Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 4Б.

Sep 15, 2013 13:34

                   Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 4Б.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4А.

Нечетная сторона.

Продолжаем нашу прогулку. В прошлой части я рассказывала о дореволюционной истории этого владения. Теперь поговорим о том, что построили тут на месте бывшей дачи  и коннезавода. Сейчас тут стоит дом №17, в котором располагается Международный университет. Однако так было не всегда.
                

Первоначально, в 1935 г., на этом участке возвели одну из первых четырехэтажных школ в этом районе (не путать со школой на другой стороне Ленинградского пр., которая стоит до сих пор).
      Школа на Ленинградском шоссе, дом 15 (сейчас дом 17). Фото 1935 г.


С 1941-го в здании располагалось ремесленное училище. А в 1953 году здание было перестроено для ВПШ.
Бывшая Высшая партийная школа, помпезное тяжеловесное здание, построенное в 1953 году по проекту архитектора Макарычева Т.И. в стиле сталинского псевдоклассицизма с крупным портиком.
     Здание Совпартшколы. Фото 1955 г.


Современный вид здания.
                   

В перестроечные годы сюда въехал Московский Международный университет, а в 2007 г. здание надстроили еще одним этажом. А со стороны двора, оно и вовсе начало пухнуть, как это у нас обычно водится.


Ограждает здание красивая решетка, она сохранилась без изменений с 1950-х годов.


Когда была на месте, мне показалось, что решетка старая, а сейчас посмотрела на нее и засомневалась, что-то больно веселая для ВПШ. Подскажите, кто знает.
   Со дня открытия университета, здесь на 3-ем этаже расположена художественная галерея, где переодически проходят выставки.
   Дом №19 - жилой дом ( стоит в глубине проспекта), перестроенный под жилье в 1909 году из фабрики металлических изделий А.М. Постникова, архитектором Назаровым П.И.




Постников Андрей Михайлович (1830 - 1900-1901 гг.?) - купец, фабрикант, имел фабрику золотых, серебряных и бронзовых изделий, основанную в 1868 г., а в 1870 г. открыл специальную школу по подготовке мастеров-ювелиров. Андрей Михайлович и его фирма неоднократно принимала участие в выставках, не только российских, но и международных, где продукция фабрики была удостоена медалей. За высокое качество продукции фабрика Постникова была удостоена звания Поставщик Двора Его Императорского Величества.
   В 1880-х годах Постников покупает участок на Петербургском шоссе, переводит сюда фабрику и на нем строятся многочисленные фабричные здания, в основном по проекту архитектора Каминского А.С., а в 1886 году на базе фирмы А. М. Постникова было организовано "Товарищество фабрики металлических изделий А. М. Постникова".
                   

Продолжая традицию, фабрика А.М. позиционирует себя, прежде всего, как заведение по изготовлению церковной утвари. В ее мастерских выполняются важные государственные заказы по оформлению храмовых интерьеров строящихся в то время грандиозных соборов в Москве, Киеве, Новочеркасске и других городах России.
   Об Андрее Михайловиче и других купцах Постниковых , а также о его фабрике и ее изделиях я подробно писала здесь.
   Романюк пишет: " В конце XIX  века рядом с фабричными зданиями Постникова засверкали огни увесилительного заведения знаменитого тогда Шарля Омона... В 1892 г. часть постниковского владения арендовал Омон и построил для своего театра по проекту архитектора Попова А.П. ( о нем подробно здесь) множество разнообразных деревянных зданий - ресторан, тир, эстраду, кегельбан, рельсовые горы, беседки, располагавшиеся в основном на берегу подпруженной (реки) Пресни. Ближе к шоссе стояли богато декорированные ворота, от них шла дорога к деревянному театру "Олимп", проект которого принадлежал Францу Шехтелю, уже известному архитектору. В продолжение 1890-х г. здесь, в саду "Аркадия", как он стал называться, не прекращаются различные постройки и перестройки". Театр Омона (настоящая фамилия Саломон), был типичным кафешантаном. Программа эстрадных выступлений театра строилась на манер иностранной, особенно парижской, кафешантанной эстрады. Основными номерами были преимущественно шансонетты - песенки эротического содержания и эксцентрические «канканные танцы». Нередко к заграничным номерам добавлялись хоры русских песенников и плясунов, куплетисты из числа опереточных комиков, шантанные «лапотники», цирковые выступления, цыганские ансамбли.
   Концертный зал "Олимп" на Петербургском шоссе (не сохранился). 1897 г. Архитектор Шехтель.


