Садовая-Триумфальная ул. внутри Сад. кольца. Часть 3.
Часть 1.
Часть 2.
В прошлых двух моих постах мы совершали виртуальную прогулку по нечетной, ныне практически несуществующей, стороне Садовой-Триумфальной улицы, теперь поговорим о ее четной стороне, которая сохранилась только частично.
Дом 2\30с5-6. Свой рассказ я начну с дома, который помню еще с раннего детства. Об был для меня одним из символов ул. Горького (Тверской). Старую узкую Тверскую я, понятно, не застала, но в моем детстве и юности на ней еще стояло много "живых" домов (не реконструированных и не новоделов), этот домик один из тех, которыми я любила любоваться.
Горького улица, дом 30/2с5-6. Фото 1990 г.
Уже гораздо позже я узнала, что дом этот имеет богатую историю и связан с именами многих замечательных людей. Однако, долгие годы он стоит стыдливо прикрытый тряпкой и у наших властей все до него не доходят руки. Но возводить в его дворе очередной элитный дом желающих хоть отбавляй.
Самая ранняя фотография, на которой видна часть этого здания, конца XIX века. Вход в дом украшен красивым чугунным крыльцом, ныне не сохранившимся. Трудно поверить, но так 170 лет назад выглядело Садовое кольцо.
Садовая-Триумфальная улица. Фото 1895 - 1900 гг.
Однако, дом этот гораздо древнее В основе его - фундаменты середины ХVIII века. Тогда это еще окраина Москвы, за ним стены Земляного города. В
середине XIX века участок этот принадлежал Петру Васильевичу Сабанееву, дворянину, коллежскому советнику, служащему Московского городского почтамта. Сабанеевы вели свой род от татарина Кутлу-Магомеда, сына Ишкея Сабанеева из Романовского уезда. Многие представители этой фамилии стали в XIX-XX столетиях известными учеными.
Вскоре этот участок у Старых Триумфальных ворот приобретает купец 1 гильдии, почетный гражданин Резанов Федор Федорович (1819 - 1887 гг.), мануфактур-советник, кавалер. Сам Федор Федорович проживал в Пресненской части, в 3 кв. в пр. церкви св. Николая Чудотворца на Ваганькове, где имел
собст. дом (
№187 - 5-7) и там же шерстяную и ситценабивную фабрики, не сохранились, располагались рядом с Трехгорной мануфактурой.
Худ. Перов В.Г. Купец Резанов Федор Федорович
Его отец, Федор Иванович Резанов, с 1799 г. был компаньоном купца Василия Ивановича Прохорова, с которым они заключили словесный договор на устройство в Москве на Н. Пресне ситценабивной фабрики, было закуплено оборудование, и дело стало развиваться благодаря капиталу и торгово-промышленным связям Прохорова и познаниям в ситценабивном деле Резанова. Но в 1812 г. в виду разногласий между компаньонами, начинается раздел фабрики, который окончательно завершается в 1820 году. В отличии от усадьбы Федора Федоровича, усадьба его отца - Федора Ивановича сохранилась до наших дней, это т.н.
"Городская усадьба Резановых -Беляевых" (В.Предтеченский пер, д. 11с1 и 2).
Кроме того, Федор Федорович являлся Старшиною купеческого сословия (1863 -1867)., в 1866 г. исправлял должность Московского городского Головы, а в 1867-1880 годы - Гласный Московской городской думы, также он был членом общества Коммерческих знаний, попечителем Мещанских училищ и Строгановского училища, а также председателем совета музея Строновского училища. В дальнейшем получил чин Действительного Статского Советника.
Вот, видимо, для купца Федора Федоровича на углу Тверской и Садовой-Триумфальной улиц по проекту архитектора Никитина Н.В. в 1859 г. и возводится этот доходный трехэтажный дом.
Горького улица, дом 30/2. Фото 1955 - 1959 гг.
Архитектор Никитин Николай Васильевич (1828 - 1913 гг.), потомственный москвич,три поколения Никтиных жили в Селивёрстовом пер., д.9 (не сохранился). Учился в Московском кремлёвском училище у Ф. Ф. Рихтера. В 1852 году окончил его со званием архитекторского помощника младшего класса. После завершения образования на два года оставался при училище для получения практики. Архитектор, реставратор и археолог Н.В. Никитин был одним из основателей Московского архитектурного общества.
Никитин Николай Васильевич, архитектор.
Построив в 1850-е гг. знаменитую Погодинскую избу (Погодинская, 12), стал одним из зачинателей русского стиля в архитектуре Москвы. Строил большие доходные дома с протяжёнными фасадами, в декоре которых соединял мотивы западноевропейской архитектуры и "русского стиля". В 1901 г. дом частично перестраивал архитектор Струков Николай Дмитриевич (1859 - 1924 гг.), а в 1907-1908 гг. - архитектор Кольбе Фёдор Никитич (1861-после 1920 гг.).
