Опрос: свой вариант

Sep 13, 2013 15:31

Предлагаю свой вариант на приведенный мной ранее опрос

Правитель (П): Что ты посоветуешь?
Советник (С): Для начала давай определимся, в чем основные проблемы современного общества. На мой взгляд, главная проблема сейчас - потеря нравственности. Мы живем в мире форм и информационного шума, где человек пытается казаться, а не быть, обладает формой, но не сутью. В то же время это мир пытливых умов, где цепочка логических умозаключений может увести в дебри, а сила слов используется для того, чтобы ставить в тупик оппонентов или производить впечатление, но не для передачи сердечной информации. Многие вообще не осознают нависающие над ними проблемы, а живут сегодняшним комфортным днем. Для многих развитие - это технологический прогресс, но не развитие человека. Но в том то и опасность, что технологии эволюционируют быстрее, чем человеческая мудрость, и потому цивилизация оказывается в неустойчивом положении.
П: Да, проблемы есть, но, во-первых, они осознаются не всеми, а во-вторых, у многих людей сейчас своя точка зрения на пути выхода из кризиса, и эта точка зрения всецело полагается на технологии, на тотальную автоматизацию, забывая про человека. И в таких условиях что-то предпринять тем более сложно, потому что мы встретимся с непониманием, а иногда и с сопротивлением.
С: Верно. И мы не должны забывать так же о том, что для устойчивого результата система (в нашем случае человек и общество) сама должна прийти к противоречию, а затем и к поискам путей его преодоления. В своей деятельности мы не можем нарушать свободную волю.
П: Должны ли мы вообще что-то предпринимать? Ведь если человек не столкнулся с проблемой, то любые наши слова о ее существовании, будут для него пустым звуком. И не можем же мы, в конце концов, специально ухудшать условия жизни людей, чтобы подтолкнуть их к переменам! Возможно ли вообще воздействовать на темпы эволюции, подвластно ли нам это? Или нам следует подчиниться естественному ее ходу.
С: Наша задача - показать альтернативу. Мы не можем подтолкнуть человека к чему-то, но мы можем показать ему две реальности. Одна реальность - это то, что он видит каждый день вокруг. А другая - это то, к чему мы стремимся. Нам предстоит построить эту модель и убедиться в ее жизнеспособности.
П: Если это всего лишь модель, сможет ли она оказать действенное влияние на общество? Она будет изолирована от общества? Или встроена в него? Не задушит ли общество этот наш альтернативный мир?
С: Для начала вспомним немного физику, а именно процесс кристаллизации. Этот процесс идет, во-первых, в насыщенных растворах, а во-вторых, для начала роста кристалла нужны частички. В школьных опытах мы использовали для этого, например, шерстяную нить, но это не важно. Вокруг этих частичек и начинается образование кристаллов. Аналогично должно быть и для общества. Обрати внимание на информацию в интернете, особенно в социальных сетях. Активно обсуждается недовольство властью, в целом положением в стране. Хотя, конечно, неправильно говорить, что активно. Многие просто предпочитают постить котиков и читать смешные картинки. Но тем не менее, раствор постепенно насыщается, и насыщенность его неоднородна. Для кого-то необходимость перемен очевидна больше, чем для других. Кому-то хочется революций, переворотов и т.п. Нам с этими людьми не по пути. Нас интересуют те, кто искренне переживает за общество, кто думает не только о личном благе, сколько о благе вообще людей. И именно в среде этих людей должна идти кристаллизация.
П: Как мы сможем найти нужных нам людей, а тем более объединить их? Я сомневаюсь, что так легко сейчас найти общность людей, обладающих сильным сознанием и радеющих за будущее общества. Насколько я могу судить по своему опыту, даже в тематических сообществах, посвященных поиску путей выхода из инферно, многие люди преследуют свои личные цели. А искренне сочувствующих - единицы.
С: Совершенно верно. Таких людей действительно не так уж много. Но они все же есть. Вот мы, например. Наверняка, ты можешь найти еще 2-3 своих знакомых, так же как и я. И ведь не только мы такие умные. Таких, как мы, много по стране. Но беда в том, что нас все равно мало, и нам сложно сопротивляться воздействию среды. Мы возвращаемся с наших встреч в реальность и вновь и вновь проваливаемся в инферно. Да и к тому же заметь, многие относятся к подобным встречам и обсуждениям, как к игре, не сознавая своей личной ответственности. Мне кажется, нам нужно присмотреться к тем возможностям, которые дает нам интернет. Нам нужно создать информационное пространство, в котором мы могли бы объединить неравнодушных людей. Мы не должны гнаться в нем за рейтингами посещений. Главная его задача - объединить людей, которые будут резонировать на обсуждаемые там вопросы. Возможно, вход туда будет только по приглашениям, а за попытки вывести систему из равновесия - строгий бан. Мы будем присматриваться к участникам: что они привносят в пространство, будем наблюдать за их ростом, будем давать им небольшие испытания и наблюдать, как они их проходят. Еще раз повторю, нам не нужна массовость. Массовость в данном случае это хвост, который придется тащить за собой. Нам же нужен двигатель.
