Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 12.

Nov 21, 2013 12:35

                                Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 12.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4А. Часть 4Б. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11.

Нечетная сторона.

За территорией стадиона ЦСКА тянется ажурная ограда с въездными воротами, которые украшены скульптурами парашютистов и летчиков.
                        

К сожалению, мне не удалось найти автора этих скульптурных групп.


Эти ворота я помню с самого раннего детства, но я не знала что за ними скрывается, и вот, благодаря, замечательному сайту "Паст Вью" и людям, заходящим к ним на огонек, мне многое удалось узнать.
                             

Дом №41к1 и к1а. Эти ворота раньше вели к комплексу "старого" аэровокзала. Долгие годы Центральный аэродром был единственным в Москве гражданским аэропортом.
                             

Всего на Ходынском поле было три аэровокзала. О первом и третьем, я уже писала здесь и здесь.
   Долгие годы Центральный аэродром был единственным в Москве гражданским аэропортом. По мере роста объема перевозок возникла необходимость в строительстве аэровокзала. Новое или второе здание аэровокзала, настоящие воздушные "ворота" столицы в духе неоклассики, было возведено то ли в 1925 году, как указывается в одних источниках, то ли в 1931 году, как написано в других .
   Ленинградский проспект, дом №41. Фото 1931 г. Вид сверху.


Для того времени это был крупный аэровокзал - его площадь составляла 5300 кв. м.
Двухэтажное здание с подвалом было многофункциональным: центральную часть и левое крыло занимал собственно аэровокзал, одновременно обслуживающий как внутренние, так и международные рейсы, правое крыло предназначалось для управления Гражданского Воздушного Флота (ГВФ), а подвал - для багажа и грузов.
    Перед аэровокзалом, как было принято в то время, установили памятник Ленину В.И.


По слухам после войны на этом же месте был памятник Сталину. После разоблачения культа памятник перетащили на КПП .
    В 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.
    Вид аэровокзала со стороны Ленинградского проспекта. Фото 1940 г.


После войны, с расширением аэропорта "Быково", действовавшего с 1933 года, и "Внуково" с 1941 года, пассажирские перевозки с Центрального аэродрома ограничились доставкой правительственной почты и "спецрейсами".
   31 октября 1945 года - подписан приказ начальника ГУГВФ о перенесении вылетов пассажирских рейсов в Московский центральный аэропорт Внуково. В ноябре 1945 года Московский центральный аэропорт ГВФ переведен с аэродрома ВВС им. М. В. Фрунзе (Ходынка) во Внуково.
   В 1947 году Василий Иосифович Сталин был назначен командующим ВВС Московского военного округа, а в 1948 году по его настоянию здание аэропорта передано штабу ВВС МВО, после чего начинается  перестройка здания. На первом снимке с близкого расстояния, в направлении на юго-восток запечатлён центральный вход здания. Этот двух этажный портал с колоннадой в старинном дворцовом стиле был заново с нуля пристроен к центральному блоку старого аэровокзала. Фото отсюда.


Справа сверху за крышей портала виден фрагмент гранёной башни с куполом и шпилем, которую также с нуля заново поставили на крышу старого центрального блока. Башенка эта была поставлена, видимо, по образу и подобию усадьбы в Архангельском - любимого места отдыха Василия Сталина. За годы его службы штаб этот превратился в произведение искусства, чем гордился и сам Василий, и все его офицеры и генералы.
   После смерти Иосифа Виссарионовича, скончавшегося 5 марта 1953 г., менее чем через два месяца был арестован и его сын -  Василий Сталин, кроме обвинения в антисоветской пропаганде и агитации, он был обвинен и в растрате.
   Вот выдержки из протокола допроса Василия Сталина, где речь идет об этом здании:
"Будучи в 1948 году назначен на должность командующего ВВС МВО, я в первую очередь занялся переоборудованием переданного ВВС под помещение штаба округа здания Центрального аэропорта, на что было израсходовано несколько миллионов рублей. Значительная часть этих средств по моему распоряжению была растрачена на излишне роскошную внутреннюю и внешнюю отделку здания и на приобретение дорогостоящей обстановки, которая была специально заказана в Германии."
   Здесь сделаю небольшое отступление. Еще в прошлом посте, когда я писала про бассейн ЦСКА, который был построен по указанию Василия Сталина, меня не отпускала личность этого человека, сначала сама хотела написать о нем, но потом посмотрела интернет и поняла, я не одна такая, многие до меня пытались более полно раскрыть его его образ, а не только в черных красках, как это сделано в книге Залесского С.К. "Империя Сталина", поэтому дам ссылки еще на два сайта, где написано о нем. Вот они здесь и здесь, и пусть каждый сам решит, что это был за человек.
   Небольшой сквер, обустроенный еще в начале 30-х годов прошлого столетия у здания Центрального аэровокзала, в конце 40-х годов превращается в роскошную парковую зону с большим фонтаном и множеством клумб. Здесь были посажены декоративные кустарники и деревья, установлены скульптуры и проведено освещение вдоль уложенных камнем дорожек. Допуск в парк был сильно ограничен и посещала его только военная элита того времени.
   После окончания эпохи Сталина, парк становится общедоступным, но утрачивает свой величественный и бравурный вид, остаются лишь немногие элементы былой помпезности, которые всё ещё можно увидеть на его территории в наше время. Надо отметить, что в народе "Парком авиаторов" считался Чапаевский парк. Фото отсюда.


