Татлин В.Е. - художник с оборванными крыльями. Часть 2.

Apr 24, 2023 10:55

                                    Татлин В.Е. - художник с оборванными крыльями. Часть 2.
     Часть 1.

В Москву Татлин вернулся то ли в 1927, то ли в 1928 году. В это время он уже известный художник, его картины уже в конце 1920-х годов были представлены  в музее живописной культуры. Музей был основан в 1919 г., располагался в разных помещениях, а с 1923 г. переехал сюда на Рождественку, 11 (сейчас под этим номером несколько строений, в каком из них был музей, точно не знаю).
     Архитектурный институт фото 1938 г.


В Москве Татлин устроился во ВХУТЕИН (учебные корпуса располагались на Рождественке, 11 и на Мясницкой, 21) и стал преподавать собственный курс на факультете по обработке дерева и металла (1927-1930). После перевода керамического факультета в Институт силикатов и стройматериалов, продолжал преподавать там до 1933 года.
      Ему, как преподавателю ВХУТЕИНа, была выделена комната на Мясницкой, в том же дворе, где был институт. По воспоминаниям современников "Татлин жил на вто­ром этаже небольшого двухэтажного и тоже красного кирпича дома" (сейчас это - Мясницкая, д. №21\8с6-7).
                                                Мясницкая 21\8с6-7. В этом доме в концн 1920-х - начале 1930-х жил Татлин Е.В.
                                            

Из мемуаров той же  А.Б. (Анны Бегичевой)  в 1928 году у Татлина появилась новая семья , он стал жить гражданским браком с Марией Холодной и ее сыном  Петрусем. (Мария Петровна Холодная (1903-1989) - советский скульптор, мастер декоративно-прикладного искусства). Они познакомилась с Татлиным в 1926 г. еще в Киеве. Вскоре к ним в Москву приехал и сын Татлина  - Володя (видимо, он стал жить с отцом после смерти матери М.А. Гейнце в 1930 г.). Мария Петровна прожила с Татлиным до 1931 г.
                                                                                Скульптор Холодная В.П. в зрелые годы.
                                                                            

А.Б. писала  - "Расставаясь с женами (мало ли бывает жизненной запутанности), он не прерывал с ними в дружбе. В дружбе он был рыцарем. Умел ее беречь, крепить. И уж кого он "выбирал" - ничто не могло отвратить его сердца от друга".
    Гости, бывавшие у Татлина в этом доме в начале 30-х годов, вспоминали, что его комната поражала почти полным отсутствием мебели, а на сте­не висела только одна картина, его большая "Натурщица" 1913 года, которая сейчас принадлежит Третьяковской галерее.
                                                                             Татлин В.Е. Натурщица. 1913 г.
                                   

Среди его гостей, бывавших тут, был С.Я. Маршак, детский писатель, с которым Татлин дружил. И. Рахтанов, которого к Татлину в гости привел Маршак,  вспоминал, как Татлин и Маршак вместе прекрасно пели украинские думы под звуки смастеренной Татлиным бандуры, в своей статье он писал -. "Оба они, и Маршак, и Татлин, не только хорошо знали, но и чувствовали, проникали в самую душу фольклора".
    С 1921 по 1929 год Татлиным была проделана сложнейшая работа, нацеленная на поиск и выявление важнейших свойств материалов с одной стороны и изучение быта человека с другой, а с 1929 г. он приступает к осуществлению своего проекта "Летатлина".
    Для сооружения своего летательного аппарата Татлин получил просторную мастерскую в одной из башен Новодевичьего монастыря. Ему даже разрешили взять помощников. Изготавливая "Летатлин" художник мечтал вернуть человека к его всегдашней мечте о собственном полёте.
                                                                                     Худ. Татлин В.У. Эскиз Летатлина.
                                   

