Воротниковский пер. Часть 3. "Кружок друзей искусства и культуры" и др.
Часть 1.
Часть 2.
В прошлой части я писала о знаменитых жителях ЖК "Труженик искусства", проживающих в доме №7с1, с2, с4. по Воротниковскому пер. Теперь поговорим о последнем доме, о котором я еще не успела рассказать.
Дом №7с3. В конце 1920-х годов здесь находился "Кружок друзей искусства и культуры".
ЖК "Труженик искусства", Воротниковский пер., дом №7с3.
"Кружок друзей искусства и культуры" - первое объединение театральных работников, был создан в 1922 году и просуществовал до 1930 г. Почётным шефом кружка был А. И. Сумбатов-Южин, членами правления - Собинов, Немирович-Данченко, Садовский и др.
Как мне удалось выяснить по д\р справочникам, изначально "Кружок" располагался в Богословском (сейчас Петровский) пер., д.№8, в подвале бывшего особняка Терентьева Н.А.. Об этом сообщается в телефонном справочнике
за 1922 - 1923 гг.
Петровский (б. Богословский) пер., д. №8с1. Бывший особняк Терентьева Н.А.
Особняк надстроен в 30-е годы прошлого века. Как он выглядел прежде можно
посмотреть здесь.
Тот же адрес указан и в Справочнике "Вся Москва" за 1925 г. Кроме того, тут указаны и первые руководители "Кружка".
Первые двое руководителей "Кружка" хорошо известны, поэтому о них коротко.
Южин Александр Иванович (настоящая фамилия - князь Сумбатов), (1857 - 1927 гг.), выдающийся актер Малого театра, драматург, театральный деятель, поч. академик, народный артист республики. Южин родился в семье грузинского князя, начал выступать на сцене еще в Тифлисе в Грузии, где тогда жил с родителями, потом учился в Петербургском университете, где участвовал в любительских спектаклях. В 1881 г. , находясь уже в Москве, поступил в театр Анны Бренко (о ней и ее театре
я писала здесь). В 1882 г Южин был принят в Малый театр и выступал на его сцене до концв своих дней, а с 1923 г. был еще и директором театра. Он с равным успехом играл в романтических, драматических и комедийно-характерных ролях. Кстати, членом "Кружка" был и Немирович-Данченко В.И., они с Южиным были одноклассниками, оба учились в Тифлисской гимназии.
Собинов Пеонид Витальевич (1872 - 1934 гг.), русский оперный певец, Народный артист Республики (1923), один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы.
Собинов Леонид Витальевич.
О последнем руководителе "Кружка"- Шлуглейте М.М. расскажу чуть подробнее. У него интересная, хотя и не простая биография.
Шлуглейт Мориц Миронович (1883 - 1939 гг.), русский и советский театральный актёр, издатель, антрепренёр.
Мориц Миронович родился в купеческой семье и, видимо, с рождения имел предпринимательскую жилку. Диву даешься сколько он всего сумел создать и в чем поучаствовать.
В 1915 году он гастролировал по югу России с собственной "труппой М. М. Шлуглейта и К. И. Кареева". В 1916 году стал директором-распорядителем Камерного театра А. Я. Таирова.
В 1918 г. А.Ф.Корш решил отойти от дел и продать свой театр Морицу Шлуглейту, возглавлявшему в то время товарищество актеров, организованное коршевской труппой. Шлуглейт, выступавший под сценическим псевдонимом Миронов, был, как и Корш, юристом, бросившим карьеру присяжного поверенного ради сцены. Прежде Шлуглейт служил на провинциальной сцене.
Шлуглейт Мориц Миронович.
В эти очень тяжелые времена Мориц Миронович смог сохранить театр, директором которого был в 1917 - 1925 годах ("Новый Корш", с 1920 г. - 3-й театр РСФСР "Комедия"). Он пригласил в труппу замечательных артистов и режиссеров, таких как А. П. Кторов, Е. М. Шатрова, М. М. Климов, М. М. Блюменталь-Тамарина, В. О. Топорков, режиссёров А. П. Петровского, В. Г. Сахновского, А. А. Санина, художественным руководителем театра назначил Н. М. Радина. "Шлуглейт норовит собрать все сливки" - говорили в Москве и ждали, что из этого выйдет. Ему все удалось.
