В конце XIX века на другом углу 1-й Тверской-Ямской (тогда Большой Тверской-Ямской) улицы и Оружейного переулка, напротив уже знакомого нам дома купцов Видоновых (он слева с мезонином) стоял дом с лавками некоего Церковского Серафима Константиновича (на фото ниже он второй справа). Это была рядовая московская постройка, дошедшая до нас из глубин XIX века и многократно перестраивавшаяся. Тверская-Ямская улица. Фото 1900 - 1903 гг.
Одним своим углом его дом выходил на площадь Старых Триумфальных ворот, а сам участок тянулся от 1-й Тверской-Ямской до 2-й Тверской-Ямской ул, вдоль Оружейного переулка. Анисимов в своей книге пишет, что "к концу XIX века три самостоятельных жилых дома с прямоугольным двором посредине были объединены в одно торговое двухэтажное здание с пятью магазинами". В начале XX века этот участок переходит к потомственному почетному гражданину, дворянину Журавлеву Александру Аркадьевичу, владельцу меблированных комнат "Москва" на углу Домниковской (позже ул. М. Порываевой) и Садовой-Спасской улиц (дом не сохранился, снесен в 1973 г.). На фото ниже - четырехэтажный красный дом второй слева - это и есть меблированные комнаты "Москва", в начале 1910-х годов этот участок и дом с гостиницей перейдут к купцам Юрасовым Ивану и Василию Мизайловичам. (о еще одном участке Юрасова И.М. - я писала здесь). Спасская-Садовая улица. Фото 1905 - 1913 гг.
Еще один его участок находился на углу Стрелецкого (сейчас Костянский), Просвирниного (сейчас Просвирин) и Лукова переулков. Этот последний дом Журавлева, 1890 г. постройки, сохранился до наших дней. Судя по зданию, вероятно и в нем тоже были меблированные комнаты. Угол Костянского и Просвирина пер., д 9\10, бывший дом дворянина Журавлева А.А.
А в конце XIX века Александру Аркадьевичу принадлежало еще одно владение, которое располагалось на углу М. Дмитровки и Настасьинского переулка, д.5\9. На рубеже веков он его продал и приобрел этот участок, выходящий углом на Триумфальную площадь. Празднование Первомая в Настасьинском переулке (б. дом А.А. Журавлева). Фото 1918 г.
Этот дом простоял примерно до середины 1970 г., когда месте двух домов, представленных на фото ниже справа, возвели телефонную станцию. Малая Дмитровка, близ Влахернского подворья (второй справа - бывший дом А.А.Журавлева). Фото 1904 г.
Сам Александр Аркадьевич проживал на 1-й Мещанской ул., 3 (сейчас Проспет Мира). Этот роскошный дом дожил до наших дней, правда он больше известен как дом купцов Фирсановых, они были последними его хозяевами. Подробнее о нем и об этом участке мы поговорим в соответствующем месте, а пока только скажу, что владение это на 1-й Мещанской улице не раз меняло своих владельцев, а в конце XIX - начале XX века принадлежало Журавлеву А.А., а доходный дом, выходящий на 1-ю Мещанскую был построен в 1885 году еще при купце Камзолкине по проекту архитектора В. П. Загорского. Проспект Мира, 1 (фото подписано не верно, д.1 вдали слева с башней, а весь кадр занимает д.3, б. доходный дом А.А. Журавлева). Фото 1977 г.
Кстати, роду Журавлевых, п.п. гражданам принадлежала и знаменитая гостиница "Континенталь" на Охотнорядской площади, 2 (не сохранилась, сейчас на ее месте стоит новодел гостиницы "Москва"). Эта гостиница с роскошным рестораном была построена в 1887 г. по проекту архитектора Белоярцева А.П., а принадлежала она родному брату А.А. Журавлева - Николаю Аркадьевичу, а после его кончины в 1908 г. перешла то ли к его сыну, то ли к их еще одному брату Аркадию Аркадьевичу Журавлеву. Отель "Континенталь". Фото 1908 г.
Для наглядности, кто не знает где она стояла, приведу еще одну видовую фотографию с видом на отель. Вид Театральной Площади (гостиница "Континенталь" - крайняя справа). Фото 1911 г.
Вернемся на Триумфальную площадь. Дом на углу Б. Тверской-Ямской улицы и Оружейного переулка Александр Аркадьевич Журавлев еще в 1910-х годах пытался перестроить под синематограф. В то время это был очень выгодный бизнес. Нужно было только купить в магазине на Тверской или на Мясницкой проекционный аппарат и получить разрешение от градоначальства на открытие синематографа, и доход был обеспечен. Желающих посетить интересное представление всегда хватало, и зальчики на 100-200 мест, как правило, были переполнены. С прошением о разрешении обращались люди самых разных сословий - дворяне, купцы, мещане и даже крестьяне, но в какой-то момент синематографов стало так много, что в январе 1908 года по распоряжению московского градоначальника было запрещено открытие новых кинотеатров на улицах Тверской и на Покровке "ввиду имеющегося значительного числа этих театров в означенных местностях". Старая Триумфальная площадь. Фото 1910-1917 гг.
