Поселок художников на Соколе. Часть 3. Улица Венецианова.
Часть 1.
Часть 2.
Сегодня в любом путеводителе можно прочитать, что ул Венецианова - это самая короткая улица в Москве, ее протяжённость всего 48 метров, а ширина около 4-х метров. А до недавнего времени она считалась и самой короткой улицей в России, пока не была "обнаружена" картографами, улица
Сибстройпути в Новосибирске - длинной около 40 м, которая не была обозначена на карте. На самом деле ул. Венецианова давно уже не улица, а тупик. Но так было не всегда. В 1937 году на месте сквера поперек ул. Венецианова был построен дом и мастерская художника А. М. Герасимова, в результате чего улица стала тупиком.
Все, наверняка, знают, что поселок художников задумывался как "город-сад". Автором этой популярной в начале двадцатого века градостроительной концепции являлся Эбенизер Говард, который считал, что к концу девятнадцатого века города стали плохо управляемыми грязными скопищами, подавляющими самое лучшее в человеке. В 1898 году он опубликовал книгу "Города-сады будущего", в которой предложил свою альтернативу этому ужасу - строить на бросовых землях небольшие поселки с невысокими домами и с приусадебными участками, садами и парками. Хозяевами такого города-сада должны были быть сами его жители. Эти идеи в начале XX века снискали сторонников по всему миру, в т. ч. и в России.
И началось это все вовсе не с поселка художников на Соколе. Читая на днях книгу Н.Семеновой "Московские коллекционеры" я узнала, что еще купцы Коноваловы "у себя в Бонячках (сейчас г. Вычуга) сумели воплотить в жизнь утопическую мечту о городе-саде. При фабрике они действительно построили образцовый город с парком-садом с клумбами, аллеями и полянами, теннисными кортами и площадками для крикета (!).
Вичуга (Бонячки). Общественный сад фабрикантов Коноваловых. Фото 1912 г.
По одну сторону парка размещалась фабричная зона с озером и общественными зданиями: церковью, училищем, богадельней, яслями и гигантским Народным домом с театральным залом и библиотекой.
На противоположном берегу вырос поселок для служащих с двухквартирными домами. Больницу Коноваловы устроили такую, какой в России вообще не видывали: с собственным хирургическим отделением и зубным кабинетом".
Но вернемся к ул. Венецианова. Первоначально она планировалась, именно, как улица и соединяла ул.Сурикова и ул. Левитана, при этом ее южная часть была значительно шире северной, там находился сквер с колодцем.
Датировка нижнего фото вызывает у меня сомнения, скорее всего, это фото 1930-х годов, везде разбросаны доски, т.е. поселок еще строится.
Поселок Сокол. Угол ул. Сурикова и ул. Венецианова. Фото 1930 - 1950 гг.
Угловой дом на фото - это сейчас д.№9\1 (№9 он по ул. Сурикова). а за ним виднеется, т.н. "сторожевая башня", д. №3 по ул. Венецианова, который толком можно рассмотреть только на этой фотографии, т.к. сейчас его почти не видно, он стоит в глубине участка.
Дом №9\1. Жилой дом, построенный по проекту того же архитектора Марковникова, в 1926 г. Сейчас он выглядит так.
Фото выше, добавлено позже, а когда я писала этот пост домик был розовый.
Вид на дом со стороны ул. Венецианова.
Идем дальше.
Ул. Венецианова, вдали с большим окном виднеется мастерская художника Герасимова А.М.
Дом №3. В конце тупичка слева виднеется калитка, ведущая к дому №3. Летом из-за большого количества зелени дом разглядеть практически невозможно.
Этот жилой дом, 1925 г. постройки был возведен по проекту
братьев Весниных. В 1920-х годах по их проектам в поселке было построено несколько домов. К сожалению, на сегодняшний день сохранилось всего два дома, один из них как раз этот дом. О других сохранившихся и уничтоженных зданиях, построенных по их проектам мы поговорим в соответствующем месте.
У трех братьев Весниных есть как совместные проекты, так и индивидуальные. Меня всегда удивляло насколько разнообразными по стилю были их проекты, например, один из них - это комплекс зданий конюшнен Леона Манташева, построенный в стиле венского барокко в 1914-1916 годах (Скаковая улица, дом № 3). Фото 1916 - 1918 гг.