Кроме того, газеты и журналы того времени много писали о различных должностях и начинаниях Мориц Мироновича.
Уже являясь директором этого театра.Шлуглейт был назначен "Луначарским на должность заведующего административно-хозяйственной части Большого театра".(
Вестник театра №63 за 1920 г.).
"Известный театральный деятель М. М. Шлуглейт организовал при Паркомпросе "Издательство театральных книг".(
Искусство (Витебск). №4 - 6 за 1921 г.).
"Организовавшееся в Москве кинематографическое предприятие "Факел", возглавляемое М. М. Шлуглейтом (директор правления) и А. А. Бахрушиным (дир.-распорядитель), приступает к работе по съемке фильма по роману Ф. М. Достоевскаго "Идиот".(
Театр (Берлин). №14 1922 г.).
В том же, 1922 г, году был создан и "Кружок друзей искусства и культуры", зам. председателем которого и стал Шлуглейт, и который тогда располагался как раз напротив театра, где он был директором.
В 1925 Мориц Миронович был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации и выслан из Москвы, но и там он организовывал театры, сначала в Красноярске, потом в Иркутске и Свердловске.
Его вторая супруга, Александра Скуратова, приложила все силы, чтобы его вернуть из Сибири. Она обратилась с письменной просьбой разобраться в ложном доносе к Вышинскому, который был её соседом по старой квартире на Таганке. Шлуглейта отпустили, и он привёз в новую квартиру в Гранатном переулке шкуру белого медведя и свой портрет кисти художника Малявина Ф.А. (это последняя картина Малявина, написанная в России). К сожалению, "Портрет Шлуглейта", недавно обнаруженный в частном собрании, не доступен для исследователей.
По возвращении в Москву в 1932 г. Шлуглейт работал зам. директора театра В. Э. Мейерхольда, а затем в 1934 - 1936 годах директором Московского драматического театра им. ВЦСПС. Однако, в 1938 году он был арестован повторно. Умер вскоре после освобождения в 1939 году. Вот такая биография.
Вернемся к "Кружку". В телефонном справочнике за 1926 г. уже указан другой его адрес - Тверская, 38. На фото ниже - угловой дом слева - это дом, в который и перехал "Кружок", он сохранился, но надстроен и изменен до неузнаваемости (сейчас Тверская ул., д. №12с2)..
Тверская улица у Козицкого переулка. Фото 1924 г.
Этот же адрес указан и в справочнике "Вся Москава" за 1927 г.
К этому времени зам. председателем - вместо Шлуглейта теперь стал Богданович А.В., оперный певец, житель ЖК "Труженик искусства", о нем я упоминала в прошлой части. А председателем "Кружка" вскоре станет Собинов Л.В., сменивший на этом посту умершего в 1927 г. Южина А.И.
Наконец в справочнике "Вся Москва" за 1930 г. указан уже последний адрес "Кружка" - Старопименовский п., д.7б.
Сюда, видимо, "Кружок" перехал в конце 1927 г..- начале 1928 г. после постройки этого корпуса в ЖК "Труженик искусства".
ЖК "Труженик искусства", Воротниковский пер., дом №7с3.
"Кружок" упоминается в воспоминаниях многих деятелей культуры того времени. Однако, я долго не могла понять почему все они писали, что он располагался в Старопименовском пер., хотя сейчас дом этот числится по Воротниковскому пер. Все объяснил в своей книге "Актеры без грима" Борис Филиппов. Он пишет - "С незапамятных времен и до начала тридцатых годов нашего века здесь находилась церковь св. Пимена (о ней
я писала здесь). В двадцатых годах через церковный двор (со ст. Старопименовского пер.) был выгорожен узкий проход к помещению "Кружка друзей искусства и культуры", именуемого в обиходе просто "Кружком". Посетитель-"новичок" мог лишь с большим трудом разыскать это учреждение, приютившееся за высокой деревянной оградой, в подвале двухэтажного дома, построенного жилищным кооперативом "Труженик искусства". Вывески над подъездом не было. Адрес "Кружка" и так хорошо знала театральная Москва".
