Старопименовский пер., дом №12. Начало. Часть 15.

Jun 26, 2024 14:06

                                              Старопименовский пер., дом  №12. Начало. Часть 15.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14.

Продолжаю рассказ об истории владений Старопименовского пер.  Дом 12\6 (участок 47\ 50).  За перекрестком, на углу Воротниковского и Старопименовского переулков до начала 1970-х годов стоял двухэтажный особняк. При ком из владельцев он был построен сейчас сказать трудно.По одной из версий особняк был возведен в сер. XIX века.
      .Старопименовский переулок, 12\6. Вид со стороны Воротниковского пер. Фото 1920 - 1930 гг.


В 1846 г. это владение принадлежало титулярному советнику Анфалову Ивану Александровичу (? - ? гг.), в 1852 г. дом был записан уже на его жену Анфалову Анисью Андреевну (? -1858 гг.).  В книге Саитова "Московский некрополь" сообщается, что  Анфалова А.А. похоронена на Ваганьковском кладбище вместе с князем Кудашевым И.А., о князьях Кудашевых речь пойдет ниже.
       В 1859 - 1868 гг. - владелецем участка становится Чередеев Василий Васильевич (? -? гг.), статский советник, обер-прокурор 1 отделения 6 департамента Правительствующего Сената. Чередеев упоминается в письме от 1847 г. Аксакова И.С., который пишет, что был у Чередеева, правда тогда Василий Васильевич жил в другом месте, в пр. ц. Рождества в Палашах.
       В конце 1850-х - начале 1860-х годов в этом владении арендовал квартиру профессор медицины, патологоанатом, издатель, тайный советник Полунин Алексей Иванович (1820 - 1888 гг.).
                                                                                             Полунин Алексей Иванович.
                                                                               

В 1860-х годах в доме у Чередеева арендовал квартиру и Тютчев Николай Иванович (1801 - 1870 гг.), старший брат поэта. В 1816 г. окончил Училище колонновожатых и поступил на службу в Генеральный штаб. С 1832 г. длительное время находился в командировке в Вене. В 1842 г. вышел в отставку в чине полковника Генерального штаба и поселился в Москве; подолгу жил в Париже.
                                                                                   Тютчев Николай Иванович, 1860-е годы.
                                                                               

Николай Иванович был не только единственным братом Тютчева, но, по словам И. С. Аксакова, и единственным другом, любившим его "не только с братскою, но с отцовскою нежностью, и ни с кем не был Федор Иванович так короток, так близко связан всею своею личною судьбою с самого детства". Аксаков свидетельствует, что привязанность к брату наполняла всю жизнь Н. И. Тютчева, - "он был его постоянным гением-хранителем, - при всякой беде, всюду поспешал к нему на помощь". Смерть Н. И. Тютчева была большим ударом для поэта.
      В 1869 г. владение переходит к княгине Кудашевой Марии Ивановне, ур. Анфаловой (1820 - ? гг.), вдове ротмистра. Как удалось выяснить здесь, она была дочерью Анфаловых, владельцев этого участка, о них я писала выше. Ее мужем был князь Кудашев Иван Александрович (1808 - 1855 гг.), происходивший из старинного дворянского татарского рода князей Кудашевых. Вот о нем я упоминала выше, когда писала, что он похоронен вместе с Анфаловой А.А., т.е. получается, что теща и зять похоронены вместе (не путать ротмистра Кудашева с его полным тезкой дипломатом Кудашевым И.А., это разные люди).
       Однако, для меня по-прежнему остается загадкой - почему владение Анфаловых сначала перешло к статскому советнику Чередееву В.В., и только потом досталось дочери Анфаловых - Кудашевой Марии Ивановне. Она владела этим участклм и в 1885 г.
       Впоследствии участок передит к сыну князей Кудашевых - Алексею Ивановичу Кудашеву.
       Угол Воротниковскогоп и ул. Медведева (Старопименовского п.). Фото 1948 - 1950 гг.