Как долго действовал этот запрет не знаю, но устроить тут синематограф, по нашему кинотеатр, удалось только Панюшеву Василию Петровичу (у Анисимова в книге крестьянину Понюшкову, но по справочникам "Вся Москва" - он ПАнюшев), к которому в 1912 г. перешел этот участок. Панюшев Василий Петрович был родом из крестьян Вельского уезда деревни Петухово Вологодской губернии. Правда, в последние предреволюционные годы в справочниках он уже упоминается не как крестьянин, а как купец и владелец Паркетной фабрики. Но вот что интересно, ни среди производителей паркета в Москве, ни в России, он почему-то в справочниках не упоминается. Напишите, если знаете, где же находилась его фабрика. А вот недвижимости у этого крестьянина или купца в Москве было не меньше, чем у его предшественника дворянина Журавлева А.А., подробно о каждом из его участков я расскажу в соответствующих постах, а пока коротко. Собственные дома Василия Петровича, где он жил находились сначала в Глинистом п., 6, а затем в Выползовом п., 21 (не сохранились). Кроме того, в Москве ему принадлежали как отдельные доходные дома в Брюсовом пер., 2\14с4, в Дегтярном п., 8 (перестроен), так и комплексы доходных домов. Один такой комплес находился на Большой Полянке, д. 7\10. Он включал в себя три корпуса, протянувшиеся до Старомонетного (тогда Денежного) пер. Дом с эркерами, выходящий на Б. Полянку построен в стиле рационального модерна, при его строительстве была использована керамическая облицовочная плитка разнообразных сортов в основном земляных оттенков. [Spoiler (click to open)]С этим его участком в интернете полная путаница. Не верно указано отчество архитектора, год приобретения участка Панюшевым, год постройки здания и пр. Уточняю. Этот участок на Б. Полянке Панюшев приобретает как пишут здесь в 1908 г., но по справочникам "Вся Москва" участок за Панюшевым числится начиная только с 1911 года, поэтому наиболее вероятная дата приобретения участка 1910 год (но тут не спорю, надо уточнять). Приобретя участок, он сносит все постройки, стоявшие на нем прежде и возводит три шестиэтажных доходных дома, они возведены по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова, а не А.И. Иванова, как указано здесь и здесь, и много где еще. Год постройки зданий также указан не верно, кто во что горазд, например, здесь указан 1908 г. постройки, а здесь и вовсе 1906 г. Видимо, правильно указано только здесь, дом 7\10с3 возведен в 1911 г., а строения 1 и 2 в 1912 г. Улица Б. Полянка. Бывший дом Панюшева - №7\10с1 - крайний справа.
Еще один участок Панюшев В.П. приобрел на Арбате, 51. По справочникам "Вся Москва" он числится его владельцем с 1912 г. Здесь для него возводят еще один комплекс доходных домов, состоящий также из трех корпусов, тоже в стиле рационального модерна, то ли по проекту архитектора Александра Алексеевича Иванова-Терентьева, то ли по проекту В.А Казакова. (сведения опять разнятся). Это сейчас, дом представленный на фото ниже, приобрел такой вид, а я сколько его помню, он всегда был серым и невзрачным. За этот свой мрачный, давящий, аскетичный вид в народе дома эти прозовут "казармой" и "муравейником". В 1910-х годах в здании, выходящем на Арбат был открыт кинотеатр "Арбатский АРС", еще один "Арс" был на Тверской ул. Арбат, д.51с1. Дом купца Панюшева крайний справа.
Здесь же, на углу Триумфальной площади Панюшев В.П. окончательно перестраивает здание под электротеатр, начатое еще дворянином Журавлевым А.А. Этот зал снял у Василия Петровича А. И. Коган и открыл в нем в 1913 году синематограф под названием "Европейский". Анисимов А.В. так описывает этот электротеатр - "Вход в этот крошечный театр осуществлялся с Оружейного переулка, напротив бокового фасада ресторана "София". Здесь же, на втором этаже, разместились маленькое фойе и буфет. Внизу были только кассы, швейцарская и запасные выходы. Остальную часть первого этажа по-прежнему занимали магазины. Вдоль Большой Тверской разместился зал, а на Оружейный переулок выходили широкие окна буфета. Вход отмечал грубый козырек и три узких окна. Углы здания оформляли неуклюже нарисованные плоские пилястры. Внешность здания была на редкость неэстетична". Демонстрация на 1-ой Тверской-Ямской улице (крайний слева дом Панюшева с электротеатром "Европейский") уже с . Фото 1917 г.