Еще одна многоэтажная пристройка к старому зданию в форме буквы W, превратившая его в замкнутый многоугольник, наподобие Пентагона, появилась в 76-77 годах.
   Современный вид здания можно увидеть на одном из кадров в документальном фильме "Прощание с Ходынкой"  (ссылка на фильм http://www.youtube.com/watch?v=gc76J_N9Vrw ).
                        

За долгие годы своего существования это здание еще не раз меняло своих владельцев. После штаба ВВС МВО, здесь размещается штаб Объединенных вооруженных сил Организации Варшавского Договора, затем штаб тыла ВС, Гостехкомиссия, Штаб по координации военного сотрудничества государств-членов СНГ. Сейчас - Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности.
   Немного дальше, ближе к М. Аэропорт, в начале XX века находилось летнее здание офицерского собрания.
                             

А еще дальше, напротив ближнего к центру выхода со станции м. Аэропорт, стояли въездные ворота во двор общежития Императорского Московского Общества Воздухоплавотелей (И.М.О.В.).
   Фото 1915- 1917 гг.


Они вели к общежитию команды школы И.М.О.В. О самой школе, расположенной на Ходынском поле я писала здесь.
   Фото 1915 - 1917 гг.


Еще раньше, до общежития летчиков, здесь, в связи с войнами конца позапрошлого - начала прошлого столетия не доезжая села  Всехсвятского, образовался ряд благотворительных учреждений для увечных и престарелых  воинов. Но обо всем по порядку.
   Здание на фотографии выше - это бывший Алексеевский приют для раненых, увечных и престарелых офицеров.
   Деньги на его строительство и содержание, в размере 100 000 рублей, пожертвовала Варвара Андреевна Алексеева, вдова потомственного почетного гражданина, в честь нее приют и получил свое название - Алексеевский.
   Красивый, в итальянском стиле, двухэтажный дом, с трехэтажными башнями по краям, построен по проекту архитектора Залесского И.П. в 1893 году.
    В здании находился один общий зал, столовая, ванная, библиотека, кухня и подвал. В доме была проведена вода; во дворе - разбит садик с газонами и клумбами. Алексеевское убежище предназначалось для проживания 10 офицеров; для них отводились отдельные комнаты.
    В глубине, чуть правее, за Алексеевским приютом, в 1907 году было основано Сергиево-Елизаветинское убежище для увечных воинов русско-японской войны. В оба убежища был единый въезд, в журнале "Искра" за 1909 г. фото обозначено как въезд в Сергиево-Елизаветинское убежище, кроме того на воротах, представленных на фото выше, предположительно, имеется вензель Александры Федоровны, основательницы Сергиево-Елизаветинского убежища. О нем более подробно я расскажу, когда буду писать об ул. Викторенко, Так уж случилось, что я когда-то работала в главном здании этого убежища, находящегося в то время на территории НИИАСа.
    Общий вид Алексеевского приюта и Сергиево-Елизаветинского убежища с высоты. Фото 1915 - 1917 гг. Где какое здание расположено можно посмотреть тут.


Для меня так и осталось не понятным, когда, именно, Алексеевский приют перешел к общежитию И.М.О.В. В справочнике "Вся Москва" за 1917 г. он еще упоминается, среди приютов и домов Общества Поощрения Трудолюбия, правда без адреса, как и все другие дома этого общества, расположенные в разных концах города. Попечительницей приюта числится Алексеева Анна Ивановна.
   С другой стороны в конце 1917 деятельность И.М.О.В. (кроме школы авиации) прекратилась. Она получила наименование 1-й Московской авиационной школы. В период Гражданской войны и военной интервенции школа являлась основной базой подготовки лётных кадров для советской авиации. Школа расформирована в 1925, личный состав направлен на пополнение другие военные авиационные школы. Т.о. получается, что общежитием это здание могло стать только после 1917 года, но тогда оно уже не было общежитием И.М.О.В., а было общежитием команды школы авиации Напишите, кто знает, в какие годы здание Алексеевского приюта было общежитием.
   Сохранилась еще одна старая фотография под названием "Финиш велогонки Тверь - Москва", где запечетлены ворота и здание Алексеевского приюта, опубликованной в журнале "К спорту" за 1915 г.
                             

Еще в 1955 - 1957 гг. ворота сохранялись, они стояли напротив ближайшего к центру выхода из  м. Аэропорт.


Вот это здание на карте. Снесено после 1950 гг., скорее всего при строительстве жилых домов под №45, построенных  в 1959 - 1960 гг. или  нового здания института НИКФИ.
   Последним на этом отрезке Ленинградского проспекта стоит комплекс зданий под №47 -  это Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ).


Он был основан в июле 1929 года. Первоначально располагался на Житной улице. После войны, в 1946-1950 гг., арх. М.В.Посохин, А.Д.Сурис построили для института здание на Ленинградском проспекте.


Здесь проводятся большие исследования и разработки в области техники и технологии кинематографии.
                             

В институте созданы и непрерывно совершенствуются различные типы черно-белых и цветных кинопленок, кинопроекционная и кинокопировальная техника, техника и технология записи и воспроизведения звука кинофильмов, техника узкопленочной кинематографии и стереокинематографии, гидротипный способ печати цветных фильмов, техника новых видов кинематографа - широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, вариоскопического, круговой кинопанорамы.


Продолжение. Часть 13.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: https://pastvu.com ; Колодный Л. Края Москвы; http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/2779/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5; Павлова Северный округ Москвы и др.

Ленинградский, Алексеевы, богадельня, архитектура, уничтоженное, промышленная архитектура, панорама, дореволюционные фото, достопримечательности, Аэропорт, памятник, Прогулки по Москве, Залесский И.П.

Previous post Next post
Up