Во времена Постникова А.М., его участок занимал пространство, на которых сейчас стоят дома под современными номерами №19, №21 и №23.
   После смерти Постникова А.М. в 1901 г. (по другим данным в 1900 г.) увеселительное заведение закрывается, а его участок делится между несколькими владельцами. Та часть участка, которая досталась Алексею Андреевичу Постникову - сыну А.М., примерно в 1902 - 1903 г. делится еще на два участка. Участок, где находилась фабрика (сейчас совр. д. №19 по Ленинградскому пр.) остается за товариществом металлических изделий А.М. Постникова., а часть участка, находящегося со стороны Скаковой ул. продается Владимиру Петровичу Смирнову.
   После смерти А.А. Постникова в 1903 - 1904 г?, участок по Петербургскому шоссе переходит в руки его жены - Анны Дмитриевны, которая владеет им до 1911 г.
   Видимо , еще при ней, после ликвидации фабрики металлических изделий в 1909 г., дом №19 перестраивается и надстраивается 3-мя этажами под жилой доходный дом.
   В 1911 году участок приобретает купец Балин Василий Асигкритович - член товарищества мануфактуры "А.Я.Балина", кандитат-директор товарищества, выборный московского Биржевого общ-ва, попечитель 3-го  Хамовнического городского училища.
   Купцы Балины занимались бумагопрядильным и красильным производством, владели несколькими бумагопрядильными фабриками в России и торговали мануфактурным товаром, являлись одной из известных купеческих семей Москвы.
   Основателем дела был прадед В.А. - Балин Семен Иванович, после его смерти, по случаю недоразумений, возникших между наследниками, дело было закрыто, вновь его возобновил отец Василия Асигкритовича - Балин Асигкрит Яковлевич, в 1836 году. Начав красить китайку, как и торговлю пряжей и ситцами, можно сказать, с грошей, оставил наследникам в 1855 году около 10 миллионов, а основанное им товарищество было с капиталом в 3 млн. рублей. У Асигкрит Яковлевича было 5 сыновей, которые и продолжили дело отца.                                            
   Замечательный рассказ с фотографиями о Южской бумагопрядильных фабрике купцов Балиных, при которой была не только изба-читальня, но и свой театр, биллиард и кегельбан, я нашла у уважаемого dorogadomoj, читать здесь.
   Одному из них, кандитату в директора, - Василию Асигктовичу Балину (1878 - 1938 гг.) и принадлежал этот участок,
                                                            Купец Балин Василий Асигкритович.
                                                     

Интересно, что дочь одного из сыновей А.М. Постникова - Екатерина Алексеевна вышла замуж за Василия Асигкритовича Балина. Она входила в состав правления "А.Я. Балина" и подписывалась как "Балина, урождённая Постникова".
   Василмй Асигкритович и Екатерина Алексеевна -  жили на Поварской ул. в д.21. Их особняк сохранился до наших дней. Подробнее об истории этого особняка можно прочитать в Википедии, я лишь отмечу, что участок, на котором стоит особняк Балиных на Поварской ул., в 1807 г. арендовап отец А.С. Пушкина - Сергей Львович.


Но вернемся на Ленинградский проспект. По справочникам "Вся Москва" за 1917 г. этот участок купца Балина уже принадлежит фабрике "Сиу и К".
   Второй участок Постникова А.М. приобретает купец Коншин С.Н.
   Дом № 21 - особняк Постниковых -Коншиных - Манташева.  Особняк этот - последняя уцелевшая дача,  из стоящих ранее дач вокруг Петровского парка на Петербургском шоссе . Это здание уникально тем, что является первой каменной постройкой за пределами Тверской заставы после пожара 1812 года. Дом этот с очень богатой и интересной историей и заслуживает отдельного рассказа.