Он же подробно описал и интерьер "Кружка" - "В подвал вела лесенка весьма непривлекательного вида. Но стоило спуститься в это убежище муз, и впечатление невзрачности сразу же исчезало. "Кружок" напоминал собой барскую квартиру с гостиными и небольшим залом. Ресторан с выгороженными по стенам ложами, бильярдная и комната для карточной игры дополняли клубную обстановку. Мебель из красного дерева в стиле империи Наполеона Бонапарта. Секретеры с бронзовой отделкой и инкрустациями, стулья с неимоверно высокими спинками, мраморный бюст гудоновского Вольтера как символ "вольнодумства". (я предполагаю, что вся эта мебель и др. предметы интерьера перекочевали сюда из особняка Терентьева). Над всем этим царил графический портрет почетного шефа "Кружка" - выдающегося русского актера и драматурга А. И. Сумбатова-Южина, отлично выполненный художником К. Ф. Юоном". (мне удалось разыскать этот графический портрет).
Худ. Юон К.Ф. Портрет Южина А.И. 1923 г.
Фото отсюда.
Этот клуб с ломберными столиками был характерным порождением НЭПа. В полночь на Старопименовский вереницей подъезжали извозчики, и в "Кружке" собиралось общество артистов, писателей и поэтов, разбавленное изрядным количеством сомнительных дельцов. "Друзья искусства и культуры" резались в преферанс и винт до самого рассвета. "Из-под полы" процветали "очко" и "железка". Штрафы за азартную карточную игру и составляли главную статью дохода в бюджете "Кружка".
"Сезам" отворялся для гостей либо по рекомендации "избранных", либо по знакомству с администраторами этого заведения. Но ни те, ни другие не были слишком разборчивы в своих рекомендациях. Однако артистическая среда привыкла к этому подвалу, и в конце двадцатых годов просто прикрыть "Кружок" было бы неразумно".
В то время профсоюзом работников искусств руководили
Боярский Яков Осипович и
Городинский Виктор Маркович. Вот они при поддержке Луначарского настояли, чтобы на месте "Кружка" открыть в этом подвале "Клуб театральных работников" Москвы.
25 февраля 1930 г. состоялось официальное открытие Клуба театральных работников. В зрительном зале были накрыты столики. На маленькой клубной эстраде молодежь подготовила капустник, в котором приняли участие С.В. Образцов, Р.В. Зеленая, Б.М. Тенин и др. Среди гостей оказался и Маяковский, который по просьбе собравшихся читал свои стихи.
В своих воспоминаниях далее Б. Филиппов пишет, о некоторых людях, бывавших здесь - "Небольшой холл в клубном подвале с легкой руки Москвина получил кличку "предбанника". "Предбанник", хотя и был лишен дневного света, но полюбился художникам. Его стены постоянно использовались для небольших выставок, но чаще всего им завладевали карикатуристы... В один из вечеров весной 1936 года я застал в "предбаннике" закадычных друзей - Москвина, Климова и Чкалова, направлявшихся в ресторан, возглавляемый энтузиастом этого заведения, любимцем всех муз Яковом Даниловичем Розенталем, прозванным актерами "Бородой". Обильная растительность, окаймлявшая его восточное лицо, вполне оправдывала эту кличку.
В кулинарных познаниях с "Бородой" мог соперничать, пожалуй, только Михаил Михайлович Климов, которого свободно допускали на кухню, где он изумлял поваров приготовлением каких-то необыкновенных, изысканных блюд, например бесподобных биточков "по-климовски".
Розенталь Яков Данилович (1893 - 1866 гг.), личность легендарная. В разные годы он был директором ресторанов Дома Герцена, Дома Союза писателей и Дома печати. Впоследствии стал управляющим ресторана "Клуба театральных работников"., а потом ресторана ВТО.
Розенталь Яков Данилович
"Он не только знал весь театральный мир, но и вкусы каждого" - писал о нем Л. Утесов. И именно он стал прообразом Арчибальда Арчибальдовича в знаменитом в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Климов Михаил Михайлович (1880 - 1942 гг.), Народный артист, в разные годы работал в Малом театре и в театре Корша (Новый Корш). Снимался в кино.