Годы с 1929 по 1932 - вплоть до выставки Летатлина - время напряженнейшего труда, жизненной наполненности. Работа преобразовала художника. Он стал веселее, разговорчивее, общительнее. В 1931 г. Татлин был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
     К 1932 г. вместе с помощниками Татлин изготовил три экземпляра летательного аппарата (о технической части аппарата можно прочитать здесь), а  вот как писала о нем А.Б. -  "Летатлин" был красив. Художник весь светился надеждой. Каждую деталь своей машины Татлин строил как художественное произведение... Деревянная восьмерка для крыла была его "возлюбленной Венерой".
     А в мае 1932 г. в Итальянском дворике Музея изящных искусств (теперь - ГМИИ им. А.С.Пушкина) проходила персональная выставка художника, где экспонировался его "Летатлин". На выставку ломились. Друзья торжествовали, завистники кривили губы.
        Летательный аппарат Татлина, управляемый человеком. Фото с выставки 1932 г.


Летательный аппарат Татлина, управляемый человеком. Фото с выставки 1932 г.
             

Однако, триумф Татлина был недолгим. Кончилась выставка. Угас интерес к птице. Средств для опытов не дали. Начавшееся летное испытание не состоялось из-за поломки одного из аппаратов на земле. Из мастерской на колокольне Новодевичьего монастыря попросили убраться. И остался изобретатель без пристанища. А его "Летатлин", как пишет А.Б. - отвезли  из мастерской на саночках в музей Осоавиахима".
       Такова судьба невероятного авангардного арт-объекта, чуда инженерного искусства, летательного аппарата, который, увы, никогда не летал.
       На выставке "Художники РСФСР за 15 лет" в 1933 году его работы показывались в зале "формалистических направлений". Это была последняя прижизненная выставка, где Татлин имел возможность показать свои работы.
    Попав в обойму формалистов, заказов на живопись Татлин не получал. А жить надо.  Художник делал эскизы типовых оформлений магазинов, хлебопекарен и т.д. Много работал Татлин над декорациями в разных театрах: "Комик XVII столетия" в МХАТ-2, "Не сдадимся" в Камерном театре, оба в 1935 г.; "Дело" в Центральном театре Красной Армии. 1939-1940; "Глубокая разведка" - МХАТ, 1940-1943, и около 20 других спектаклей.,но и здесь его идеи часто отвергались. Делал эскизы и панно для павильона "Животноводство" на ВСХВ в 1938 г., уничтожены как "политически вредные". А для себя "в стол" в это время писал натюрморты.
                                                                     Татлтн В.Е. Букет с красной лентой. 1935 г.
                                   

А.Б. писала в своих мемуарах  - "Годы 1936-37-38 были материально тяжелыми. Художник часто нуждался. Может быть, разрушалась и последняя его семья со скульптором Марией Плесковской". В комменариях к мемуарам А.Б. сказано - "Мария Ивановна Плесковская (1905-1954) - художник, гражданская жена Татлина. По сведениям Стригалева А.А., Татлин сблизился с ней в 1940 г. (см.: Татлин 1994: 395, сн. 5). Настоящие мемуары указывают на более раннюю дату их знакомства.
      Анна Бегичева права, с Плесковском Татлин был знаком уже в начале 1930-х годов. Вероятно, он сблизился с ней после расставания с Марией Холодной. Существует акварель Плесковской, где она изобразила себя в месте с Татлиным.
                            Плесковская М.И. Рисунки "Владимир Евграфович Татлин на выставке в Ленинграде" (1932). Фото отсюда.
                                            

А.Б. пишет - "В 1939 году Татлин с улицы Кирова, с сыном Володей, переехал на Масловку в Дом художников  Получил квартиру и добился маленькой мастерской. Примечательно - мастерская ему досталась последним номером, в углу на 7-м этаже" (Масловка это общепринятое название - городка художников. Татлин получил квартиру в д. №2 на Петровско-Разумовской аллее, а его мастерская была в д.№1 на В. Масловке).
      В году 1939 и 1940 годах Татлин понемногу стал возвращаться к живописи. И творческая жизнь как-то налаживалась.
                                                                           Татлин В.Е. Цветы. 1940 г.
                                   