Князь Кудашев Алексей Иванович (1852 - после 1916? гг.), камергер, действительный статский советник, причислен к Собственной Е.И. В. Канцелярии по учреждениям императрицы Марии. Инспектор по делам печати Канцелярии Московского генерал-губернатора. Награды. Ордена св. Владимира 4 й ст., св. Станислава 2 й ст., св. Анны 2 й ст.и медалями. Иностранные награды: итальянский Орден св. Маврикия и Лазаря офицерский крест, черногорский Орден князя Даниила I-го 3 й ст.
        Женат он был дважды. Первой женой Кудашева была  Елена Федоровна Кудашева, ур. Гильдебрандт (1863 - до 1902 гг.), дочь полковника Гильдебрандт Ф.И. Венчание состоялось 5 апреля 1882 г. в церкви св. Ал. Невского при Комиссаровском техническом училище, расположенной поблизоси от дома Кудашева ( о церкви здесь). В этом браке у них родился сын Алексей.
        Овдовев, князь нанял гувернантку Раису Адамовну Гедройц, чтобы ухаживать за его сыном Алёшей. Раиса Адамовна происходила из старинного литовского рода, ее предки переселились в Россию, осели в Москве и совершенно обрусели. Ее отец Адам Гедройц, дворянин,  надворный советник, служил чиновником на Московском почтамте. Семья, где родились ещё три дочери, жила довольно обеспечено. В доме часто устраивались праздники с домашними спектаклями, концертами и живыми картинами. Подготовкой этих праздников занималась Раиса. Для младших сестёр она придумывала сценарии небольших пьесок, писала стихи. Одно из своих стихотворений  она, учась в старших классах гимназии, отправила в журнал и его напечатали.
       Счастье и благополучие дружной семьи Гедройц прервалось со смертью отца. Денег недоставало. Заботу о матери и сёстрах взяла на себя Раиса. Она стала работать гувернанткойу князя Кудашева, однако продолжала писать стихи, публикуя их под псевдонимами.
       Именно для воспитанника Алёши Раиса Адамовна написала рождественскую пьеску, где дети на празднике читали стишок "В лесу родилась ёлочка..." Пьесу опубликовали в декабрьском номере журнала "Малютка" за 1903 год и, как всегда, под псевдонимом.
       Журнал "Малютка".стихотворение "Елка",  подписано инициалами "А.Э.


Вскоре музыкант-любитель Леонид Бекман положил стихотворение на музыку, и "Ёлочка" зажила самостоятельной жизнью, сделавшись самой популярной песенкой рождественских, а позже новогодних праздников. Песенку эту знает каждый ребенок и в наши дни.
       Забота об Алёше, интерес к его делам сблизили Раису Адамовну с князем Кудашевым, и 30.01.1908 года они обвенчались в Воскресенской церкви  г. Сергиева Посада. С этого времени она стала княгиней Кудашевой Раисой Адамовной, ур Гедройц (1878 - 1964 гг.). Жили дружно, несмотря на большую разницу в возрасте 26 лет.
      В Первую Мировую войну, Алексей-младший ушёл на фронт. Бесконечное беспокойство за его судьбу подтачивало здоровье престарелого князя. После известия о гибели сына Алексей Иванович уже не смог оправиться от горя. Он скончался незадолго до революции.
      После революции, потеряв все, Раиса Кудашева устроилась работать в библиотеку и старалась вести тихую незаметную жизнь. Вместе с сестрой, как многие, ютилась в коммунальной квартире. Часто слышала по радио свою "Ёлочку": музыка Бекмана, слова народные - и только улыбалась. Однако когда по ошибке и стихи стали приписывать Бекману, родные уговорили Кудашеву заявить о своём авторстве. В архивах разыскали тот самый экземпляр "Малютки", а также документы о выплате гонорара. И справедливость восторжествовала.
                                                                                        Кудашева Раиса Адамовна.
                                                                            

Раиса Адамовна прожила долгую жизнь - она скончалась в 1964 году в возрасте 86 лет. Могила её - на московском Пятницком кладбище, на памятнике выбиты первые строчки "Ёлочки".
         В разное время в этом владении у матери князя Кудашева Марии Ивановны и у самого князя жили:
         - в первой пол. 1970-х годов Тольский Николай Алексеевич (1832 - 1891 гг.), врач-педиатр, профессор московского Императорского университета, декан медицинского факультета, основатель кафедры и клиники детских болезней, главный врач детской больницы на Малой Бронной.
                                                                                    Тольский Николай Алексеевич
                                                                             