Климов Михаил Михайлович
Москвин Иван Михайлович (1874 - 1946 гг.), Народный артист, лауреат двух Сталинских премий, работал в театр Корша, а с 1898 г. по приглашению Немировича-Данченко стал артистом МХТ, где прослужил до конца своих дней, там же он участвовал как режиссёр в постановке спектаклей МХАТа, а с 1943 г. стал и директором МХАТа.
Москвин Иван Михайлович.
Москвмну долго принадлежала роль клубного "заводилы". Он был подлинной душой клуба, участников многих концертов и капустников....
По словам Н.А. Рыжова - "Здесь М. Климов и И. Москвин мягко и душевно пели старинные русские и цыганские романсы под аккомпанемент прекрасного актера и изумительного гитариста А. Сашина-Никольского".
Москвин и Климов создали в клубе шуточный хор народных и заслуженных артистов республики.
Необычно было видеть в числе рядовых хористов знаменитых артистов Л. В. Собинова, братьев Роберта и Рафаила Адельгейм, С. М. Михоэлса, П. М. Садовского, Л. М. Леонидова, В. И. Качалова, А. Г. Крамова, В. Р. Петрова, И. Н. Берсенева.
Каждый из них работал в хоре не за страх, а за совесть, выполняя свою миссию с необычайной серьезностью, создавая в то же время яркие индивидуальные комические образы.
Во время исполнения Москвин неожиданно останавливал хор взмахом дирижерской палочки, тыкал в сторону Собинова
и строго его корил:
- Фальшивишь, братец, ой как фальшивишь! И где у тебя только слух? Как твоё фамилий, братец?
- Собинов!
-Ну, для Собинова - ничего особенного!
И хор продолжал залихватски петь свою "пташечку".
Эх, раз, эх, два,-
Горе не беда,
Канареечка жалобно поёть!
Состав хора время от времени обновлялся за счет новых заслуженных. Неизменными оставались в нем только дирижер, запевала и концертмейстер".
Перечислить всех, кто бывал в эти годы в этом подвале просто невозможно, практически все знаменитые люди искусства того времени, хоть раз, но бывали здесь, за исключением К.С. Станиславского, который из-за болезни уже тут бывать не мог. Назову лишь некоторые имена: писатели - В. Маяковский, А. Толстой, В. Вересаев, М. Булгаков, артисты - И. Москвин, В. Качалов, В. Барсова, Л. Утесов, И. Козловский, династия Рыжовых, художники К. Юон, И. Грабарь, архитектор А. Щусев и мн.мн. другие. Кроме того, здесь бывали "папанинцы; летчик В. Чкалов и мн. др.
В 1934 г. "Клуб театральных работников" был переименован в "Клуб мастеров искусств". В это же время клуб стал усиленно "почковаться". Вначале появился небольшой филиал для художников в здании ГУМа, в Ветошном ряду. За ним в Ипатьнамеом пер., в доме на углу с ул. Ильинка, где для Клуба нашелся еще один подвал. По удивительному стечению обстоятельств в этом здании некогда родился Москвин.
В 1939 г. для "Клуба Мастеров искусств" было выделено новое здание на Пушечной ул. и Клуб переехал туда.
Напоследок немного напишу о людях, живших в этом корпусе, На фото ниже тот же дом, где был "Кружок" и "Клуб", только с противоположной стороны, тут дом еще с "родными" рамами.
ЖК "Труженик искусства", Воротниковский пер., дом №7с3. Вид на дом с обр. ст. Фото 1970 г.
В разные годы тут жили: Доронин Виталий Дмитриевич (1909 -1976 гг.), актёр театра и кино; Новикова Клавдия Михайловна (1895 - 1968 гг.), артистка оперетты, эстрадная певица. В 1926-1958 годах - солистка Московского театра оперетты.
Новикова Клавдия Михайловна
Кузнецов Степан Леонидович (1879 - 1932 гг.), театральный актёр, артист МХАТа и Малого театра и др.
ЖК "Труженик искусства", Воротниковский пер., дом №7с3.с противоположной стороны.
На этом нашу прогулку по ЖК "Труженик искусства" заканчиваю. Продолжение рассказа о Воротниковском пер. в следующей части.
Воротниковский пер. Часть 4.
Другие достопримечательности. Оглавление.