Прогулки по Москве. Токмаков переулок. Часть 2.

Feb 16, 2013 21:26

                                        Токмаков переулок. Часть 2.

Часть 1.

Продолжим нашу прогулку. Патриархально-тихий Токмаков переулок, который, чуть изгибаясь, открывает взору стройную вертикаль колокольни казаковской церкви Вознесения на Гороховом поле. В XIX в. в этом районе селились купцы средней руки: Струковы, Юдины, Ступины, Каширины.


Дом №11. Этот симпатичный особнячок принадлежал купцу Федотову Константину Васильевичу, личному почетному гражданину, выборному московского купеческого сословия, члену торгового дома "З.А. Федотовы и К", одному из владельцев Шерстоткацкой фабрики.


Еще об одном участке купцов - братьев Федотовых я писала в первой части.
   Сейчас домик отреставрирован, а еще недавно выглядел вот так. Дом надстроен 2-мя этажами уже в советское время.
                   

Вид со двора.


Сохранилась старая расстекловка окна.
                   

Информацию об архитекторе и год постройки здания обнаружить не удалось, подскажите, если кто знает.
    Дом №17с4. Церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы 2-й Московской общины старообрядцев Поморского законобрачного согласия.
                   

Поморское беспоповское согласие сложилось в районах русского Севера, на берегах Белого моря, появилось в Москве в начале XVIII в. С 1772 г. его центром являлась Покровская (Монинская) часовня. Московские поморцы, в основном принадлежащие к купечеству, выступали за разрешение брака, совершаемого без участия священника. После закрытия в 1837 г. Монинской часовни московские поморцы стали совершать богослужение в домашних моленных.
    Первая старообрядческая церковь поморской общины, построенная сразу же после выхода царского именного указа "Об укреплении начал веротерпимости" 1905 г.
                   

Идея постройки храма принадлежала богатейшим московским купцам, членами общины стали В. Е. Морозов и его сыновья, И. К. Поляков, И. И. Ануфриев, Горбунов В.Д. и другие. Их пожертвования обеспечили быстрое проектирование и строительство храма. Для выполнения проекта был приглашен выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Цюрихского политехнического института Илья Бондаренко, известный своим интересом к русскому искусству и русской старине.


Проект храма, предложенный Бондаренко, староверам понравился. "Рисовал я с увлечением, - писал в своих мемуарах Бондаренко, - и никаким другим делом не занялся, пока не установил в рисунках и чертежах все сооружение. Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой. Время ушло все, без остатка, на рисунки и заказы всех, даже мельчайших деталей наружной отделки фасада и всех деталей интерьера, розданы были все заказы столярам, резчикам, бронзовщикам, вышивальщицам".


Ворота церковной ограды. Фото сделано ориентировочно в 1908 - 1917 г.
                    

Построен был храм в 1907-1908 гг. В этом проекте Бондаренко смог искусно соединить в образе культового сооружения особенности храмового зодчества Северной Руси и элементы модерна (майоликовая плитка, витражи, облицовка глазурованным кирпичом, наружная отделка гранитом и др.).
                    

Особое внимание заслуживает двухскатная колокольня, шатер которой опирается на невысокие массивные колонны - редчайший образец в московском зодчестве.
                    

Фронтон колокольни украшен майоликовым изображением ангелов, поддерживающих икону Спасителя (не сохр.), кровли раньше были крыты цветной черепицей.
                    

Все внутреннее убранство храма - иконостас, паникадила, светильники, киоты, решетки на окнах, дубовые скамьи - было выполнено по рисункам архитектора, что придавало храму исключительную гармонию и стилистическое единство.
   Иконостас. Фото 1909 - 1912 гг. Источник: журнал Зодчий.


Царские врата. Фото 1909 - 1912 гг. Источник: журнал Зодчий.


Общий вид внутреннего убранства храма. Обратите внимание на необычную люстру, которая частично видна на фото 1909 г.


Члены общины не ограничивалось только денежными взносами, ими храму были подарены древние иконы, книги и церковная утварь, которые стали основой внутреннего благолепия храма.
   Храму принадлежит особая роль в истории всего Поморского согласия: именно он стал местом проведения двух Всероссийских Соборов поморцев. Первый Собор состоялся в мае 1909 г. , второй в сентябре 1912 г. Проведение Соборов сделало храм центром духовной жизни всего Поморского согласия.
  Старообрядцы, приехавшие с Русского Севера на Первый всероссийский съезд поморцев.Фото 1909 г. РГАЛИ.


После революции храм действовал до марта 1930 г. и был закрыт. Вместо него общине по одной верии предоставили, по другой они выкупили часть Никольского храма бывшей мужской богадельни Преображенского кладбища.
   В советское время в помещении храма в разные годы находились: детский театр, а после - библиотека, завод. С 1960-х гг. церковь занимал цех швейной фабрики «Космос».


В 1970-х гг. он был отнесен к числу архитектурных памятников, подлежащих сохранению. В 1990-х гг. храм передали Российскому совету Поморской Церкви и в нем началась реставрация, которая длится до сих пор.
                   

Продолжим прогулку по Токмакову переулку. Часть 3.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: http://www.likebook.ru/books/view/198242/; http://religion.ng.ru/history/2005-03-02/6_modern.html; http://www.oldmos.ru; http://www.apartment.ru/Article/4876532.html;

храм, колокольня, Токмаков, дореволюционные фото, Бондаренко, немецкая слобода, интерьер, изразцы, фрески, Прогулки по Москве, Бауманская, церковь, старая Москва, архитектура, город, собор, достопримечательности, Федотовы, особняк, модерн, старые фото, Басманный

Previous post Next post
Up