- в первой пол. 1880-х годов Назаревский Владимир Владимирович (1870 - 1919 гг.), историк, издатель, автор книг по истории России, цензор Московского цензурного комитета, тайный советник.
       -  в 1880-х годах Ренар Карл Иванович (1809 - 1886 гг.), доктор медицины, естествоиспытатель, директор Зоологического музея Московского университета, вице-президент Московского общества испытателей природы при Московском университете, почётный член Российского минералогического общества (1882).
                                                                                                 Ренар Карл Иванович
                                                                             

Ренар К.И. родился в Германии, в Москву переехал в 1834 г. сначала был домашним врачом кн. Голицина Д.В., а с 1837 г. по 1846 г. работал библиотекарем в Московской медико-хирургической академии, приведя библиотеку, до этого находившаяся в состоянии величайшего хаоса,  в образцовый порядок. Немало трудов и знаний потратил Ренар для обогащения как материального фонда МОИП, так и библиотеки и музеев Московского университета. Позже, работал хранителем этнографического отдела Румянцевского музея, благодаря его стараниям музей пополнился  многими замечательными своими экспонатами. Отмечу еще один интересный факт, Ренар К.И. был свидетелем со стороны невесты на первой свадьбе князя Кудашева А.И. в 1882 г.
        - в начале 1890-х годов Трутовский Владимир Константинович (1862-1932), востоковед, историк-археолог, музейный работник и нумизмат. автор интересной статьи о происхождении названия "Арбат", путеводителей по Оружейной палате и по "Дому бояр Романовых" и многих трудов по нумизматике, геральдике, истории.
                                                                            

Еше одним жителем этого дома был художник Серов Валентин Александрович (1865 - 1911 гг.). Вот как об этом пишут уважаемые краеведы и москвоведы Земенков Б.С. и Сорокин В.В. - "В 1893 - 1896 годах Серов занимал квартиру в д. №12 в Пименовском (сейчас Старопименовский) пер. В  эти годы он написал ряд портретов, в т. ч. И. И. Левитана, Н. С. Лескова".
                                                                                    Серов Валентин Александрович
                                                                            

Тут надо сделать некоторые уточнения. Впервые, как житель этого дома Серов упоминается в справочниках "Вся Москва" только в 1896 г., до этого не упоминается. Тем не менее я предполагаю, что он поселился тут раньше, уже к осени 1891 г.
      М. Копшицер в книге "Валентин Серов" пишет -  Весной 1891 года Серов и Коровин поехали на этюды во Владимирскую губернию...  А когда вернулись в Москву, оказалось, что Мамонтовы на зиму опять уезжают в Италию...  (уточняю - Мамонтовы уехали в Италию осенью 1891 г.). Значит, дому на Садово-Спасской на зиму предстояло быть закрытым, и Серову с Коровиным пришлось подыскивать мастерскую... Они сняли в Пименовском переулке две мастерские неподалеку друг от друга. О коровинской мастерской рассказывали анекдоты. По беспечности своего характера Коровин снял комнату, которая не отапливалась, и зимой там было так холодно, что, по его собственным словам, за ночь одеяло примерзало к телу. Под полом жил мышонок, он выходил в определенные часы из своей норки и кормился из рук веселого  художника...
     В мастерской редко кто наводил порядок, всюду валялись этюды, палитры, кисти, тюбики с красками. Именно здесь, в этой богемной обстановке, столь свойственной характеру Коровина, написал Серов портрет своего друга... Правда, в 1891 году, когда писался портрет, Коровин еще до конца не осознал себя и школу французского импрессионизма он еще не прошел. Но весь строй его мироощущений - импрессионистский, и способ выражения - импрессионистский; импрессионизм свойствен натуре  Коровина. Коровин раньше или позже должен был прийти к тому, к чему он пришел. И Серов почувствовал это. Он не ошибся. Уже через два года, попав в Париж, Коровин заявляет себя откровенным учеником импрессионистов".
                                                                               В. Серов Портрет Константина Коровина. 1891 г.
                                               