А в 1941 г. началась война. Погиб на фронте его любимый сын  Володя - 19-летний доброволец. Он скончался в январе 1943 г. в госпитале. Погиб и Петрусь, его товарищ - пасынок Татлина, сын М.П. Холодной.  Стоит отметить, что по одной из версий у Татлина был еще один внебрачный сын - Анатолий Сергеевич Ромов. Насколько это достоверно, не знаю. Подробнее об этом напишу в конце поста.
      Сам Татлин в годы войны много работал по маскировке города. Продолжал работать над оформлением спектаклей.
      Биография Татлина изучена недостаточно, особенно это касается его личной жизни. Согласно Стригалеву, после разрыва отношений с Плесковской Татлин сблизился с бывшей балериной Александрой Николаевной Корсаковой (1904-1990), которую Анна Бегичева в своих мемуарах не упоминает.
       Александра Корсакова - одна из самых загадочных представительниц столичной богемы ХХ века. В 1921 году переехав в Москву, по одной версии она училась в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), по другой версии - в Государственном институте кинематографии. В юности Корсакова танцевала в школе Дункан, училась у Эйзенштейна и Пудовкина, работала с Маяковским в "Окнах РОСТА". В 1942-1943 годах училась во Всесоюзных художественных мастерских у Н. Г. Машковцева и П. П. Кончаловского.
                                                                   Корсакова Александра Николаевна в зрелые годы.
                                                                       

В 1975-1976 годах работала над серией "Татлин", одна из работ серии, представлена ниже. Корсакова прожила долгую жизнь, а в 1990 году покончила с собой.
                                                                                    Корсакова А.Н. Татлин.
                                    

Когда произошло ее знакомство с Татлиным, сведения разнятся. На сайте здесь упоминается, что первая их встреча произошла еще в 1933 г., а сблизились они и стали жить вместе в 1944 г., работая вместе над оформлением спектаклей у Товстоногова в Центральном детском театре и в Театре "Моссовета", но так как Товстоногов появился в Москве только в 1946 г., то дату совместной работы Корсаковой и Татлина надо сбвинуть на 1946 г. Однако тут написано, что Корсакова стала официальной (?) женой Татлина уже в 1944 г., по крайне мере, они похоронены в одном колумбарии (см. фото здесь).
      Дальше еще больше загадок. По интернету гуляет фото где изображен Татлин с женой (на фото вроде бы Корсакова?) и сыном. Первоначально фото выглядит так, но я убрала комментарий к фото, т.к. он меня смущает.
                                                                          Татлин с женой и сыном
                                          

Год, когда было сделано фото, неизвестен, также не ясно, что за ребенок изображен на фото. Обших детей у Корсаковой и Татлина не было, по крайней мере упоминаний об этом я не нашла,. Если я ошибаюсь дайте ссылку, где об их общем сыне можно прочитать. А сыну Володе Татлина от Марии Гейнце ("Молекулы") в 1933 г. (т.е.на момент первой встречи Корсаковой и Татлина) было 10 или 11 лет,  а на фото мальчик лет 5 - 6. Или вот еще последнее предложение из этого комментария к фото - "В 1953-м он умер у нее на руках (т.е. на руках А.Корсаковой). Быть женой гения не всегда завидная участь".
      Дополнение: В комментариях под постом, правда без ссылок, мне пишут - "На фото с Татлиным Мария Александровна Гейнце и их общий сын".
     Однако, как долго Корсакова и Татлин прожили вместе - не ясно. Из мемуаров Анны Бегичевой, а также из статьи Анатолия Ромова (о ней в конце поста). последние годы жизни Татлин жил один, по крайней мере, с 1949 г. Анна Бегичева в это время часто бывала у Татлина в гостях. Мало того, в своих мемуарах она пишет, что за неделю до смерти (!), т.е. в 1953 г., Татлин сделал ей предложение, ему было в это время 68 лет.  В последний путь Татлина провожали из его возлюбленных Плесковская и Бегичева, а про Корсакову не упоминается.
      А последних годах жизни Татлина А.Б. писала - "Жить на Масловке, в среде художников, становилось невообразимо трудно. Многие удачливые посматривали на него с усмешкой, как на бедного рыцаря Ламанчского, не веря, что Татлин что-нибудь еще создаст. Татлин старался побыстрее пробежать из дому через двор в мастерскую. Маститые либо не замечали его, либо кивали слегка, чуть-чуть, с каким-то обидным сожалением...
     После войны Татлин закрылся в мастерской, как в келье, и снова взялся за кисти - писал "для себя". Самозабвенно отдался живописи. Начал Татлин с цветов. Букеты его дышали. Жили на полотне новой, созданной художником, жизнью.
                                                                               Татлин В.Е. Цветы. 1940 г.
                                     

