Прогулки по Москве. Спартаковская улица. Часть 4.

Sep 26, 2012 12:15

               Спартаковская улица, бывшая Елоховская. Часть 4.

Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Дом № 26\30 - последний сохранившийся дом по нечетной стороне Спартаковской улицы.


Это бывший жилой дом Рожкова, 1868 г. постройки.  Часть здания, выходящая на угол, возможно, также старинная - на плане 1803 г. у надворного советника И. Н. Лаврова здесь показано каменное двухэтажное строение. К нему позднее пристраивались торговые помещения.

  С начала XX века и до революции участок этот принадлежит Макаровым-Землянским - сначала братьям Николаю, Василию и Александру Федоровичам, а затем Софье Семеновне, вероятно, жене одного из братьев. При них, в 1914 г. , дом перестраивается архитектором И.Шибановым.


В начале 1908 г. Абрамович Н.Я. (интересно, уж не родственник ли нашему олигарху) на углу Б.Бронной и Страстной площади открывает кинотеатр "Патеграф", второй такой же - на Елоховской улице, правда, где он точно находился не уточняется. Точно в этом здании электротеатр существует уже, по крайней мере, в 1910 г.
   Вот такую заметку я нашла в газете "Русское слово" от 1 июня (19 мая) за 1910 г. в отделе "Происшествия" -  "Монтеры московского отделения общества электрического освещения обнаружили, что в Елоховском электро-театре, в д. Макарова-Землянского, на Елоховской ул., электрические проводы, дающие как свет для освещения театра, так и энергию для работы синематографического аппарата, переделаны и проведены помимо установленного счетчика, Благодаря этим проводам, владелец театра ежедневно пользуется электрической энергией бесплатно. Монтеры обвиняют в умышленном пользовании электрической энергией владельца театра кр. Федора. Степановича Новичкова. Новичков в свою очередь обвиняет заведывающего театром Ивана Ивановича Конькова. Полицией составлен протокол".
   В 1912 г. владельцем электротеатра становится Е. М. Коплан (Каплан), теперь он называется "Большим Елоховским электротеатром", потом "Макс Линдер" (по известному тогда комическому киноактеру) и уже после революции "III Интернационал".
   Описание этого маленького кинотеатрика на Елоховской оставил Н. Д. Анощенко:
"Снаружи ничего примечательного - дом как дом; грязноват и невзрачен, как и его соседи. Над одностворчатой стеклянной дверью висит яркая электрическая лампочка, освещающая цветастую матерчатую вывеску - „Электро-синематограф“. На двери - рукописная афиша с перечислением названий показываемых фильмов, с указанием времени начала сеанса и цен на билеты: сидеть - 20 коп., стоять - 10 коп. Прочитал афишку и вхожу в этот "храм киноискусства". Прямо против входа - небольшая, завешенная портьерой дверь, ведущая в отгороженную часть бывшего магазинчика. Там - "зрительный зал". Просто это была пустая сараеобразная комната с голыми грязноватыми стенами, на одной из которых был натянут кусок белой материи - экран. Перед ним на небольшом удалении от него (комнатка была небольшая, далеко не отойдешь...) стояло три или четыре ряда простых деревянных скамеек для "сидячих мест". Сзади еще оставалось небольшое пространство для владельцев более дешевых билетов, которые должны были смотреть фильм стоя. Слева от экрана стояло старенькое пианино Но здесь, на Елоховской, этим делом пока занималась сама владелица кино, по-дилетантски умевшая что-то бренчать на рояле".


Вход в кинотеатр вел прямо с трутуара на второй этаж. Здесь расположились два маленьких фойе и курительная.
   В 1914 году по проекту архитектора И. Шибанова здание перестроили, значительно улучшив планировку зала и фойе.
   А вот еще одни воспоминания о кинотеатре в романе Додина В.З. "... мама повела меня на Елоховскую улицу в кинотеатр «Третий Интернационал» с фойе и длинным неудобным залом, заставленным мебелью с кривыми спинками, кривыми рамами зеркал и кривыми плафонами над головой и по стенам. В этом кривом "интернационале" я увидел свой первый фильм... "Оливер Твист".
   Во времена, когда электротеатр назывался "III Интернационалом" место это было неспокойное. Вот как о нем вспоминает в своем интервью "Русскому курьеру" артист Лев Дуров - "Тогда было три криминальных района: Марьина Роща, Лефортово и Измайлово. Там и "малины" были, и "хазы" - все, как полагается. Между собой они не враждовали, "держали зону". Наша зона была между Новослободской, кинотеатром "Третий интернационал" и Елоховской церковью. Тут меня никто не мог тронуть, но за пределами "зоны" могло произойти, что угодно...".
   С 1933 г. здесь размещалась театр-студия М.Н.Ермоловой, созданная в 1925 г. выпускниками студии при Малом театре. В этом же году коллектив объединился со Студией им. Луначарского, организованной М.А.Терешковичем и работала она в собственном помещении на Елоховской улице. К маленькому театрику он относился с глубочайшей серьезностью.
   Еще в 1934 г. М.А.Терешкович пригласил в театр в качестве своего помощника актрису МХАТ Марию Осиповну Кнебель.
                                     