П: И обсуждениями, обменом информацией вся деятельность этого пространства ограничится?
С: Нет. Для начала, не нужно так поверхностно относиться к обсуждениям. Они значимее, чем тебе кажется. Они формируют мировоззрение, основу, на которой потом строится вся жизнь человека. К тому же, обсуждаться будут проблемные вопросы, мы будем искать возможные выходы, обсуждать их противоречия. Я вижу это пространство ценной площадкой моделирования будущего, оттачивания зоркости в отношении будущего, развития взвешенного мудрого взгляда на жизнь. На страницах пространства мы будем стремиться объяснить простым языком сложные, передовые знания науки и метанауки, мы дадим выход необычным проектам и будем направлять их, мы будем делиться ценными книгами, мы будем стараться по эстафете передавать свет знания. Но это еще не все задачи пространства. Это лишь внешняя форма, то, что будет, как радио, транслироваться в пространства интернета. И хотя просветительская роль и роль тренировочного полигона для сознания велики, но я вижу здесь и другую задачу. С детства я болен тайными орденами: тамплиерами, гелиарами. В них скрывается могучая сила, они трудятся слаженно, но незаметно для других. Так вот, к чему это я. Со временем, вероятно, выделится некоторый костяк наиболее инициативных участников. И на них уже будут возлагаться вполне определенные задачи, соответствующие разработанным моделям, способностям и личным пожеланиям участников. Они уже будут нести определенные обязанности, для них это станет своего рода работой, а не просто праздным развлечением. Варианты работ самые разные. Это может быть исследование какой-либо темы, написание и публикация материалов по ней, чтение докладов, преподавание и т.п. То есть, мы должны идти в мир и быть примерами нравственности и мудрости, вокруг которых будет осуществляться процесс кристаллизации.
П: Ты еще упоминал про то, что в пространстве будет действовать строгий бан. Не сочтут ли нас за религиозных фанатиков, отвергающих все, кроме нашей собственной истины?
С: А для нас важно чужое мнение? Пусть эта мера будет своеобразным фильтром, но человек знающий сам ознакомится с нашей тематикой, увидит, что мы не ограничены в путях познания и примет решение. К тому же, посмотри, сколько грязи сейчас в интернете. Применяя строгую модерацию, мы сможем содержать пространство в чистоте, а к этой чистоте потянутся чистые люди, то есть именно те, кого мы ищем. Сейчас не время для толерантности. Нас никто не спрашивает, когда обрекают на выживание в такой, казалось бы, богатой стране. Меня всегда удивляло, что у нас столько ресурсов, природных и людских, но мы живем плохо только потому, что не умеем распорядиться этими ресурсами.
П: Не будем о грустном, сохраним разговор в конструктивном русле. В начале разговора ты говорил, что наша проблема в потере нравственности, глубины. По-твоему, интернет-пространство поможет возродить нравственность? Если бы у этого пространства была посещаемость, как у известных социальных сетей, тогда да, но ты сам только что сказал, что мы должны избегать массовости.
С: Все верно. Это кажется малоэффективным из-за малого количества участников. Но читающих, предполагаю, будет намного больше. К тому же, мы можем завести паблик в тех же социальных сетях и транслировать туда. Да и достучаться до многих людей сейчас проще в виртуальной реальности, нежели в физической. И не забывай, что часть участников будет выполнять своего рода миссии в реальном мире. Работа в виртуальном клубе не запрещает, а напротив, поощряет исследовательскую и творческую работу в реальном мире. Более того, я считаю, что активная работа в клубе даст ученым и творческим людям правильную базу для их дальнейшей реальной работы.
П: Вот это звучит интереснее. Мы все же пока живем в плотном физическом мире, и мы (по крайней мере, я) больше доверяем реальным делам. Интернет-обсуждения, хотя и важны, но мне пока кажутся не столь эффективными.
С: Да, и мы перешли к более интересной части проекта, как раз проявленной в физическом мире, как тебе этого хочется (улыбается)! Не бойся, это не будет миллиардным инновационным проектом, все проще. Я знаю, что ты хороших отношениях с директором школы одного из поселков нашей области. Его беспокоит, что люди покидают поселок, и он постепенно умирает. Я бываю там каждое лето, а иногда и зимой. Там очень хорошо, есть вся инфраструктура, хотя и немного в запустении, и есть влиятельные неравнодушные люди, готовые пойти на встречу. Предлагаю реорганизовать существующую школу.
