Дачники и постройки Петровского парка. "Воксал". Часть 53.
Вводная часть. Часть 1 - 40. (
см. подробное оглавление здесь).
Часть 41.
Часть 42.
Часть 43.
Часть 44.
Часть 45.
Часть 46.
Часть 47.
Часть 48.
Часть 49.
Часть 50.
Часть 51.
Часть 52.
Петровский парк бып разбит вокруг Петровского дворца в 1830 - 1834 гг. по проекту архитектора А. А. Менеласа (1827) и под наблюдением архитектора И.Т. Томанского. В 1835 г. в парке сооружен Петровский летний театр (
о нем здесь), а в 1836 -1837 г. - Петровский воксал, помещение для общественных балов, маскарадов, концертов и театрализованных представлений (название от местечка Vauxhall под Лондоном, где в 1760 г. впервые устроено подобное заведение),
Он был возведен, также как и летний театр, по проекту архитектора М. Д. Быковского по образу уже не сохранившихся к тому времени "воксалов" Грога в Нескучном саду и Медокса в Таганской части. "Воксал", как достопримечательность Москвы, был включен в альбом гравюр В.Е. Гекеля "Виды Москвы".
Архитектор М.Д. Быковский. "Воксал" в Петровском парке.
Здание "Воксала" появляется уже на Топографической карте 1838 г. "Воксал" в середине XIX века пользовался большой популярностью у москвичей. О первых десятилетиях Петровского парка современник писал - "Когда в 1856 году я вернулся в Москву, то застал парк во всей его красе. Деревья выросли гигантами, масса щеголеватых построек украшала аллеи парка... В углублении парка, ближе к Бутыркам, был сад-вокзал, где ежедневно играла музыка, и часто танцевали. По вечерам вереница экипажей стремилась в парк подышать свежим воздухом".
Топографический план 1838 г. и Яндекс карта.
Здание этого развлекательного заведения было достаточно просторным, в длину оно составляло 77 м и вмещало до тысячи человек. Оно состояло из трех соединенных между собою корпусов, где нашлось место для бальных и концертных залов, столовой, библиотеки, кабинетов и игорных гостиных.
Вокзал в Петровском парке. 1830 -1840 гг.
В журнале "Московский наблюдатель" за 1837 г. "воксал" описывали так - "Архитектура воксального здания изящна и в расположении чрезвычайно удобна.Танцевальная зала огромностию своею, говоря без преувеличения, превосходит все доныне существующие залы в Москве, кроме одной только залы Благородного собрания. Воксальная зала устроена в два света, с нижними и верхними окошками; на хорах ее может поместиться оркестр, состоящий из ста музыкантов. Белые матовые арки (которых числом 16), сделанные наподобие круторогой выгнутой луны, окаймленные золотыми полосками каждая в 20 свеч; в пилястрах четыре канделябра и в потолке 15 люстр, тоже по 20 свеч в каждой, а по карнизу, в половину залы, ряд свеч, которых числом полагается до 400. Вот освещение одной залы! Всего воксальное зданию освещают 1600 свеч...
Художник Аллан Мейли.
В гостиной, предназначенной для "дамских игр", стояли "фартепианы", "китайские маленькие биллиардики", "фортунки" - особого рода ящики с колесом для проведения лотерей. Здесь же находилась часть библиотеки: дамские журналы, альманахи, новейшие романы. Основную же библиотеку поместили на втором этаже, "чтобы шум и тревога веселящегося общества не могли так безотвязно достигать до слуха и нарушать напряженное внимание и умственное пищеварение газетных и журнальных тружеников".
Художник Аллан Мейли.
Весь персонал заведения одели в "фирменные" костюмы. Официанты носили ливреи с пуговицами, украшенными гербом "Воксала": лира и буква "В", окруженные венком.
На плоской крыше его главного корпуса архитектор М.Д. Быковский соорудил видовую площадку, откуда можно было любоваться близлежащими окрестностями.
Вокруг разместили на открытом воздухе ("зеленый", или "воздушный" театр), кофейные домики, бильярды, беседки для отдыха и на лугу - площадку с детскими играми.
Д. Благово, записавший и издавший знаменитые "Рассказы Бабушки...." вспоминал, как в детстве играл на этой площадке перед вокзалом - " Когда начали разводить Петровский парк, я был еще так мал, что этого не помню, но с 1838 года я там бывал. Пред вокзалом, на лугу, были устроены детские игры: качели, коньки, бильбоке… и мне случалось не раз там играть...
Худ. Виктор Габриэль Гильберт
Будучи молодым человеком, я бывал нередко и в вокзале и и в театре, где раз или два в неделю играли французские актеры тогда бывшей в Москве постоянной труппы, а по воскресеньям бывал русский спектакль.."..
Действительно, "Воксал" Петровского парка получил известность не только как увеселительное заведение, но и как знаменитая в Москве сцена. Именно здесь 11 июля 1839 года состоялся первый публичный концерт пианиста и композитора Антона Рубинштейна (будущему маэстро было в ту пору всего десять лет).
Рубинштейн Антон Григорьевич в детстве.
Выступал в "Воксале" и знаменитый Чезаре Пуньи, или Цезарь Пуни, итальянский композитор и дирижер, работающий с 1951 г. в России при петербургских императорских театрах. О нем писали - "Г. Пуньи - мастсро своего дела и управляет оркестром с необыкновенным огнем и энергией; оркестр его составлен прекрасно и по полноте и силе своей едва ли не лучший из загородных оркестров".