В промежутках между заказами и живописью "для переключения", как говорил, он делал бандуры....Лелеял, высушивал в определенной температуре по 20-30 лет" (одну из них можно увидеть в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве). Много работал для театра.
      В конце 1940-х - начале 1950-х годов Владимир Татлин возглавлял бригаду художников, делавших наглядные пособия для МГУ. В 1952 г. предложил художественному фонду чертежи автомобиля-мастерской для художников. Создал проект нового города. В нем все до деталей было обдумано: жилье, учреждение, транспорт. Его архитектурные проекты, технические изобретения, бытовые вещи, живопись, рисунки - все складывалось в единый поток творчества художника.
   Под конец еще несколько штрихов о Татлине из воспоминаний А.Б. - "Творчество Татлина поражало многообразием и разносторонностью. Все, чего бы он ни касался в области искусства, стремился постичь до дна. И это не было всезнайством, которое склеротизирует мозг, а озарением, достигаемым пытливостью и трудом - труд, мать красоты. И музыку Татлин понимал глубоко, с детства любил. Как-то уже в Москве, слушая первые наброски пятой симфонии Прокофьева (он дружил с ним), Татлин сказал:  - Твоя музыка пойдет по миру, ты ощущаешь новые ритмы жизни. Мы создадим в России свое возрождение - ты, я, Володя (Маяковский), Шадр. И потом шутя добавил - станем основанием для будущего дерева красоты... (кстати, он во времена своей дружбы с Пунитым, т.е. в 20-е годы, и Анне Ахмановой говорил - "Пишите, может быть станете знаменитой").
   Татлин открыто критиковал слепое подражание Западу и ультралевые уклоны. Искусство ищет выражения духовного мира, и Париж нам бесполезен. Отвергал он и бесконечное количество деклараций, манифестов...
   Возмущался Татлин новыми строениями.  - Куча кирпичей еще не дом. Склад из железа и бетона - не архитектура... Дома, как лица человеческие, отражают характеры их обитателей… Душу века. - Наши соотечественники Корбюзисты еще наломают дров, изуродуют древний город. Уничтожили же Сухареву башню - эталон Российского зодчества целой эпохи, которой восхищался весь мир... - Чего доброго, они и Бродвей механически перетащат в Москву" (прогуляйтесь по современной Тверской и др. улицам Москвы, каких только "монстров" там не настроили, посмотрите как изуродовали Ленинградский проспект, некогда самый красивый в столице, и Вы поймете насколько слова Татлина были пророческими).
    "Мудрость, приходящая с годами, помогла Татлину преодолеть отчаяние, отсеять гнев нараставший от обид и несправедливостей в отношении к нему... Пройдя суровую жизненную школу, мужественно выдержав путь мучительных творческих поисков, Татлин создал свой взгляд на искусство. И никогда, ни при каких труднейших обстоятельствах, художник не отступился от своих принципов... Много знал. Много создал. Как жаль, что художники мало учились у Татлина. Забыли его. Сам он говорил - "Я не имею надежды быть понятым сейчас. Но вижу мою Родину сокровищницей великих традиций. В них частица и моего труда"… Умер Татлин не сказав "завершающего слова - не хватило жизни".
                                                      Татлин В.Е. Череп на раскрытой книге 1950 г.


