Городок художников. В. Масловка, д. №9. Жители. Часть 4.

Feb 20, 2023 12:17

                              Городок художников. В. Масловка, д. №9. Жители. Часть 4.
  Часть1. Часть 2. Часть 3.

В прошлой части я рассказала о некоторых жителях этого удивительного дома, показала их творения, в этой расскажу еще о нескольких художниках, с очень разными судьбами, когда-то живших и творивших тут.
                                                       Худ. Соколов Вадим Петрович "Масловка, дом №9" 2010 г.
                                 

Одним из жителей дома был Лехт Фридрих Карлович (1887 - 1961 гг.), скульптор, график, художник, общественный деятель, педагог, один из учредителей АХРР.
      Судьба Лехта удивительна. Правда, поразил он меня скорее не как художник, а как партийный функционер при искусстве.Трудно перечислить чем он только не руководил и в каких творческих проектах на принимал участия.
       Фридрик Карлович родился в Эстонии, в семье мещанина Карла Лехта, вскоре семья переехала в Санкт-Петербург. Здесь он  сначала окончил училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, затем рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств с малой серебряной медалью, в 1907-м - 12-ю Санкт-Петербургскую гимназию, а в 1909 - 1914 годах учился на скульптурном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, по окончании получил диплом художника с с правом поступления на государственную службу и преподавания в учебных заведениях.
                                                                            Худ. Лехт Фридрих Карлович
                                                                   

Грянули трагические события. В первая империалистическую войну -  Лехт работал на авиационном заводе, прошел путь от чертежника до помощника управляющего. В Февральскую революцию - избран комиссаром Коломяжского района в Петрограде. Затем Октябрьская революция и Гражданская война. В  1919 г.  Лехт стал коммунистом и добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Уже в первую годовщину Октября живописные панно Ф. Лехта (совместно с Н. Герардовым) украшали фасад Рождественского совдепа на Суворовском проспекте Петрограда.
    Начиная с 1921 г. жил в Москве и занимал руководящие посты, не оставляя занятий живописью и скульптурой, хотя на последнее у него оставалось все меньше времени.
     Далеко не все знают, что 100 лет назад, скульптура работы Лехта была установлена не где-нибудь, а на Красной площади в Москве. Она стояла на месте Мавзолея. Эта скульптура 4-х метрового рабочего была установлена в 1922 году к V-й годовщине Октябрьской революции.
     Скульптура рабочего на Красной площади. Фото 1924 г.


В Москве, Фридрих Карлович мначала работал в органах Наркомпроса зав. секцией изобразительных искусств Московского отдела народного образования. Затем Лехт был зам. заведующего Комиссией по контролю за вывозом за границу предметов искусства и старины в Главнауке Наркомпроса. (не без его участия вывозить наши культурные ценности было возможно всяким Хамерам и ему подобным). В 1920-х годах он стал  директором театров К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а также одним из инициаторов создания одноименного музыкального театра; в 1927 - 1932 годах работал заместителем директора Государственной Третьяковской галереи. В 1932 г. вступил в Московский Союз художников. С 1933 года возглавлял выставочное управление "Всекохудожника", входил в состав жюри конкурса на строительство Дворца Советов.
       Лехта Ф.К. можно также назвать художественным летописцем строительства химического комбината в Березняках. Там художником было создано более 100 графических листов и этюдов на данную тему.
      Лехт Ф.К. Вид на заводоуправление БКК-1 1956 - 1958 гг.


Ездил Фридрих Карлович и в др.творческие командировки по стране, кроме Березниковского химкомбината, был на строительстве  Ивановской ГРЭС, магистрали "Москва - Донбасс" и т.д. Согласна со статьей Б. Рябухина, где он пишет - "... всегда бросалось в глаза, что Лехт - график превалирует над Лехтом - живописцем: его рисунки были полноценнее картин, а его картины были в известной мере сухи и протокольны...". В той же манере выполнена и его картина
  "Железнодорожный мост через Оку в Кашире" (см. здесь). А вот другая его картина на ту же тему оказалась более удачной.
    Лехт Ф.К. Каширский мост через Оку. 1933 г.