П: Расскажи поподробнее. Что будет включать в себя реорганизация? И чем новая школа будет отличаться от старой?
С: В этой школе внимание будет уделяться не только, и не столько обучению, сколько воспитанию. В качестве учителей мы будем приглашать показавших себя с лучшей стороны участников интернет-пространства и других наших хороших знакомых, готовых пойти на этот шаг. Школа будет совмещать в себе образовательное, культурное и научное учреждение. Территория вокруг будет расширена, и будут построены дома для проживания.
П: Дома для проживания? Научное учреждение? Зачем все сгребать в одну кучу?
С: Эта школа по задумке станет культурным центром поселка (а может быть и не только поселка). Приглашенные специалисты смогут жить прямо на территории школы. В здании школы будут проводиться семинары и конференции. Для жителей поселка тут будут действовать выставки.
П: Ты ни слова не сказал об учениках. Не забывай, что это все-таки школа.
С: Система образования так же будет реорганизована. Помимо обязательных предметов в начале дня, будут свободные курсы, которые ученики смогут посещать по своему выбору. То есть они просто будут расходиться по классам, кому что больше интересно. Вечером в школу могут приходить родители, чтобы участвовать с детьми в благоустройстве школы, участвовать в тренировках, представлениях, родительских собраниях. Вечером будут действовать кружки и секции. То есть время, которое ученик будет проводить в школе, будет определяться его интересами, он может и уйти домой сразу после окончания обязательных предметов. Тем лучше для заинтересованных учеников.
Ученики будут получать не только теоретические знания, но и практические. Каждому из них в процессе обучения нужно будет выполнить несколько проектов. Сами по себе знания будут проверяться при оценке проектов, а не на экзаменах. Будет оцениваться красота выбранного решения, широта рассмотрения вопроса и вариантов его решения, глубина и качество проработки.
Школа будет прообразом государства, в ней будет своя система оповещения, сбора статистики, обратной связи, система распределения и т.д. Причем, как я упоминал выше, при школе будет действовать исследовательский центр, и ученые по совместительству смогут преподавать, готовить новые кадры. Например, при школе может быть центр информатики и искусственного интеллекта. И сами же ребята в процессе освоения основ программирования создадут требуемые информационные системы для школы. Собственно, школа станет одновременно и полигоном для внедрения новых идей.
Я упомянул про наличие обратной связи в школе. В качестве обратной связи могут быть анонимные вопросы, волнующие ребят, к учителям-наставникам. Это могут быть новые идеи, а так же рекомендации по улучшению жизни в школе. Старшеклассники будут участвовать в принятии решений, касающихся жизни в школе.
В дальнейшем мы создадим сеть таких школ по всей стране. При каждой из таких школ будет исследовательский центр, будет создана единая кадровая сеть, и специалисты по распределению смогут переезжать в другие школы. Это создаст необходимую социальную мобильность. Кроме того, вероятно, что у некоторых учеников обнаружатся яркие способности к чему-то. Мы будем предлагать им переезд в профильную школу.
Кроме того, мы будем приглашать педагогов из других школ на наши семинары, будем устраивать выездные доклады и конференции, будем представлять наши новинки на выставках.
Конечно, школа кому-то не понравится, и мы не будем принуждать находиться на территории школы, что-то делать для нее. Мы не обязываем всех принимать активное участие в жизни школы. Но для кого-то мы будем предоставлять жилые помещения, доступ в библиотеки, спортзалы.
Рассказывая об инновациях, я немного отдалился от сути, от того, с чего начал - нравственности. Мы будем ответственно подходить к выбору наставников, и будем выбирать их из числа хорошо нам знакомых проверенных людей. В качестве ценностей мы будем культивировать тягу к расширению кругозора, взаимовыручке, честности, будем учить воспринимать красоту. Обычной практикой станут беседы с глазу на глаз учеников и учителя. Выпускники школы будут обладать правом вернуться на некоторое время в школу для, скажем так, «подзарядки нравственности», а при желании они смогут остаться в школе для воспитания подрастающего поколения или занятий исследованиями.
П: Интересно, но следует обсудить с другими членами экспертного совета.
Уважаемые эксперты, что вы думаете по поводу приведенной модели?

общество будущего, эволюция, будущее, мысли

Previous post Next post
Up