Армянский переулок. Часть 2. Палаты Протопоповых - Милославских.
Часть 1. На фото 1987 г. за доходным домом №1\8, о котором я рассказывала в прошлой части, стоит двухэтажный домик, за ним сад, в XVIII веке это было владение дворян Протопоповых.
А вот так выглядит бывший их участок сегодня. Сейчас на месте бывшего владения Протопоповых стоят два здания, слева дом №3с11 - реконструирован и не имеет охранного статуса, затем идет сад, в глубине этого сада
стоит дом №3-5с1 - самая древняя постройка на этом участке палаты Протопоповых. Видимо, в то время граница между участком Протопоповых и соседним владением №5 была ломанной, т.к. следующий двухэтажный домик № 3-5с2 (на верхнем фото справа) - дом притча был построен в 1781 г. (подробнее о нем в следующей части).
В архивных документах эти белокаменные палаты конца XVII века числятся как палаты бояр Милославских. Обширная усадьба Милославских, возможно, располагалась по обе стороны современного Сверчкова переулка, которого в те годы еще не существовало. Дочь Ильи Милославского Мария, была первой женой царя Алексея Михайловича. Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе "Кийский крест".
Впоследствии часть территории Милославских отошла дворянам Протопоповым, которые и возвели эти палаты. Первоначальный двухэтажный объем палат имел асимметричную композицию с выступающим ризалитом на западном фасаде.
Памятник отличает простота фасадов с гладкими лопатками и скромными наличниками из тесанного кирпича.
На второй этаж вели два крыльца с восточной стороны: каменное и деревянное. Интересно, что сотрудник музея показал нам где было, как они считают, еще одно крыльцо с западной стороны. Заложенный дверной проем они обнаружили у левого окошка 2-го этажа.
Первый этаж был хозяйственный, второй парадный. Возможно, что кроме двух каменных этажей, был и третий - деревянный, куда вела внутристенная лестница, ведущая сейчас на чердак.
Эти палаты являются образцом гражданской застройки Белого города Москвы XVII века.
В 1701 г. они принадлежали стольнику царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича - И. И. Протопопову.
От него участок с палатами перешел к его сыновьям Илье и Александру, а затем он переходит к сыну Ильи И. - Алексею Ильичу (1713-1781) - капитан-поручику лейб-гвардии Семеновского полка.
В 1783 году владельцем становится дворянин Алексей Николаевич Щепотьев. Дворянский род Щепотьевых относится к числу известных. Согласно родословным книгам, этот род известен с начала XVI в. В документах фигурирует Николай Алексеевич Щепотьев (1715-1776) и его жена Мария Семеновна. Их сын - Щепотьев Алексей Николаевич в 1787-1789 гг. был капитан-поручиком гвардии и предводителем дворянской опеки в г. Кашире. В Москве эта ветвь рода Щепотьевых жила в усадьбе по адресу Архангельский переулок, д.7 (не сохранилась). Тогда же Алексей Николаевич купил рядом еще два дома (вероятно, речь идет об этом участке). Кроме того, имя Щепотьева Алексея Николаевич в 1789 г. упоминается в списке массонов XVIII-XIX века, как члена Великой Провинциальной ложи.
В 1793 г.. владение купила княгиня Анна Лазаревна Сумбатова (урожденная Лазарева) и подарила его армянской Крестовоздвиженской церкви, построенной в соседнем владении №5 (о ней в следующей части) .
Портрет А. Л. Сумбатовой работы художника И. П. Аргунова? (сейчас авторство Аргунова оспаривается некоторыми исследователями).
С этого времени оба участка №3 и № 5 стали единым целым и принадлежали армянской церкви вплоть до революции. На подаренном участке в деревянных и каменных палатах разместили церковное училище. В 1800 г. с северо-западной стороны к палатам был пристроен небольшой объем для нужд церковного училища.
В начале ХХ века на территории этого владения был устроен дровяной склад. В 1920-х годах помещения древних палат использовали под частные мастерские: платочно-набивочное заведение "Энергия", затем литография А. Иванова по производству карамельной бумаги, в которой работали 18 человек. Потом здесь были коммуналки, а в 1970-е годы после расселения жильцов здание арендовало под музей предприятие "Мосгорсвет", здесь началось проведение реставрационных работ, после их окончания в 1980 году в палатах открылся музей "Огни Москвы", экспозиция которого повествует об истории городского освещения. Дворик музея засажен всевозможными цветами.