Кроме того, Лехт работал в области монументально-декоративной живописи. Для павильона Московской области ВСХВ (ВДНХ) он совместно с художниками Бордиченко и Покровским сделал три панно и расписал плафон вводного зала, с теми же авторами оформляет водную станцию "Речной вокзал". Соместно с В.Ф. Бордиченко и И.С. Ефимовым принимал участие в оформлении станций  Московского метро - "Автозаводская" - восемь мозаичных панно на сюжеты, связанные с темой защиты Родины и героического труда в годы ВОВ, а для станции "Измайловская" он создал скульптуры женщины и мальчика. выполнил скульптурное оформление портала над сценой Концертного зала им. П.И. Чайковского. Создал композицию  для Музея Революции, скульптурную группу "Ленин на броневике", фонтаны на ипподроме в Москве и мн. др. И это далеко не полный список того, в чем Лехт принимал участие.
   После войны занимался педагогической работой, преподавал и занимал должность декана живописного факультета в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1949 году был направлен в Эстонию,  в Тарту, где в 1949-1959 годах был директором Государственного художественного института Эстонской ССР, преподавал.
    Еще Фридрих Карлович увлекался спортом, см. здесь как он катался на лыжах "под парусом" в Петровском парке
    Время от времени даже такой художник как Лехт обращается к лирике, среди таких его работ "Горная река", "Река Каракал", "Два цветка" и др.
                                                                          Лехт Ф.К. Два цветка. 1937 г.
                                         

Еще с двумя его работами я уже знакомила Вас, когда писала о Петровском парке и Масловке,  см. здесь и здесь. Вторую его акварель, несколько на мой взгляд "припомаженную", выложу еще раз, т.к. на этой картине Лехт изобразил и себя.
    Худ. Лехт Фридрих Карлович. Масловка. Конец 1950-х годов.


Проработав десять лет в  Эстонии он вернулся в Москву в 1960 г. совсем больным человеком, за спиной было два инфаркта. А вскоре, 20 января 1961 г. Лект скончался.
     Следующий художник, о котором пойдет речь ниже, из так наз. "титулованных" художников, имя которого значится и на мемориальной доске, установленой на этом доме. Это художник Иогансон Борис Владимирович (1893 - 1973 гг.), живописец, график, педагог, один из ведущих представителей соц. реализма, лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951).  с 1943 г. Народный художник СССР, с 1947 г - академик АХ СССР, с 1968 г. -  героя Социалистического Труда. Иогансон сделал блестящую карьеру, три года он был директором Третьяковской галереи (1951 - 1954), затем стал Президентом Академии художеств СССР (1958-1962).
                                                                      Иогансон Борис Владимирович
                                                               

Эту фамилию слышал наверняка каждый из моих читателей, и видел его картины, т.к. их неоднократно воспроизводили в школьных учебниках, тиражировали на конфетных коробках, почтовых открытках и по меткому замечанию художника и писателя А. Смирнова (фон Раух) - "окружали быт простого советского человека, входя, как иконы, во все советские семьи".
    Иогансон происходил из семьи служащего шведского происхождения. В 1912 г.  Борис Владимирович окончил Комиссаровское техническое училище, где одним из основателей был его дед - Карл Иванович Иогансон. Одновременно он получил начальное художественное образование в школе-студии П. И. Келина. Затем с 1912 по 1918 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. В. Малютин и К. А. Коровин.
     Сведения о дальнейшей жизни Иогансона после окончания училища несколько разнятся. По воспоминаниях художника Нюренберга (о нем и его книге в прошлой части), в юности, в первые революционные годы, Иогансон бежал на Украину и жил в г. Александрии у знаменитого погромщика (атамана) Григорьева.
     По другой версии А. Смирнова (фон Раух)  - "Автор знаменитого "допроса коммунистов" Борис Иогансон был в прошлом колчаковским офицером и по воспоминаниям молодости написал свое хрестоматийное полотно".
     Иогансон Б.В. "Допрос коммунистов".


И далее А. Смирнов (фон Раух) пишет еще жестче - "Вместе с Соловьевым (художник Соловье А.М., тоже житель Масловки, агент Лубянки) писал портрет Колчака белый офицер Борис Владимирович Иогансон, потомок шведского генерала, служившего России и воевавшего при Бородино. Иогансон стал потом академиком, президентом Академии художеств и написал Соловьева со спины в известной картине "Допрос коммунистов". Допрашивали и избивали красных Иогансон и Соловьев вместе. Соловьев завидовал советской карьере Иогансона, называл его Борькой и рассказывал о нем всякие гадости вроде того, что при отступлении белых он обокрал свою любовницу, похитив у нее золотые вещи".
     Затем Иогансон бежал от Колчака, попал в тифозный госпиталь и, наконец, поступил на службу в Красную Армию (об этом периоде жизни Иогансона сведения я не нашла, пишите, если знаете). Позже, он появился в Москве, по словам того же А. Смирнова - "В Москве вместе с Соловьевым оказался и Борис Иогансон, тщедушный швед, ставший маркёром в бильярдной и подносивший им водку и пиво. Он, по-видимому, тоже был завербован чекистами... Писать светло, как Иогансон, Соловьев не умел, он все несколько темнил под стариков, а вот "Допрос коммунистов" и "На старом уральском заводе" Соловьев по старой колчаковской службе и дружбе сколотил Иогансону, умело прорисовав фигуры. Рисовать фигуры Борис Владимирович фактически не умел. Иогансон поэтому отблагодарил Соловьева, выхлопотав ему мастерскую на Масловке".
     В 1922 - 1932 годах Иогансон состоял в Ассоциации художников революционной России. Затем он долгие годы писал портреты вождей, картины на социальные темы, такие как Строительство ЗАГЭС (1925), Советский суд (1928), Рабфак идет (1928) и др., получая награды и звания.
     На картине "На старом уральском заводе" Иогансон в виде промышленника в бобровой шапке с портретным сходством изобразил первого президента Академии художеств СССР - Александра Герасимова (о нем и о его доме в поселке "Сокол" я писала здесь). Впоследствии Иогансон сменил его на этом посту.
    Иогансон Б.В. На старом уральском заводе 1937 г.


