Городок художников. Верхняя Масловка, дом №9. Часть 2.

Jan 23, 2023 10:14

                                   Городок художников. Верхняя Масловка, дом №9. Часть 2.
     Часть1.

В первой части я рассказала вкраце обо всех домах, построенных в "Городке художников", теперь поговорим о каждом доме отдельно и узнаем кто из художников в каком доме жил и что писал.
    Самым первым был возведен в 1930 - 1931 гг. дом №9 (тогда дом №15) на ул. Верхняя Масловка. Он был построен по проекту архитектора Герасимова Ю.Н. Дом имел сложную ассиметричную конфигурацию двух корпусов, предназначенных для квартир и мастерских.
    Верхняя Масловка, д. №9.


Журнал "Строительство Москвы" № 4 за 1929 г. писал об этом сооружении - "Здание подобного типа строится в СССР впервые, и поэтому проект его, надо полагать, представляет значительный интерес... По проекту дом АХР представляет собой пятиэтажный корпус 30000 м.куб. В отношении планировки он ясно разделен на две группы: в фасадной части его расположены производственные мастерские и жилые комнаты, предназначенные для художников-одиночек; дворовый же корпус отведен под квартиры. Всего в здании будет размещено 55 мастерских для художников, из коих 52 - индивидуальных, площадью в 24, 30, 40 м.кв., и три общих -размерами около 50 м. кв. Первый этаж с большей высотой помещений отводится под скульптурные мастерские. Все мастерские ориентированы на север и северо-запад...


Стены здания в производственной его части имеют почти сплошь застекленную поверхность. В первом этаже и окна устроены вовсю их высоту створчатыми для того, чтобы можно было непосредственно через них выносить наружу скульптурные произведения. В квартирной части корпуса расположены 24 отдельные квартиры, из коих 12 - трехкомнатные, остальные - двухкомнатные. Помещение же для художников-одиночек устроено по типу общежития, состоящего из 30 комнат.
                             

Каждая отдельная квартира и каждый этаж производственной части здания имеют ванные комнаты и души. В доме будут устроены: общая столовая,  небольшая читальня, фотолаборатория, поделочные мастерские и прачечная... Здание будет оборудовано лифтом, газом и т. п. удобствами.  Все квартиры и комнаты для одиночек запроектированы с отдельными балконами. Мастерские и квартиры будут оборудованы стенными шкафами. Крыша над верхней вышкой устраивается плоской и будет служить для отдыха.
      Архитектурное оформление фасадов выполнено арх. Л. И. Савельевым, под наблюдением которого и будет возводиться сооружение" (отмечу, об арх. Герасимове в статье не сказано).
      Верхняя Масловка, д. №9. Вид со двора.


Столовую, расположенную в доме, частично финансировало государство, а её персонал составляли жены художников. Творцы, ненадолго прервав работу в мастерских и не выходя из дома, могли в любое время получить вкусный обед за очень небольшую плату.
      Верхняя Масловка, д. №9. Вид со двора.


Верхняя Масловка, д. №9. Вид со двора.


На втором этаже, над столовой, оборудовали комнату, где собиралась молодежь. Там играли в шашки или шахматы, танцевали. Зимой во дворе заливали каток.
       Месропян Б.А. Каток на Масловке.


Интересные сведения в интернете нашла и о библиотеке-читальне в этом доме. Библиотека содержала более 25 000 репродукций и до 4 000 книг по искусству, в том числе редкие издания из фондов коллекционера Д. И. Щукина и адвоката М. Ф. Ходасевича. Она просуществовала до 2009 г. Напишите, кто знает, что стало с библиотекой впоследствии.
       Верхняя Масловка, д. №9. Вид со двора.


Временами библиотека видоизменяла свой облик и становилась коллективной студией, в которой художники писали натуру.
     До недавнего времени во дворе дома художников стояла трансформаторная будка, с изображением молнии. Будка осталась, а молния исчезла.