Вот об истории этого особняка, о людях живших в нем, о его тайнах и кладах, я подробно  написала здесь.
   Дом №23 - доходный жилой дом стоит на третьей части бывшего владения Постникова. Романюк пишет: "Он стал собственностью некоей Марии Малич". Покопавшись в справочниках "Вся Москва" мне удалось установить, что участок приобрела Малич Мария Сергеевна, жена потомственного дворянина. Ее муж  - князь Владимир Григорьевич, поляк, владел конторой "Малич. Юсем и Сидоров", которая занималась канализацией и техническими принадлежностями для нее.
   Но это еще все, недавно читая воспоминания Варенцова Н.А. "Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое" удалось узнать, что Мария Сергеевна ,это цыганка, певшая в ресторане "Стрельна", вышла замуж за нелюбимрго господина Малича, а любила она Решетникова Николая Ивановича (директор правления т-ва "Сталь"и др. тов.). Вот как об этом пишет сам Варенцов - "В цыганском хоре славились две солистки: Варя Панина,...  и вторая, Мария Сергеевна (фамилию забыл, кажется, Шишкова), была стройной и красивой и обладала хорошим голосом - сопрано. В пении ее было какое-то внутреннее чувство - жгучей страсти не к физическому только удовольствию тела, но заставляло трепетать у слушателей их внутреннюю духовную силу, переносясь в высь светлых и чистых желаний и мечтаний. Особенно она восхитительно пела романс Чайковского с цыганским пошибом и мелодией «О дитя! Под окошком твоим я тебе пропою серенаду…». Пение его возбуждало что-то чистое, хорошее, так, по крайней мере, оно влияло на меня, вызывая у меня слезы. Может быть, оно влияло на меня потому, что я интуитивно чувствовал, что в скором времени разрешится гроза в моей жизни, лишившая меня быть с моими детьми одним ядром здоровой и сильной семьи. Хотя исполнение этого романса было на цыганский манер и значительно расходилось с нотами Чайковского.
   Я посещал «Стрельну», где пели эти две цыганки, всегда с Н.И. Решетниковым, которым, как было заметно, увлекалась Мария Сергеевна: она сидела с нами подолгу, тем вызывая неудовольствие старших цыган хора, требующих от нее петь для других посетителей, платящих щедро.
   Помню вечер: она пела с особым ударом и чувством. Кончив пение, она пристально и как-то особенно посмотрела на Николая Ивановича, потом, обратившись ко всем присутствующим, сказала: «Поздравьте меня, я выхожу замуж». Как оказалось, ее жених был большой лошадник, имевший свою конюшню и принимавший участие на бегах и скачках, господин Малич.
Однажды Н.И. Решетников пригласил меня обедать в «Эрмитаж». Когда пили кофе, он сказал: «Еще очень рано, не поехать ли нам к Марии Сергеевне на квартиру? Она нам споет, и, нужно думать, в последний раз, так как завтра ее свадьба».
Марию Сергеевну застали дома, она была рада нашему посещению, велела позвать своего аккомпаниатора с гитарой Николая и пела особенно хорошо, доставивши мне чрезвычайное наслаждение. Между перерывами пения она разговаривала с Н.И. Решетниковым довольно тихо, и я не мог слышать, о чем говорили; потом позвала [его] в другую комнату, но скоро вернулись оба смущенные.
Было поздно, пришлось уезжать. Сидя уже на извозчике, Решетников сказал: «Когда мы уходили в другую комнату с Марией Сергеевной, она сказала мне: «Если ты скажешь только слово, свадьба моя завтра не состоится!» Я ей ответил: - Это невозможно!".
   Вот такая история про "некую Марию Малич".


Трехэтажный доходный дом построен в 1902 г. по проекту архитектора Гельриха Г.А. Рассматривая здание, поняла, что дом позднее надстроен двумя этажами.
    Вид дома с торца.
                

Заглянула во двор,
                   

а там дом предстал во всей своей красе.
                   



В некоторых окнах сохранилась даже первоначальная расстекловка.
                   

Заинтересовалась архитектором Гельрихом и узнала следующее: Гельрих Густав Августович - русский архитектор немецкого происхождения, крупный мастер московского модерна. Окончил Политехнический институт в Ганновере. В 1901 году переехал в Москву. Во время Первой мировой войны архитектурная практика Гельриха прекратилась. Скорее всего, в 1914 году архитектор покинул Россию. Дальнейшая судьба неизвестна.
                                                                           

Просмотрела список его построек, приведенный искусствоведом М.Н.Нащокиной, и обнаружила, что одна из них -  это здание призовой конюшни и служебные постройки во владении купца В. П. Смирнова - была построена в том же 1902 г., на Скаковой улице, 5, (во дворе). И тут оказалось, адрес этот и двор дома №23 по Ленинградскому проспекту - это один и тот же двор.
Вот фотография этих великолепных конюшен.


Зашла на сайт "Паст Вью" , а там указано место чуть дальше, прочитала аргументы, приведенные там и не согласилась с ними, решила разобраться, где же точно стояли конюшни. Непроста краеведческая работа, после жаркой дискуссии и долгих споров выяснила точное место, где они стояли .Вот мой пост на эту тему.
   В итоге в этом дворе нашлись другие конюшни, построенные архитекром Гельрихом, только принадлежали они не Смирнову Вл.П., а Малич, владельцу этого участка. В списке построек архитектора Гельриха, опубликованном Нащокиной их нет.