По воспоминания того же А. Смирнова - "В мастерской Иогансона никаких стоящих картин не было, портретов тоже, только пестрые букеты и салюты на Красной площади - все цветно, красиво, французисто и ярко".
       Не знаю насколько достоверно то, что написал А. Смирнов о Иогансоне, но его статья "Заговор недорезанных" вышла в 2006 г., и если все описанное в ней ложь, то не ясно почему дети Иогансона, тоже художники,. не подали на Смирнова в суд.
       Иогансон был мастером на все руки, он писал портреты, натюрморты, пейзажи. Правда, когда я попыталась найти в сети доступные его пейзажи не нашла ни одного, который лег бы мне на душу. Но вот нашла его городской пейзаж.
Иогансон Б.В. Чистые пруды. 1961 г.


В воспоминаниях другого художника, Нюренберга, тоже сквозит, что многие живописцы не считали Иогансона хорошим художником. Вот одна из цитат- "Какими жалкими и некультурными на их (речь идет  об одесских художниках) фоне покажутся наши неопередвижники Иогансон, Ефанов и другие". А в другом месте он пишет -  "Жаловался Тихомиров: (художник)  - Сегодня приставал ко мне Иогансон: "Дайте мне материалы для моего доклада „Пути советского изобразительного искусства". Получил звание доктора искусствоведческих наук, а выпрашивает советы для головы. Хорош доктор, не знающий своего предмета!  Говорят, что этот доктор никогда не читал книг и что его никогда не видали в обществе книги".
     Но были и противоположные высказывания о творчестве Иогансона Б.В.  В книге А. Березина "Вороново. Художественная галерея" сказано следующее - "Наибольшее влияние на формирование творческого лица Иогансона имел К.А.Коровин - художник яркого дарования. Все доброе, хорошее, что дал ему учитель, ученик использовал в своем творчестве. Но вместе с тем он создал свою индивидуально-неповторимую манеру письма. У Иогансона нет той безудержной живописной бравурности, которая была свойственна Коровину, он - мастер плотных и сочных, но сдержанных и и напряженных красочных отношений. Творчество Иогансона овеяно романтической приподнятостью, его искусство наполнено подлинной земной красотой".
                                                           Иогансон Б.В. Женский портрет. 1952 г.
                                

Интересная история произошла с еще одним портретом Иогансона. Это полотно было изъято у китайских туристов в мае 2018 года. Не получив соответствующего разрешения, они спрятали в багаже незадекларированные произведения искусства и незаконно переместили их через таможенную границу в аэропорту Пулково. Изъятые работы были направлены на экспертизу. Согласно заключению, картина Иогансона имеет особую культурную ценность.
     Иогансон Б.В. Портрет женщины с гранатовым кулоном


Теперь это полотно пополнило коллекцию Русского музея, его директор Владимир Гусев  во время передачи картины отметил  - "Иогансон - великолепный мастер. Он преподавал и в Петербурге, и в Москве, три года был директором Третьяковской галереи, но главное, он великолепный художник. Работ Иогансона было не очень много, было всего четыре живописных работы, он великолепный мастер, именно мастер портретов, портретов не хватало". Кто прав в оценке творчества Иогансона - решайте сами.
     Среди жителей этого дома нельзя не упомянуть живописца Белянина Н.Я, мастера пейзажа, писавшего совсем другие картины.
     Николай Яковлевич Белянин (1888 - 1962 гг.), заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, родился в Нижнем Новгороде в семье мелкого служащего речного транспорта, выходца из крестьян. Его детство и юность прошли на пароходной пристани, где из-за крайней нужды в семье ему приходилось во время летних каникул подрабатывать "марочником", то есть ставить на ящиках номера и адреса отправляемых грузов.
                                                                           Белянин Нколай Яковлевич
                                                                

В 1906 году Николай Белянин поехал в Казань и поступил в Казанскую художественную школу, где его преподавателями были   П.П. Беньков и Н.И. Фешин. В 1912 году Николай Белянин получил аттестат об окончании школы и удостоился звания учителя рисования, черчения и чистописания в средних учебных заведениях. Это давало право  поступления без экзаменов в Высшее Художественное Училище при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Он использовал свое право и в том же году поступил в Академию.
      Белянин Ник. Я. Бурный день. 1928 г.


