традиций и творческих способностей. Там, где больше молодёжи, делается упор на организации спектаклей, мюзиклов и концертов. А где-то наоборот царит более консервативная атмосфера длинных проповедей.
Тамбовские баптисты решают индивидуально, надо ли поститься или нет. «А вообще отличий и в образе жизни и в праздничных традициях у нас и православных так много, что трудно все перечислить. Однако если есть в одной семье и православные, и баптисты, они, как правило, находят общий язык и празднуют Пасху вместе, объединяя традиции», - уверен Сергей Степанов.
Молокане: без икон, но с песнями
В Тамбове есть и молокане. Основатели этого христианского течения до сих пор неизвестны. А вот его активным популяризатором стал наш земляк Семён Уклеин, живший в 18 - начале 19 столетий. Из тамбовского края молоканство довольно быстро перекинулось в соседние губернии, а потом и в Закавказье. Царское правительство долгое время считало их «особо опасной ересью», поэтому-то некоторые из молокан и оказались в эмиграции. Община в Тамбове небольшая, на собрание в этот воскресный день пришли двадцать пять человек.
«Пасха для нас не самый главный, а один из главных праздников. Для нас, как и для всех христиан, это великое событие. Это торжество, это надежда, но вспоминая какой ценой Христос пострадал за грехи людей, порой не так уж и радостно», - комментирует молоканка Елена Бычкова.
Её единоверцы не признают икон и святых, не носят крестов и не крестятся. У них нет ни пастырей, ни обряда посвящения. Есть пресвитер, но эта должность номинальная, необходимая лишь для общения с властью.
В канун праздника, вечером, молокане вспоминали страдания Христа. Воскресенье отметили торжественным собранием - пели хвалебные псалмы. Вообще песенная культура - уникальная традиция молокан. Поют они а капелла, без музыкальных инструментов и хором.
Многие из них пекут куличи и красят яйца, правда, считая это дело второстепенным. Многие ходят на кладбища, чтобы помолиться и, конечно же, попеть.
Фото Александра Смолеева, Эдуарда Толстошеина, Ирины Нечаевой
Александр Смолеев.
Оригинал на сайте "Твой Тамбов":
https://tmb.news/exclusive/reportage/kolokola_bitye_yaits_i_paskhalnyy_krolik/