Театральные работы М.А.Терешковича привлекали внимание и других театральных деятелей.
    Так, Б.Г. Голубовский писал об этом спектакле: "Вершиной работы Терешковича стала пьеса Скриба "Искусство интриги". Все флаги будут в гости к нам! Елоховская площадь сразу превратилась в один из центров театральной Москвы. Постановщик М. Терешкович, режиссер М. Кнебель, художник Юрий Пименов праздновали полную победу!
    Пожалуй, из московских студий Ермоловская была наиболее богата интересными актерскими индивидуальностями.
    Ермоловцы родились в "районе", на окраине, как говорили театральные снобы. Как сторонний наблюдатель и внимательный зритель, я могу свидетельствовать: провинциальностью у них и не пахло"
    Кстати, на Спартаковской улице, прямо напротив Елоховской церкви родилась 19 февраля 1931 года еще одна будущая актриса - Алла Ларионова.
                                         

С 1965 г. в здании размещается Московский театр кукол, который является старейшим из ныне действующих театров кукол столицы и одним из старейших в России (основан в в 1930 г.).


На этом вроде бы и заканчиваются все достопримечательности по нечетной стороне Спартаковской улицы, но в "Перечне объектов культурного наследия" нашла еще один памятник, числящийся как дом №18 -  городская усадьба 2-я половина XVIII века. Сейчас нумерация изменилась - теперь это дом №36с2 по Бауманской улице - здесь располагается Центр соц. защиты.


В начале XIX века здание Центра являлось дворовой постройкой на территории бывшей усадьбы Карабановых, состоящей из двух строений, выстроенных в 1827 году, как фабричные корпуса, уже при сыновьях купца Ивана Алексеевича Шелапутина. Купцов Шелапутиных с таким именем, отчеством было два - И. Большой А. (1761-1802) гг. и И. Меньшой А. (1768 - ?) и оба московские купцы 1-й гильдии.
   В 1884 году здесь была устроена шелковая фабрика.


В 1890-е годы - сдается в наем разным лицам под промышленное производство, сами съемщики живут в 11-ти комнатной квартире на 2-м этаже, в подвале склад.
                 

Спартаковская улица. Нечетная сторона.
   Дом №1. Вот так раньше выглядел угол Новой Басманной и Спартаковской улицы. Фото 1968 г.


Двухэтажный дом на углу слева принадлежал в начале XX века купцу Гвоздеву Прохору Петровичу, а затем перешел к его наследнику Ивану Прохоровичу.
   Дом №1а. Следующий 3-х этажный дом в 1901 г принадлежал купцу Лохину Федору Степановичу, а перед революцией домовладельцем числится Краснов Иван Артемьевич. Вот этот же дом второй слева. Фото 1957 г.


Оба дома снесены. Сейчас здесь стоит очередное "чудо Лужковской архитектуры".


Дом №3 - старинная городская усадьба XVIII - XIX века принадлежала роду дворян Савиных. В XVIII веке усадьба была полностью деревянной. Существующий дом 1772 - 1777 гг. постройки. В нижнем этаже сохранились своды. Усадьба неоднократно перестраивалась.


Савины - русский дворянский род, к сожалению, пока не до конца изучен.
    Родоначальник его, Савин Никита, сержант лейб-кампании с 1741 г., происходил из семьи церковнослужителей г. Москвы. За активное участие в дворцовом перевороте 1741 года Елизавета лично пожаловала ему потомственное дворянство.
   Усадьба эта была построена в конце XVIII века его сыном - премьер-майором (соответ. подполковнику)  Герасимом Никитовичем. Романюк пишет: "Тогда главный дом усадьбы фланкировался с обеих сторон флигелями, которые, возможно, в начале XIX в. были переделаны в формах классицизма".


Герасим Никитович был женат на княжне Волконской?.
У них были сыновья П.(имя не известно) и Сергей Герасимович, и дочь Мария Герасимовна.
    В 1817 году усадьба перешла к одному из сыновей Герасима Никитовича - гвардии прапорщику Савину П.Г.


Кстати, еще одна усадьба Савиных, сохранившаяся до наших дней, располагалась неподалеку, в Денисовском переулке, она принадлежала подпоручику С.Г. Савину,  другому сыну Герасима Никитовича и внуку Никиты Савина. Сергей Герасимович являлся также дедом знаменитого международного афериста - корнета Савина Николая Герасимовича, о котором писал Гиляровский и многие, многие другие. Об этой усадьбе я писала здесь .
   На фронтоне обеих усадеб сохранился фамильный герб Савиных.


Судя по воспоминаниям Д.А. Покровского, после Савиных усадьба переходит в руки фабрикантов Симоновых, подробнее об этом в следующей части.
   Уже в 1830 году сдавался в аренду восточный флигель, а в 1844 году всю усадьбу арендует красильный мастер.
   В 1862 году усадьба принадлежит графу А. А. Закревскому, генерал-губернатору Москвы (1848 - 1859 гг.).
                       