Полюбоваться деталями этого углового дома, который был украшен кованными балконами (до наших дней сохранился только один, и то в изуродованном виде), дымоходами и мансардами, а также декоративным пояском по карнизу можно, к сожалению, только там, где они не закрыты еще тряпками.
Так сейчас выглядит угловая часть дома.
Балкон с остатками кованной ограды.
Одна из мансард.
Слева видна часть фасада со стороны Тверской ул.
В этом доходном владении после продажи усадьбы на Пресне долгие годы жила мать купца Резанова - Елизавета Ивановна.
В середине 1860-х годов в этом доме снимает комнату
Левитов Александр Иванович (1835 - 1877 гг.), автор популярных очерков из жизни московского "дна" (часть из них составила самый известный сборник Левитова - "Московские норы и трущобы"). В 60 - 70-е годы его очерки появляются один за другим в различных изданиях, таких как "Библиотека для чтения", "Народное богатство","Московский Вестник", "Современник", "Зритель", "Развлечения" и др. У Левитого была непростая судьба, в результате он пристрастился к алкоголю, и постепенно спивался, а в конце жизни заразился еще и туберкулезом, от которого и скончался.
Левитов Александр Иванович
Здесь, в гостях у Левитова бывал Дементьев Василий Арсентьевич (около 1825-1871), этнограф и писатель, друг известного бытописателя Москвы Кокорева.
Еще одним известным жильцом этого дома был художник Василий Григорьевич Перов (1833 - 1882 гг.). Перов жил в этом доме с 1864 - 1871 годах , а в угловой мансарде этого дома у него была мастерская.
Вот так теперь выглядит эта мансарда, где творил художник Перов.
В отличии от Левитова Перов поселился тут не случайно. После окончания Московское училища живописи, ваяния и зодчества, Перов переехал в Санкт Петербург. Там его конкурсная картина
"Проповедь на селе" была отмечена большой золотой медалью Академии художеств. Золотая медаль давала право на поездку за границу в качестве пансионера Академии для совершенствования мастерства. Перед отъездом за границу, Василий Григорьевич в 1862 году женился на Елене Эдмундовне Шейнс и уже вместе с женой художник отправился в путь.
. Побывав в Берлине и Дрездене, он приехал в Париж. В Париже он, совершенствуя свое мастерство, рисовал простых парижан и парижскую бедноту. Однако, Перова тянуло на Родину, он считал, что его место, как художника в России, и написал письмо в Совет Академии с просьбой досрочно вернуться, ему разрешили.
Вернувшись в Россию осенью 1864 года, Перов с женой и дочерью Софией (1863 - ? гг.) поселились в доме купца Резанова, родного дяди жены Перова. Ее мать, Анна Федоровна Шейнс, была ур. Резанова и приходилась родной сестрой купцу Ф.Ф. Резанову - владельцу дома.
Здесь Перов написал несколько своих самых известных картин, среди них "Проводы покойника" (1865), "Тройка" (1866), "Утопленница" (1867), "Последний кабак у заставы" (1868) и др. Перов не увлекался дешевыми сюжетами; он мыслил глубоко, и точность его психологического анализа была до такой степени поразительна, что никто не мог даже близко подойти к нему в этом отношении.
Перов В.Г. Проводы покойника.
Вместе с тем он пишет ряд произведений бытового жанра, сюжеты которых вполне могли быть подсмотрены Перовым, здесь, в доме у Резанова или на улицах Москвы, среди них "Гитарист-бобыль" (1865), "Чистый понедельник" 1866), "Учитель рисования" (1867),, "Дворник-самоучка" (1868) и др.
Перов В.Г. Чистый понедельник.
В 1868 г. Василий Григорьевич счастлив и полон творческих сил, он начинает писать портрет жены (не окончен) и ее родственников, в т.ч. и портрет купца Резанова Ф.Ф. В этом доме у него рождается еще двое детей (
по другим сведениям - трое), но счастье было недолгим. Вскоре умирает его жена (сведения о годе ее смерти в источниках разнятся и называются даты от 1867 - до 1869 годов, уточню, 1867 год не верен точно, т.к. сын Владимир родился
22 марта 1868 г.).
Перов В.Г. Портрет Перовой Елены Эдмундовны.
Но на этом несчастья Перова не кончаются, как говорится - "Пришла беда - открывай ворота". Вскоре умирают и двое детей Василия Григорьевича, в живых останется только сын Владимир Васильевич Перов (1868 - 1898 гг.), он тоже станет художником, но рано умрет, не дожив даже до тридцатилетия. Отмечу, сведения о личной жизни Перова В.Г. достаточно скупы, неизвестно от чего умерла его жена и дети, а также, где они похоронены, с кем воспитывался его сын Владимир и т.д.