Первоначально, в общих классах, он занимался под руководством П.Я. Мясоедова и В.В. Беляева, а весной 1914 г. перешел в пейзажную мастерскую Дубовского Н.Н., который оказал огромное влияние на Белянина. Вспоминая своего учителя, Николай Яковлевич писал, что в мастерской Дубовского он, помимо этюдной работы, много занимался композицией и перспективой, овладевал пространством.
    Первая мировая война прервала его учебу, в июне 1916 года его призвали на военную службу, и после окончания школы прапорщиков он был отправлен в 106-й запасной пехотный полк младшим офицером на должность командира взвода, в 1917 г. был комиссован по болезни  В лихое революционное время  Белянин, как белый офицер, дважды чуть не был расстрелян, но  обошлось. В 1919 г. его призвали уже в Красную Армию, но снова комиссовали по состоянию здоровья.
      Продолжить учебу в Академиии Белянин смог только в 1921 г., которую окончил в ноябре 1922 года, а в декабре переехал в Москву и вступил в АХХР.
      Белянин Н.Я. Малоярославец. Этюд.


С этого времени (1923) он уже работал как художник по договорам и участвовал во всех выставках АХРР вплоть до ликвидации Ассоциации в 1932 году в связи с образованием объединившего всех Московского Союза Советских Художников (МОССХ), куда Белянин и вступил.
       Главной темой его творчества становится пейзаж. Он много ездит по стране, эксперементирует с цветом и пространством. Он приверженец классической школы и прекрасный знаток воздушной перспективы (жаль, что не всегда это видно на экране компьютера).
       Белянин Н.Я. Лето. 1933 г.


В работах Белянина порой заметна перекличка с Бялыницким-Бируля, иногда с Левитаном и др., но всегда это очень личное, чрезвычайно поэтическое ощущение природы.
      Белянин Н.Я. Иней. 1949 г.


Произведения Н.Я. Белянина чрезвычайно высоко ценятся как профессионалами-искусствоведами, так и любителями живописи.
     Белянин Н.Я. Перед дождем. 1960 г.


Николай Яковлевич был не только замечательным живописцем, но и педагогом. До 1941 года Белянин преподавал живопись в Московском художественном училище 1905 года. После Великой отечественной войны перешёл в Московский институт прикладного и декоративного искусства, а с 1952 по 1962 годы преподавал в Московском художественно-промышленном училище.
     Белянин Н.Я. В солнечный полдень. 1961 г.


Николай Белянин был не только замечательным живописцем и педагогом, оставившим ярчайший след в классическом наследии русского пейзажа, он на протяжении всей своей жизни оставался безукоризненно честным и скромнейшим человеком. Умер Белянин в 1962 г., похоронен на Химкинском кладбище.
   Первоначально я хотела в конце этого поста написать, о уже упомянутом выше, художнике Соловьеве Александре Михайловиче, чтобы до конца понять какой на самом деле была жизнь в этом доме на Масловке, какие тут кипели страсти, похлеще чем в любой советской коммуналке. Но потом поняла, его "демонической" личности уделено много внимания на просторах интернета, но лучше всего о нем написано у А.Смирнова (фон Раух) в статье  "Заговор недорезанных", который  сам был хорошо знаком с Соловьевым, поэтому кому интересно, прочитает все сам (ссылка внизу поста). Отмечу, в  этих беспощадных и не всегда однозначных, иногда безапелляционных, но очень интересных и ярко написанных мемуарах художника и писателя А. Смирнова (фон Раух) о "Городке художников" и вовсе написано  - "Большевики построили для художников гетто - Масловку с клетушками-мастерскими, где все ненавидели и поедали друг друга. Возник даже термин "масловская живопись и скульптура".
    В следующей части я продолжу свой рассказ и напишу о доме, построенном в Городке художников, в 1936 г. на Петровско-Разумовской аллее. Некоторые наиболее именитые художники, когда-то жившие в доме №9 на Масловке, получили квартиры в этом новом доме.
    Ну а здесь, на Масловке, продолжают жить и творить уже новое поколение художников.
                                                                                 Верхняя Масловка, двор дома №9.
                           

Городок художников. Петровско-Разумовская аллея, д. №2. Часть 5.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: https://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=207 ; Википедия; https://antiqueland.ru/articles/670/?ysclid=le9me3wphi783668376; https://flb.ru/infoprint/40543.html?ysclid=ldzut4k86d340195666 и др.

Динамо, Петровский парк, Прогулки по Москве, Городок Художников на Масловке

Previous post Next post
Up