В предверии революции в этом здании электротеатра проходили митинги прислуги. 24 (11) марта 1917 г. газета "Раннее утро" сообщала - "В 7 ч. утра "Европейский" электро-театр, на Тверской-Ямской, заполнила многотысячная толпа кухарок. Все проходы, все выходы были заняты. Давка ужасная. Шум, крик... Oраторши забирались на столы, стулья, скамейки. Говорили не о перевороте политическом, а о злых и добрых хозяевах. Мимо проходил полк солдат с музыкой. Густой толпой все бросились за ним. Театр опустел. Дошли до Триумфальной площади..." Полностью заметка здесь. В первые послереволюционные годы в доме на углу 1-й Тверской-Ямской и площади помещался кинематограф "Театр" (?), так пишут в интернете, я подтверждение этому не нашла. На фото ниже вид на б. дом Панюшева В.П. с памятником Радищеву А.П. (о нем я писала в прошлой части). Памятник А.Н.Радищеву. Фото 1918 г.
В период с 1918 г. по 1927 г. здание было перестроено. На фото выше оно еще имеет большие окна как по 1-й Тверской-Ямской ул., так и по Оружейному пер, а на фото ниже многие окна уже заложены. Панорама площади Янышева. Фото 1927 г.
В 1921 году по инициативе группы актёров Художественного театра, под руководством Георгия Бурджалова, Василия Лужского и Евгении Раевской, была образована 4-я студия МХАТ. Эта студия, которую фактически возглавил Г. Бурджалов, расположилась в этом здании бывшего кинотеатра. В 1922 году она открылась спектаклем "Земля обетованная" по пьесе С. Моэма. В 1925 году театр возглавил Михаил Тарханов, который в 1927 году преобразовал 4-ю студию в Реалистический театр. Позже этот театр возглавил Охлопков Н.П. Площадь Старых Триумфальных ворот. Фото 1934 г.
А с 1937 г. (по другим сведениям с 1931 г.) по 1970 г. здесь находился Государственный театр кукол под руководством С. В. Образцова (с 1949 года он и директор театра). На фото ниже представлен вид на театр с угла Оружейного пер. и 2-й Тверской ул. В комментариях к этой фотографии приведены интересные воспоминания С.Образцова, он пишет: "...под нашим нижним фойе мы вырыли огромную яму. Там обнаружилась вовсе не земля, а почти сплошной конский навоз... здание нашего театра фактически объединяло два здания - бывшие трактиры с ямщицким двором в середине. Во времена Пушкина здесь запрягались лошади, чтобы везти седоков в Петербург" Старое здание Центрального театра кукол (ул. Горького, 32-а). Фото 1937 - 1950 гг.
На фото ниже крупным планом представлен вид театра со стороны Оружейного переулка. Дата фотографии довольно расплывчата, но скорее всего оно военного времени, т.к. окно справа почти заколочено. Старое здание Центрального театра кукол (ул. Горького, 32-а). Фото 1937 - 1950 гг.
А вот на первой послевоенной фотографии театр уже выглядит так, каким он запомнился многим москвичам в т.ч. и мне. Тут были поставлены такие спектакли как "По щучьему велению", "Три толстяка", "Мистер Твистер", "Король-олень", "Дон-Жуан-78" и многие многие другие. Старое здание Центрального театра кукол под руководством С. Образцова. Фото 1946 г.
В моей памяти сохранилось только единственное посещение этого театра, когда я была с бабушкой на спектакле "Необыкновенный концерт", но это был спектакль скорее для взрослых, а я тогда была маленькой девочкой и он мне не понравился. Сам театр был небольшим и тесным и в 1961 году началось проектирование нового здания, а спустя почти 10 лет театр справил свое новоселье. Но именно в старом здании театр творчески созрел, стал всемирно известным и начал собирать свой замечательный музей. В сезон 1970/71 года Театр кукол открыл свои двери уже в специально построенном здании на Садовой-Самотечной улице, д.3. В этом новом театре я была много раз со своими детьми, но это уже другая история. А вскоре после перезда театра С. Образцова в новое помещение, старое здание снесли, а чуть позднее снесли и все постройки на 1-й Тверской-Ямской от Оружейногопер. до 1-го Тверского-Ямского пер. Вот таким этот отрезок улицы был до сноса, во времена моего детства. Как видим с послевоенного времени и до сноса его вид не изменялся. Театр Кукол Образцова на Площади Маяковского. Фото 1961 г.
Пустырь на этом месте сохранялся несколько десятилетий, не так давно на углу 1-го Тверского-Ямского пер. открыли новый выход со ст. м. "Маяковская". А на углу Оружейного пер. вроде бы началось какое-то строительство. Маяковский. (Вид на угол, где прежде стоял Театр кукол). Фото 1976 - 1978 гг.