Чезаре Пуньи (Цезарь Пуни)
Музыкальный и театральный вестник в №29 за 1856 г. писал - " г. Пуньи теперь в Москве. Там он, соединившись со старинным любимцем московской публики, г. Зейденштехером составил!, как пишут, очень xopoший оркестр и подвизается с большим успехом в воксале Петровского парка. Туда теперь сбирается лучшая публика, чтобы погулять под звуки хорошей музыки".
Вход в "Вокзсал" разрешался дворянам, купцам и иностранцам. Деньги на его строительство были собраны от продажи абонементов, дававших право в будущем на постоянное посещение “Воксала”. С остальных взималась за вход довольно высокая плата, 25 копеек серебром, так что дорогое удовольствие было доступно только узкому кругу завсегдатаев и богатых людей.
Художник Аллан Мейли.
Никифоров Д.И. в своей книге "Старая Москва" писал - "Я помню Петровский парк в начале пятидесятых годов, там находился общественный дом, окруженный садом под названием "вокзал", где фешенебельная дворянская публика устраивала танцы, слушала оркестровую музыку и вела чинные беседы. Хотя вход в вокзал был доступен всем, но наше купечество того времени, за весьма малым исключением, весьма редко посещала названное заведение, и немногие посетители лишь робкими шагами дефилировали по залам, пробиваясь в буфет".
А вот как описывает это заведение писатель Загоскин М.Н. - "Надобно сказать правду, трудно было бы придумать что-нибудь лучше и приятнее этого сборного места посетителей Петровского парка. Крытые широкие террасы, прекрасные галереи, чистые красивые комнаты и огромная зала в два света истинно изящной архитектуры; совершенная свобода: все мужчины в сюртуках, все дамы в шляпках; хороший ужин, музыка для желающих танцевать, отличный хор цыган для тех, которые любят цыганские песни, - а этих любителей в Москве очень много; полковая музыка и фейерверк для всех. Одним словом, воксал <...> мог бы стать наряду с лучшими европейскими заведениями в том роде, если бы у нас было побольше хороших летних дней и поменьше людей, для которых за морем все мило, а дома все не по душе".
Художник Аллан Мейли.
Он же далее - "Неподалеку играл оркестр, пели цыгане, по воскресеньям жгли фейерверки. "Вот первая ракета зашипела, взвилась под облака и рассыпалась огненным дождем над кровлей воксала. В одну минуту опустели все залы: боковые террасы и средний балкон покрылись зрителями. Я также вместе с моим неразлучным товарищем вышел на балкон. Огненная потеха продолжалась минут десять"
Вокруг "Восала" было гулянье в экипажах и много гуляющих пешком. Вистенгоф П.Ф. в "Очерках московской жизни" писал - "Лучшее же общество, остающееся на лето в городе, соединяется ... в огромном воксале Петровского парка, где бывают маскарады, танцевальные вечера, лотереи, а в царские дни - великолепная иллюминация. Тут вы увидите московских невест и красавиц, с их привлекательными нарядами и изысканной небрежностью загородных прогулок; московских львов и денди, с их перехитренными модными фраками и сюртуками, с воткнутыми в глаза черепаховыми лорнетами; людей с печальными, важными, довольными или вечно улыбающимися лицами, дородных и тощих, действительных молодцов и безобразных, воображающих себя красавцами, и множество таких людей мужского и женского пола, которых вы, встречая ежедневно, никогда не узнаете, потому что ни лица их, ни одежда не заключают в себе ничего необыкновенного и такого, на чем могло бы остановиться ваше внимание...".
Худ. С.М. Мухарский "В Петровском парке".
Когда "Воксал" перестал существовать и был разобран точно неизвестно. Д. Благово писал - "Пока был жив Башилов (умер 1 января 1849 г.) парк процветал, и это продолжалось более пятнадцати лет. После вокзал начал ветшать и в пятидесятых годах пришел в упадок". Однако, Сариева Е.А. в своем исследовании пишет, что одновременно с открытием увеселительного
сада Сакса в 1861 г. был побелен и разукрашен Петровский вокзал, правда, ссылок на эту фразу и нее нет и не ясно откуда она это взяла. Любецкий С.М. в своем путеводителе "Окрестности Москвы...", выпущенносм в 1877 г., сообщает что
в настоящее время вокзал и театр обветшали. Однако отмечу, в путеводителе Захарова, выпущенном десятью годами ранее, в 1867 г., "воксал" в Петровском парке уже не упоминается, не говоря уже о путеводителе Гринберга, выпущ. в 1878 г.
Еще запутанней история с планами и картами, вот например, ниже "воксал" показан на плане, 1882 г. , хотя к этому времени тут уже все было застроено дачами (см. Указатель Москвы
1882 г.).- , о владельцах которых мы и поговорим в следующей части. Мало того, есть он и на плане
1885 г. последний раз он показан на плане
1897 г. Вот и доверяй после этого картам.
План Москвы 1882 г и Яндекс карта.
Продолжение в следующей части.
Дачники и постройки Петр. парка. Петр.-Разумовская аллея. Часть 54.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы: Д\р путеводители,планы и карты разных лет.