Эта фотография из книги "Иллюстрированный альбом рысистого и скакового спорта и перечень русских конных заводов", изданной в 1905 г. Вот, что там написано про эту постройку "Там же возведен им (Гельрихом) большой манеж для того же владельца... Манеж изобилует светом и воздухом... Конюшни весьма светлы, сухи и очень просторны... При постройках для г. Малича архитектор Г.А. Гельрих доказал на деле, как можно возводить конюшни со всеми удобствами при небольших, сравнительно, затратах. На том же владении строится в настоящее время большое здание "Sport-Notel" для удобства приезжих спортсменов".
   Еще один снимок конюшен Малича отсюда.


Но вернемся снова к дому №23.
   К 1909 г. участком уже владеет купец 2-й гильдии Волнотепов-Калугин Дмитрий Козьмич (Кузьмч) - (1849 - после 1917? гг.). Здесь он содержит гостиницу "Спорт" и меблированные комнаты.
   Сейчас в этом доме находится знаменитая "шашлычная", в которой  в 60-х годах XX века любили собираться представители мыслящей интеллигенции, а так как она располагалась напротив отеля «Советский» то в народе она именовалась "Антисоветской" - отчасти из-за своего расположения по соседству с отелем, а отчасти из-за духа диссидентства, который царил здесь. В течение десятилетий здесь сменилось несколько ресторанов и кафе.
   Последние владельцы решили назвать ее "Антисоветской" уже официально, название появилось на вывеске, но это вызвало протесты некоторых жителей, в т.ч. ветеранов ВОВ. Разгорелся скандал.


Часть названия убрали. В итоге это выглядит так.


Дом № 25. На углу Ленинградского проспекта и Скаковой улицы сохранился двухэтажный домик. Он редкий здесь пример, уцелевшего с начала XIX века строения с характерным крупным рустом первого этажа и также рустованными пилястрами.


По воспоминаниям Гиляровского на территории этого владения был некогда трактир "Перепутье" (он же "Спорт"), излюбленное место игроков в татолизатор на ипподроме. Описывая одного из своих героев (Стрельцова А.Ф.), Гиляровский пишет: "Время от времени сам стал брать вожжи в руки, научился править, плохую лошаденку  сменил  на  бракованного  рысачка,  стал  настоящим  "пыльником", гонялся   по  Петербургскому   шоссе  от   заставы  до  бегов,  до  трактира "Перепутье", где собирались  часа  за два  до бегов второсортные спортсмены, так же как и он, пылившие  в таких же шарабанчиках  и в трактире обсуждавшие шансы лошадей, а их кучера сидели на шарабанах и ждали своих хозяев.
     Конюхи из трактира к началу бегов отвозили  хозяев  в полтиничные места беговой беседки, тогда еще деревянной, а сами,  стоя на шарабанах,  смотрели через забор на бега, знали  каждую лошадь, обсуждали  шансы  выигрыша и даже играли  в тотализатор,  складываясь по двугривенному - тогда еще  тотализатор был рублевый".


По старым справочкикам "Вся Москва" известно, что в начале XX века домик этот принадлежал титулярному советнику Коврайскому Павлу Александровичу.


Затем этот участок приобрел у Коврайского купец Леон Манташев, родной брат Иосифа Манташева (Ленинградский пр. 21) и построил на этом участке помпезное здание конюшен, т.к. неподалеку отсюда находился ипподром, но об этом я расскажу в другой раз, когда буду писать о Скаковой улице.


В годы перестройки весь этот участок с двухэтажным домиком и конюшнями был передан Государственному академическому театру классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, с включением в единое строение реставрированных старых зданий. Проект этого грандиозного сооружения был разработан авторским коллективом под руководством архитектора А.В. Анисимова [1997]. В итого часть территории сдается в аренду, боковые флигели снесены, на их месте жуткие коробки автосервисов.

Продолжение. Часть 5.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Романюк С.К. "Москва за Садовым кольцом"; http://www.russianfamily.ru/b/baliny.html; https://pastvu.com; http://krasnaya-moskva.ru/leningr-dinamo.html

Попов Александр Петрович, Ленинградский, Постниковы, уничтоженное, доходный дом, памятник, Прогулки по Москве, Коншины, Смирновы (водочники), Белорусская, архитектура, Балины, Манташевы, Каминский, достопримечательности, Гельрих, Шехтель, Динамо, фабрика

Previous post Next post
Up