Аптекарский переулок. Часть 2.
Часть 1 В оставшейся части Аптекарского переулка практически ничего не сохранилось от прежних построек, хотя я еще помню в начале 70-х годов прошлого века на четной стороне переулка стоял большой двухэтажный дом с мезонином, обращавший на себя внимание. И в все же кое что об этой части переулка и его жителях я расскажу.
Дом № 9 - особняк конца XIX - начала XX века. До революции принадлежал Случаевой Екатерине Григорьевне, жене купца. Ее мужу, Случаеву Александру Михайловичу, торговцу мануфактурным товаром на Немецком рынке принадлежало в бывшей немецкой слободе несколько участков.
Аптекарский переулок, д. 9. Фото 1987 г.
Кроме этого участка купцам Случаевым также принадлежал участок на М. Почтовой (бывшей Хапиловской) ул., д.4 (не сохранился), участок на 2-й Бауманской (б. Коровий брод), д.8 и большой участок между Гарднеровским и Денисовским пер., о них я расскажу в соответствующем месте.
Этот же их дом при реконструкции, проведенной в 1996 г. был надстроен еще один этаж, которого раньше не существовало.
Дом №11 - новодел, возможно, со встроенным старым домом. Такое предположение у меня возникло из-за несоответствия окон 1-го этажа и остальных окон, кроме того, непонятное назначение арки 1-го этажа, она наглухо заделана. До революции тут располагалась частная лечебница врача Никулина В.В., специализирующегося на внутренних, нервных и женских болезнях.
В 1882 г. на углу Аптекарского и Б.Демидовского переулка в доме №14 (не сохранился) поселился один из крупнейших художников-передвижников - К.А.Савицкий. Прожил он здесь недолго, меньше года.
Крамской И.Н. "Портрет Савицкого К.А."
Савицкий Константин Аполлонович (1844 - 1905 гг.) родился в Таганроге, учился в петербургской Академии Художеств, где был одним из лучших учеников. Член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1874 году на III передвижной выставке художник представил картину "Ремонтные работы на железной дороге", сделавшую имя автора широко известным. Одно из наиболее значительных произведений художника отражает целое явление современной ему жизни, где главными героями становятся простые люди.
Савицкий К.А. "Ремонтные работы на железной дороге". 1874 г.
К этому времени, кроме этой работы, Савицкий известен, как автор картин "Охотник" (1874 г.) "Море в Нормандии" (1878 г.), "Встреча иконы" (1878 г.) и др.
Последнюю картину "Встреча иконы" в 1878 году приобрел Павел Михайлович Третьяков. Один из старейших сотрудников галереи Николай Мудрогель писал в мемуарах, что картина вскоре пошла трещинами и Павел Михайлович сообщил об этом художнику. Однажды тот явился в галерею с красками и стал подправлять растрескавшиеся облака. Новые облака получились розовыми, что, по мнению Третьякова не вязалось с общей прохладной палитрой картины. Увидев правки, коллекционер тотчас потребовал скипидару и собственноручно их смыл, оставив белые с кракелюрами.
Савицкий К.А. Встреча иконы 1878 г.
Осадок от этого инцидента остался у Третьякова надолго.
В 1898 г. (возможно, у Мудрогеля ошибка, картина была написана в 1889 г.) Павел Михайлович за 4 тыс.рублей приобрел у Шишкина картину "Утро в сосновом лесу" (тогда "Медвежье семейство в лесу"), на которой как хорошо уже известно мишек нарисовал художник Савицкий (Шишкина и Савицкого связывала тесная дружба). Узнав об этом Константин Апполонович пришел к Шишкину, и тот предложил ему поставить на картине свою подпись и предложил 1000 рублей. Сам Савицкий сообщал родным: "Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю гонорара". Третьяков же получив картину стер подпись Савицкого, сказав - "Я покупал у Шишкина, почему еще Савицкий?".
И все же в ее левом углу до сих пор видна полустертая подпись Савицкого.
Шишкин И.И.; Савицкий К.А. "Утро в сосновом лесу" . 1889 г.
Предположительно, живя здесь, в Аптекарском пер., художник закончил картину
"Темные люди", которую задумал еще в 1870-х годах, сохранились эскизы, а закончил ее только в 1882 г.
Лично мне ближе другие картины художника, такие как "Охотник", "Инок" и некоторые др.
Савицкий К.А. "Инок". 1897 г.
Продолжим прогулку. Романюк пишет: "На углу Аптекарского переулка и Немецкой улицы, там, где в конце XVIII в. был двор с каменными строениями и сад графа Михаила Мусина-Пушкина". В справочнике за 1793 г. указан некий майор Михайло Мусин-Пушкин (без отчества), поэтому понять о ком идет речь трудно.
Далее Романюк пишет: "Сейчас здесь стоит жилой трехэтажный дом N 50 (сейчас д. №56\17, угол Бауманской ул. и Аптекарского пер.) построенный в 1893 г. по проекту архитектора А. Херсонского". Опять ничего не понятно, т.к. архитектора А.Херсонского найти не удается, но в другом месте, он же (Романюк) пишет об архитекторе Леониде Алексадровиче Херсонском - то ли это опечатка, то ли Леонид Александрович - сын того А.Херсонского.
Перед революцией доходным домом владел Цаплин Илья (Илларион) Гаврилович.
Вид дома со двора гораздо скромнее.
Остаток старого дома с чьим-то гаражом или складом.
Использованы материалы: Земенков "Памятные места Москвы";
http://testan.narod.ru/moscow/book/sela/mosslob18_9.html