О. Трифонова-Тангян пишет в своих мемуарах - "Владимир Татлин умер в 1953 году в полном забвении в Доме художников на Верхней Масловке, оставив свои работы соседке-художнице. После смерти последней часть его работ выбросили на помойку, где их случайно нашли и спасли".
      "Это художник, умерший за 20 лет до своей смерти", - позже писали о нем. Однако, Татлин не забыт, его выставки проходят по всему миру, то там, то здесь проходят творческие вечера художника. а многое из его идей взято на вооружение современными дизайнерами, архитекторами, инженерами.
       Закончу свой пост цитатой из статьи Анны Александровой - "Его называли «явлением, и явлением планетарным". Отец конструктивизма, создатель грандиозных утопических проектов, один из основателей современного дизайна, он во многом опередил свое время. Его произведения когда-то казались слишком смелыми, и далеко не все осознавали их ценность: до наших дней уцелела лишь часть наследия Владимира Татлина. Этот суровый материалист, говоривший, что его "сердце тоже было машиной", являлся неисправимым идеалистом, верил в то, что рожденные им идеи навсегда изменят быт людей".

Из статьи писателя Анатолия Ромова, опубликованной только в 2005 г., стало известно, что в 1930-е годы у Владимира Татлина  был роман с его матерью Бам Ниной Игнатьевной (1901 - 1975), писательницей, журналисткой и драматургом, в результате которого на свет появился Анатолий Ромов. Вот как он сам об этом пишет - "Динамо", на Верхней Масловке, в широко известном - угловом между Нижней и Верхней Масловками - "Доме художника", принадлежавшего МОСХ. В результате романа моей мамы и Татлина 22 февраля 1935 года родился я... В 1949 году мама привела меня к нему, в коммуналку так называемого "Дома художников" на Верхней Масловке. Он лежал на кровати, уже тяжело больной, брошенный всеми, забытый, нищенствующий - он, всемирно прославленный грандиозный художник. О том, что это мой отец, мама мне тогда не сказала, и только сейчас я понимаю, что она привела меня к Татлину потому, что хотела, чтобы мой настоящий отец увидел перед смертью своего сына".
       Почему-то утверждения А. Ромова все приняли на веру, и вот уже в Википедии пишут о А. Ромове, как о внебрачном сыне Татлина. Не буду пересказывать всю статью, читайте ее сами, ссылка на нее выше. Действительно ли Анатолий Ромов внебрачный сын Татлина или нет - решайте сами. Я сомневаюсь, объясню почему.
       Первое. Из из интервью, опубликованном там же ниже, становится ясно, что Нина Игнатьевна в это время, когда у нее родился сын Анатолий, была замужем за Ромовым С.М. и вряд ли Анатолий Ромов мог родиться на Масловке, да и Татлин переехал в "Городок художников", как пишет А.Б., только в 1939 году. Второе. Напомню, Татлин хоть и бедствовал в послевоенные годы, но интенсивно работал, например в 1949 г, когда  Ромов был с матерью у Татлина. Он работанад оформлением спектакля "Чаша радости" по пьесе Н.Винникова, а в 1953 г. еще и сделал предложение  А. Бегичевой. Да и жил Татлин в эти годы не в коммуналке, а в отдельной квартире. Ниже фото, о котором пишет А. Ромов в своей статье.
                   Стоит Ромов С.М., рядом сидит Татлин В.Е., крайняя справа во 2-м Ряду Бам- Ромова Н.И. Фото 1933 - 1934 г.
                                           

Допускаю, что и в моем исследование о Татлине могут быть неточности. Слишком много "белых пятен" в его биографии. Если Вам есть, что добавить или уточнить, пишите в комментариях.
      Рассказав о Татлине, я продолжаю свой рассказ о "Городке художников" и о его жителях.

Городок художников. Верхняя Масловка, дом №1. Часть 7. (пишу)

Другие достопримечательности. Оглавление.

Вокруг Петровского парка, Прогулки по Москве, Городок Художников на Масловке

Previous post Next post
Up