Закревский Арсений Андреевич (1783 -1865 гг.), граф, русский военный и государственный деятель. Генерал от инфантерии (1829), генерал-адъютант (1848). Участвовал в войнах с Францией, Швецией и Турцией, дважды был ранен и дважды контужен. В битве при Аустерлице спас от плена командира полка генерала Каменского. В разное время награждён орденом Св. Георгия 4-го кл., орденом св. Анны 3 ст., а также получил золотую шпагу "За храбрость".
    Был назначен адъютантом Барклая де Толли,  затем генерал-губернатором Финляндии, потом министром внутренних дел и наконец, военным генерал-губернатором Москвы.
   Будучи из семьи обедневших дворян, женился Арсений Андреевич на одной из богатейших невест России - графине Аграфене Толстой, от брака с которой имел дочь.
                        

Я специально здесь не привожу практически никаких дат, кому интересно, сам познакомится с биографией Закревского, мне же скорее интересно показать его с разных сторон. Арсений Андреевич был личностью не однозначной, натурой противоречивой, с одной стороны герой, с другой самодур.
   Романюк о нем пишет нелицеприятно "...генерал-губернатор, считавший себя выше закона и делавшему с обитателями столицы, все, что он считал нужным. Как писал его современник, он "установил свой собственный порядок разбирательства дел, короткий, как бог на душу положит, более при помощи отеческих внушений, острастки, угроз выслать из Москвы административным порядком, не ленясь применять эту угрозу и на деле... Ему все известно, что делается в семействах, при помощи шпионов и распечатанных писем..., лакейство перед ним доходило до отвращения. Ни одного независимого, громкого голоса; если говорили против него, то шепотом, оглядываясь, нет ли доносчиков.
   Он был откровенным противником освобождения крестьян и поэтому сделался неугоден высшей власти, задумавшей крупные реформы, но непосредственной причиной его отставки было то, что он разрешил своей дочери выйти замуж, еще не разведясь официально с первым мужем. Закревского уволили в отставку, он уехал за границу, где и умер в 1865 г.".
    С другой стороны историк М. М. Бородкин пишет: "Высшего образования А. А. Закревский не получил, но обладал здравым практическим умом, большой энергией и сильным характером. Своих целей он достигал всегда прямыми путями и чистыми средствами. Он благороден, скромен и спины своей никогда ни перед кем не гнул".
   Вот такие разные характеристики.
   Сами Закревские в усадьбе не жили, а использовали ее как доходное владение.
                

После Закревского дом переходит в 1864 году к купчихе Плетниковой Е.С. и капитально переделывается, к нему добавляются с обоих торцов каменные пристройки.
   Последним владельцем дома до революции был инженер Николай Петрович Зимин и его жена. Он родился в городе Кириллове в 1849 году, получил образование в Императорском техническом училище в Москве, закончил обучение с золотой медалью за работу по водоснабжению. На работу в систему Московского водопровода Николай Петрович пришел в 1873 году после окончания учебы. За тридцать с лишним лет трудовой деятельности он много сделал для ее развития. В 1886-1893 годах проектирует и строит новый Мытищинский водопровод, где был и строителем, и его заведующим. Он умер в 1909 году в 60-летнем возрасте, непрерывно прослужив городу Москве 34 года.
    Романюк пишет: "Умный, энергичный, знающий, он в течение 30 лет был главой московского водопроводного хозяйства и много сделал для его развития: переустроил Мытищенский водопровод, создал первую речную Рублевскую водопроводную систему.
    В доме Зимина поместилась при своем основании в 1894 г. Иверская община сестер милосердия, через два года купившая на пожертвования Е. С. Ляминой, М. Ф. Морозовой и других благотворителей участок в Замоскворечье".
   После смерти Зимина дом переходит во владение его жены Веры Никифоровны.
   Вот напоследок старое фото 1914 г., здесь видно, что один из флигелей сдается в наем под магазин.


Продолжение. Часть 5.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: http://popala-sobaka.livejournal.com/60624.html; http://starosti.ru/archive.php?m=6&y=1910; http://testan.rusgor.ru/moscow/book/sela/mosslob16_3.htmlhttp://www.archnadzor.ru/2008/10/16/nachalo-kinoveshhaniya/; http://lib.rus.ec/b/373711/read; http://www.proza.ru/2011/07/24/232; http://www.oldmos.ru; Википедия; http://aalto.vbgcity.ru/node/482; http://ia-mozh.mosoblonline.ru/gybernia/387.html; книга Архитектурнык памятники Москвы

Шелапутины, уничтоженное, Зимины, Карабанов, Савины, дореволюционные фото, немецкая слобода, Шибанов, доходный дом, памятник, Прогулки по Москве, Закревские, Бауманская, усадьба, старая Москва, архитектура, город, промышленная архитектура, достопримечательности, Елохово, Ларионова А., портрет, слобода, Басманный, Спартаковская, Макаровы-Землянские, фабрика

Previous post Next post
Up