Заглянем в музей, а заодно посмотрим как выглядят палаты изнутри.
Экспозиция музея расположена на 1-м этаже, там где раньше были хоз.службы.
Вот такие ниши в стене можно видеть не только в современных квартирах, но и в палатах конца XYII века.
Здесь же есть и винтовая лестница, более позднего времени.
В музее представлена почти 300-х сотлетняя история освещения Москвы.Здесь можно увидеть старинные масляный, керосиновый, электрический фонари: выстроившись в ряд, они первыми встречают гостей музея,
а также светец с лучиной, ручные и уличные фонари, фонари для карет и велосипедов, самые разнообразные лампы и светильники, пульты управления наружным освещением.
Но самое интересное, вам предложат сыграть роль запоздалого пешехода, который прогуливается по московским улицам прошлых столетий. С помощью пульта в темных залах музея вы сможете увидеть насколько светло или темно было при масляном или газовом освящении, увидеть чем керосиновое освещение отличалось от шкаликовой иллюминации и т.д.
Первыми в Москве в 1730 году по Указу императрицы Анны Иоанновны появились маслянные фонари. Горели фонари до 12 часов ночи только на центральных улицах и площадях, сила света масляной лампы составляла 1 - 2 свечи, они были настолько тусклыми, что москвичи говорили: "Не надейся на фонари, лучше на звезды посмотри".
Для больших празнеств использовалась шкаликовая иллюминация. Эта те же маслянные лампы, только расположенные на небольшом расстоянии друг от друга, ей освещались только самые главные здания такие как Кремль, Сухарева башня и т.д. Для осуществления иллюминаций требовалось множество непосредственных исполнителей и она была очень дорогой.
В 1863 году Московская Городская Дума объявила торги на устройство керосинового освещения. Подряд на установку 2200 керосиновых фонарей достался французскому поданному Ф. Боаталю. Н. В. Давыдов в своих воспоминаниях писал, что в середине 60-х годов XIX века "Москва показалась мне неузнаваемой, так изменился общий ее вид, принявший почти что европейское обличье..."
Но уже в 1865 году был заключен контракт с английской фирмой "А. Букье и Н. Д. Гольдсмит", представляющий исключительное право, на 30 лет, освещать текущим газом, посредством подземных труб столичный город Москву.
А в 1876 году русскому изобретателю Павлу Николаевичу Яблочкову удалось создать первую электрическую дуговую лампу простой конструкции.
15 мая 1883 года в день коронации императора Александра III в Москве впервые была устроена электрическая иллюминация. Газеты писали: - "В невероятной давке по улицам двигались экипажи знатных сановников и иностранных послов. Как только спустились сумерки, тысячами огней засверкала колокольня Ивана Великого и церковь Василия Блаженного. Башни Кремля украсились яркими электрическими солнцами... На набережной, что напротив Кремля, всех занимает какое-то необычайно красивое явление- это сияет храм Спасителя электрическими фонарями, зажженными на площади. Он весь светится под лучами электрических солнц". Далее начилась эра электричества.
Следующие залы посвящены уже советскому времени. Для меня самым запоминающимся экспонатом в этих залах оказался пульт управления освещением Москвы. Это подлинный экспонат, именно, с этого пульта в начале войны в 1941 г. был вырублен свет во всем городе.
Продолжение прогулки по Армянскому переулку.
Часть 3. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
http://testan.rusgor.ru/moscow/book/pereulok/mosper10_3.html ; Сорокин В.В. "Белый город"; Памятники архитектуры Москвы. Белый город;
http://oumnique.livejournal.com/305723.html ;
http://idu-shagayu.livejournal.com/2936697.html ;
http://pravoslavnyi.ru/knijnaya_polka_redakcii/ternovyi_venec_rossii.htm ;
http://www.1tv.ru/owa/win/one_sp_questions.blog_vupysk?p_pagenum=57&shed_name_id=5762&w_id=&pers_id_= ;
http://antonio-j.livejournal.com/262809.html ; брошюра музея "Огни Москвы";