Несмотря на несчастья, Перов продолжает работать, в 1869 г. совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, он организовал московскую группу передвижников и в течение семи лет он был членом правления.
В последние годы жизни в этом доме Василий Григорьевич много занимается портретной живописью. Сначала Перов пишет портреты лиц, покупавших его произведения, среди них портреты купцов 1 гильдии Борисовского А.А. и Ланина Н.П. В том же, 1869 г., появляется портрет врача и художника-любителя В.В. Безсонова, с которым Перов был дружен и портрет писателя Писемского А.Ф,, В следующем году он пишет портреты музыкантов братьев Рубиншейн А.Г. и Н.Г. и ряд др. портретов.
В 1870 г. Перов напишет еще один свой автопортрет, возможно, столкнувшись так близко со смертью родных, Василий Григорьевич захотел запечатлеть себя для потомков.
Перов В.Г. Автопортрет.
Среди жанровой живописи этого периода картины "Накануне девичника", "Спящие дети", "Странник" и "Птицелов", две последние картины были представлены на Академической выставке 1870 года, за них Перов был удостоен Академией художеств звания профессор.
Перов В.Г. Птицелов. 1870 г.
В 1871 году В. Г. Перов был назначен преподавателем МУЖВЗ и переехал на Мясницкую в дом училища.
Теперь снова вернусь к рассказу об этом угловом владении. После смерти купца Резанова Ф.Ф. это владение переходит к его дочери Елене Федоровне, по мужу Ржаницыной (1853 - 1915 гг.), а на рубеже веков этот участок приобретает купец Коровкин Иван Алексеевич, крупный домовладелец, происходивший из тверских купцов. Ему также перешел и участок на Пресне, где располагалась фабрика купца Рязанова Ф.Ф.
Кроме того, в разные годы здесь были: - профессиональная уваровская школа (кройка и шитьё) (1880 гг.) - мужская гимназия (кон.1900-1910 гг.) и торговая школа (1900 гг.) С.И. Ростовцева; меблированные комнаты "Бостон" (1900-1910 гг.). В 1920 - 1930 гг., уже в гостинице "Бостон" жила актриса
Борская Надежда Дмитриевна (ур. Климова) и артист театра и кино Шахалов Александр Эмильевич (1880 - 1935 гг.).
Дом №2с1. В 1902 году по проекту архитектора Сычкова Н.Н. на месте одноэтажных построек (их видно на третьем фото сверху) для купца Коровкина возводится доходный пятиэтажный дом в стиле модерн. В 1908 г. архитектором Кольбе Ф.Н. был частично изменен фасад этого здания.
Рынок на Старой Триумфальной площади. Фото 1909 г.
В 1913 г. тут был открыт кинематограф "Колибри", в 1902 - 1920 годах частная электро- и водолечебница Д.В. Кагана, в 1911 г. фотография Д.В. Чеховского.
В 1920-х гг. в этом доме жил Снегирев Юрий Владимирович - врач-гинеколог, доктор медицины, профессор. сын известного доктора
Владимира Федоровича Снегирева. А также в разные годы тут жили - композитор Зельченко В.З., певица Лорина А. А., детский писатель, военный лётчик Маркуша А.М. (наст. фам. Лурье).
В 1951 г. дом был надстроен тремя этажами.
Современный вид дома №2 по Садовой-Триумфальной ул.
В 1909 г. во дворе участка по проекту архитектора Масленникова В.С. были возведены три каменных корпуса, один из них частично виден на фото ниже, а все три эдания видны на плане Москвы
1952 г. Постройки во дворе простояли до середины 1990-х годов и были снесены.
Улица Горького у Площади Маяковского. Фото 1957 г.
Угловой дом памятен москвичам знаменитым магазином "Колбасы", который располагался тут в советское время со стороны ул. Горького.
Ул. Горького. Фото 1963 г.
.В 1950-х годах в доме со ст. Сад.-Триумфальной ул. открылся наземный вестибюль станции метро "Маяковская". Потом его на какое-то время закрывали по причине ветхого состояния здания, а теперь открыли вновь, а здание так и осталось закрыто тряпками.
Вид на Садовую-Триумфальную улицу с Триумфальной пл.
Напоследок посмотрим на этот дом со стороны двора. Тут вид еще более удручающий. Двор превращен в стоянку.
Во дворе можно разглядеть кое-какие детали. Вот, например, заложенная арка, прежде через нее был вьезд во двор со стороны Тверской ул.
Частично сохранилась старая расстекловка в подъездах и в некоторых окнах.
А это окно просто супер, тут установили стеклопакет.
В общем печальная картина.
Надеюсь, у наших властей лойдут руки и до этого здания.
Продолжение рассказа о старой и современной Садовой-Триумфальной ул. в следующей части.
Садовая-Триумфальная ул. внутри Сад. кольца. Часть 4.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы: Земенков В.С. Памятные места Москвы; Справочники разных лет и др.