Удивительная постройка в Спартаковском пер. Старое фото.

Jan 03, 2016 20:20

                        Удивительная постройка в Спартаковском пер. Старое фото.

Когда я только делала первые шаги в ЖЖ, и начинала писать свои "Прогулки по Москве", меня привлекло одно полуразрушенное здание на задворках Ольховской улицы, напоминающее замок. Выглядело оно так.
                                    

Тогда я не знала, что это за здание, и вот недавно наткнулась в книге "Иллюстрированный вестник культуры..." за 1898 г. на старое фото с его изображеием в первоначальном виде. Действительность оказалась прозаичнее - это элеватор Московско-Казанской ж\д, но на тот момент это было чудо технической мысли. Архитектор Епашников И.С. Постройка 1893 г.
    Место для постройки этого элеватора выбрано не случайно, поблизости находилась Хлебная биржа.
    Вот как о нем там пишут - "Для того, чтобы иметь понятие о грандиозности здания, достаточно сказать, что на его постройку употреблено до 6 миллионов кирпича, более 150 000 погон. саж. 7-ми вершковых бревен и свыше 60 000 досок. Все механизмы в здании приводятся в движение электротормозами и все здание освящено электрическими лампочками".


И далее - "Здание элеватора каменное, имеет в длину 135 с половиной саж. и в ширину 13 саж., при высоте от нижнего пола до конька световых фонарей на кровле 11 саж. Все здание разделено каменнымина  брандмауерами на 13 независимых друг от друга отделений. Внутренняя конструкция деревянная. Вся вместимость здания 1.300 000 пудов зерна. Здание элеватора имеет два этажа для нагрузки зерна, подвальный этаж для проветривания и всех манипуляций с зерном, и чердак, где помешаются все механизмы и моторы.
   Оба этажа для хранения зерна разделены досчатыми разборчатыми перегородками на отдельные закрома, всего числом 460 во всем здании, в которых может помешаться зерно партиями, начиная от 3-х вагонов. Зерно в элеваторе не сортируется, а сдается в том же виде, как оно от них получается. С одной стороны элеватора пролегают рельсовые пути, для подачи вагонов к выгрузке и нагрузке. Зерно из вагонов через особые люки, ссыпается в подвальный этаж, причем сразу может выгружаться целый поезд из 30 вагонов.
   В подвале, по асфальтовому полу, зерно подгребается ручным трудом к центру каждого отделения. В центре каждого отделения имеется подъемная нория, или элеватор, а также подъемная площадка (лифт). Нория подымает зерно на самый верх здания, где оно взвешивается и по целой системе труб и через особые совершеннейшей системы клапаны может быть ссыпано в любой закром. Для проветривая и отпуска зерна на подводы, зерно спускается самотеком в подвал, где оно или ссыпается в мешки и выносится на подводы, или подгребается опять к нории и, поднятое вверх, опять ссыпается в закрома или непосредственно в вагоны.
   Больное место большинства элеваторов это невозможность утилизировать их для склада других товаров, кроме зерна в ссыпную, почему элеваторы полгода стоят пустыми. В данном элеваторе, если не имеется зерна россыпью, то оно может складываться в мешках, а также является возможным хранить и всякий товар, для этой цели переборки закромов разбираются и грузы поднимаются в верхний ярус подъемными площадками.
   На дворе, в особенном каменном здании, построена электрическая станция. Три паровые машины, дающие в общей сложности 180 сил, приводят в движение две динамо-машины и два электрогенератора, дающие ток от моторов.


Электрогенераторы и моторы трехфазной системы применены впервые в России одновременно в Московском элеваторе и в элеваторе Новороссийска, и  действии их оказалось весьма удобным. Освящение производится за счет 620 ламп накаливания и 6 дуговых фонарей. В электромоторах обращает на себя внимание применение шестерен из прессованной кожи, что делается для уничтожения шума при движении зубчатых зацеплений".
    И наконец самое удивительное - "Интересно устройство, т.н. ситуационной залы, где размещено 840 ключей от разных клапанов и затворов, и где заведующий элеватором во всякий момент имеет полную наглядную картину всех закромов здания, с указанием занятых и свободных закромов, а также тех, где зерно начинает нагреваться и требует проветривания (во как!).
   Механизмы для передвижения зерна во всех элеваторах, т.е. конвейера и нории, которые прежде поставлялись заводами по американским образцам или выписывались из-за границы, изготовлены в России".
   Современный адрес: Спартаковский пер., д.2с1. Сейчас оно перестроено и в нем очередной офис.


Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: http://dlib.rsl.ru/viewer/01007514374#?page=292

Бауманская, Ольховская, старые фото, промышленная архитектура, дореволюционные фото, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up