О том, что эта картина была написана в мастерской Коровина в Пименовском пер. подтверждается и на сайте Третьяковской галереи. Там пишут - "На портрете Коровин запечатлен в своей мастерской в Пименовском переулке другом Валентином Серовым..."
       Далее М. Копшицер пишет об этой мастерской  - "Петр Петрович Кончаловский (издатель, не путать с художником Кончаловским Петром Петровичем, его сыном)  рассказывал, что, придя однажды к Коровину, он застал его и Серова во дворе.
                                                                          Серов В.А. Портрет Кончаловского П.П. 1891 г.
                                               

Художники, оставив портрет, вышли из ледяной комнаты порезвиться: они стреляли из коровинского "монтекристо" по крысам, которые во множестве водились в том доме и, не подозревая опасности, то и дело пробегали по двору. Друзья были веселы и беспечны. И печать этой беспечности, этого довольства жизнью легла на портрет Коровина. Право же, невозможно лучше передать характер такого человека, чем это сделал Серов...". К сожалению, найти адрес, в каком именно, доме была эта мастерская К.Коровина в Пименовском пер., мне найти не удалось, его адрес в справочниках за эти годы не упоминается, а сам К. Коровин в своих воспоминаниях эту свою мастерскую не упомиет вовсе.
       А вот картин, написанных в мастерской самого Валентина Серова, которая вероятно располагалась в доме князя Кудашева, вряд ли бедный на тот момент художник мог снимать отдельно квартиру и мастерскую, мне удалось найти только одну. М. Копшицер пишет - "Той же зимой (что и портрет Левитана) у себя в мастерской Серов писал портрет 3. Мориц, родственницы Мамонтовых".
                                                                    Серов В.А. Портрет З. Мориц, ур. Якунчиковой. 1892 г.
                                               

"Выставленный на Передвижной выставке,- пишет Грабарь,- портрет этот имел большой успех и окончательно упрочил репутацию его автора. Сочетание смуглого, янтарного лица с сиреневым фоном и белыми перьями накидки было неожиданным, совершенно европейским явлением на русской выставке. Сейчас краски портрета значительно потускнели, но тогда они горели, как самоцветные камни, среди портретов передвижников".
      Известность Серова росла с каждым годом, с каждым новым портретом, с каждой новой выставкой. Все более и более обильно сыпались заказы, однако, при ближайшем рассмотрении выясняется, что все они были написаны в домах и усадьбах самих  портретируемых. Известно, что Валентин Александрович любил изображать заказчиков в их собственных интерьерах. Художник справедливо считал, что привычное окружение не вызывает настороженной скованности портретируемого, это позволяет сосредоточиться на психологических деталях изображения.
      Это касается и выше упомянутых портретов Левитана и Лескова. Как пишут на том же сайте Третьяковки - "Портрет Левитана писался зимой 1892-1893 года в мастерской самого Левитана, в предоставленном в конце 1889 С.Т. Морозовым флигеле городской усадьбы в Трехсвятительском переулке". Существует даже фото, где Серов пишет портрет Левитана (см. здесь). А для исполнения портрета писателя Лескова, как сказано на том же сайте, Серов по заказу Третьякова специально ездил в Петербург.
                                                                                      Серов В.А. Портрет Лескова. Н.С. 1894 г.
                                                

То же относится и к другим портретам, написанных Серовым в эти годы. В начале 1892 года он писал портрет Софьи Андреевны Толстой .. (писался в Ясной поляне)., в 1895 г. писался портрет Мары Олив и портрет Варвары Васильевны Мусиной-Пушкиной и многие др.
                                                                                    Серов В.А. Портрет Мары Олив. 1895 г.
                                                

Осенью 1896 г. семейство Серовых покинуло дом князя Кудашева в Пименовском переулке и переехали в д.№6 в Б. Знаменском пер.

Продолжение рассказа об этом участке в Старопименовском пер. в следующей части.

Старопименовский пер, д. №12. История владения. Окончание. Часть 16.

Другие достопримечательности. Оглавление.

старая Москва, старые фото, Тверская ул. Переулки., Маяковская, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up