Верхнюю Масловку называли "Нижней Монпарнасовкой"...  Один и тот же натурщик позирует на разных этажах и в разных мастерских, в  разных позах и ролях. Так, один натурщик - пожилой, в поношенном костюме, с небритым желтым  лицом человека, потерявшего вкус к жизни, - позировал на 5-м этаже в качестве вредителя, на 3-м - председателя колхоза, на 1-м в роли стахановца. Бывает наоборот.
       Однако, как и в любом творческом коллективе, отношения между творцами были непростыми. Бывало всякое. Да и судьбы у многих творцов были такими интересными, что чуть ли не о каждом можно было написать роман.
       Художник Амшей Нюренберг (о нем подробнее в следующей части) оставил интересные воспоминания о "Городке художников" и его жителях. Вот отрывок из его книги "Воспоминания. Встречи. Мысли об искусстве" (разговор между худ. Мешковым и Нюренбергом, о них позже) - Мешков -  "Бегу из дома верхнемасловского. Вот мертвечина. Знаешь, это ведь  крематорий. И похож он по форме и архитектуре. Сволочь Герасимов (речь об архитекторе дома). Это он  выбирал стиль. Какая тоска и мертвечина в этом жутком сером доме. Все какие-то крысиные и мышиные люди. Разве такие жильцы могут что-нибудь хорошее  создать! Ты не согласен со мной, Амшей?
      Ко мне ходит народ. Придет кто- нибудь, а за ним сейчас же другой: "Ты его не приглашай, он такой-то и такой-то" ...
      Все сидят, запершись, закрывшись, и что-то  делают. А что делают, черт их знает. Векселя ли фальшивые подделывают, деньги ли печатают. Черт их знает. Половина дома - богадельня, половина -  крематорий.
      Никто не веселится, не смеется, не хохочет. Зайдем к рабочей молодежи нашей. Живут по-настоящему, по-советски, а эти - гм.
      И другой дом (речь, видимо, о доме на Петровско-Разумовской аллее, 2)  Тот - лазарет. Стучусь недавно к Ефанову. Пять минут возился. Или жидкость прятал, или репродукции слизывал. Черт его знает! То же и у Петра Котова. Ну и публика..."
     На главном фасаде производственного корпуса со стороны Верхней Масловки установлена  мемориальная доска с именами некоторых творцов.
                                                                                     Верхняя Масловка, д. №9.
                                          

Однако, это далеко не полный перечень художников, творивших и живших в этом доме.
                                         

Художник-реставратор Хвостенко Т.В. в своей книге "Вечера на Масловке близ Динамо" пишет - "Вот некоторые фамилии художников, въехавшими первыми в этот дом -   П. Радимов самым последним получил квартиру, на первом этаже. В дом въехали Е.Кацман, Е.Львов, С.Тавасиев, скульптор В.Сергеев, Д.Шварц, С.Алешин, Г.Шегаль, П.Покаржевский, К.Молчанов, Б.Иогансон, С.Луппов, И.Чашников, Н.Белянин, Н.Шестопалов, К.Максимов, Ф.Лехт, Е.Ряжский, А.Кибрик, Н.Коршунов, Л.Соловьев, К.Корыгин, А.Немов, П.Шухмин, А.Каневский, Николай Митрофанович и Наталья Яковлевна  Никоновы..."
     Но и это далеко не полный список, здесь жили и работали также еще художники и скульпторы: С. С. Алёшин, Ф. С. Богородский, В. Сергеев, А. Матвеев и многие, многие другие. О некоторых из них и их работах мы поговорим в следующей части, о некоторых в последующих постах, т.к. многие из перечисленных художников, впоследствии переезжали в другие дома, построенные в "Городке художников" позднее.
      Судя по всему вышесказанному, в тридцатые годы, когда был построен этот первый дом, для художников были созданы просто "царские условия", т.к. остальной народ, проживающий в ближайших окрестностях, еще и в конце пятидесятих годов ютился в маленьких деревянных домишках в коммунальных квартирах. Кстати, в те годы в этих деревянных домиках проживало и много художников,  в т.ч. в одном из них жил и работал художник А.И.Морозов ( подробнее о нем здесь). Его картина с изображением первого дома художников и его окрестностей представлена ниже.
         Морозов А.И. Во дворе старой Масловки. 1957 г.


Продолжение рассказа о жителях и гостях этого дома в следующей части.

Городок художников. В. Масловка, д. №9. Жители. Часть 3.

Другие достопримечательности. Оглавление.

старая Москва, Динамо, Петровский парк, Прогулки по Москве, Городок Художников на Масловке, достопримечательности

Previous post Next post
Up