Совсем в другом стиле возведен по их проекту в 1928 - 1930 гг. Дом политкаторжан (потом в нем располагался театр киноактера) на Васильевской ул. Фото 1936 - 1939 гг.
Ну а в поселке художников, примерно в это же время, братья Веснины строят т.н. "сторожевую башню" - деревянный жилой дом, который чуть лучше виден на этой фотографии из
Википедии , впоследствии, если удастся, фото дома заменю (дело в том, что на этой стороне тупичка живет злющая собака, которая при проходе по тупичку лает без остановки и рвется из-за забора, создается такое впечатление, что она сейчас выскочит и разорвет тебя).
Переснять домик, так и не удалось, т.к. хозяева загородили калитку и ворота еще и непрозрачной пленкой. Пришлось снять кусочек этого дома с ул. Левитана.
В этом доме жила лингвист Вера Григорьевна Петрова.
Далее виднеется сарай и летний домик на участке художника А.М. Герасимова (ул. Левитана, 6).
А также его мастерская, о них поговорим на соответствующей ул.
Дом №4. Справа виднеется деревянный жилой дом, построенный в 1925 г. по проекту архитектора Марковникова Н.В. на одну семью.Типичный дом - односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Фото из Википедии.
Однако, этот дом, притаившийся в глубине участка, заслужиет особого внимания. Уже в самые первые годы существования поселка в одном из временно пустующих коттеджей был создан клуб-театр (о нем позже), адреса которого постоянно менялись. Одно время он размещался в этом доме. Кроме постановок собственных спектаклей, народный театр поселка Сокол в 1920-1930-е гг. принимал гостей. Особенно любили соколяне выступления знаменитых тогда петрушечников Ефимовых, об одном из них, о детской Рождественской елке на Соколе, происходившей в этом доме в 1926 г., вспоминал художник Павлинов П.П. - "Тогда помещение для праздника предоставил Александр Иванович Ерофеев (ул. Венецианова, 4). В его доме была просторная комната с высоким потолком, вместившая большую красиво украшенную ель и всю сокольскую детвору...
Впечатление от елки не могло затмить ожидания спектакля. Ефимовы вместе со своим концертмейстером
Еленой Владимировной Дервиз приезжали на извозчике, нагруженном ящиками с куклами и магически на нас действовавшими театральными ширмами, которые и были сценой кукольного театра Затаив дыхание, мы ждем первого движения маленьких шторок вверху уже расставленных рядом с елкой ширм. Но вот шторки задвигались, появилась голова Петрушки, и с его зажигательно-удивленным звенящим возгласом: „Ой, сколько народу, - я вхожу в моду!“ - началось представление. Помню, в тот раз нам показали „Принцессу на горошине“ Андерсена, несколько басен Крылова („Лисица и виноград“, „Трудолюбивый медведь» и ,,Мыши“) и несколько веселых интермедий...".
"Театр петрушек" был в то время очень знаменит,
о нем, например, писал Константин Бальмонт.
Иван Семенович Ефимов - русский художник-анималист, скульптор, график, иллюстратор, живописец, театральный деятель, реформатор кукольного театра.
Ефимов Иван Семенович.
Симонович-Ефимова Нина Яковлевна, жена и ближайший соратник И. С. Ефимова, русский советский театральный деятель, живописец, (двоюродная сестра художника Валентина Серова).
Они создали свой «Театр Петрушек» в 1918 г., в котором они были и художниками, и режиссерами, и артистами. Считая кукольные представления театром движущейся скульптуры, Ефимовы обогатили форму кукол, их жест. Их преемником потом стал С.В. Образцов.
Возвращаемся назад на углу ул. Венецианова и ул. Сурикова стоял дом 2\11. Вот так он выглядел со сторны ул. Венецианова.
Ул. Венецианова, д.2\11. Фото 1929 г..
По воспоминаниям жителей поселка, как написано в книге о нем, в этом снесенном домике (ул.Сурикова, 11) жил архитектор Иван Иванович Кондаков (только меня смущает, что
по этой схеме дом был построен по проекту арх. Марковникова, а не Кондакова, вряд ли, он жил бы в доме, построенном не по его проекту. Возможно, ошибка в схеме, как, например, с домом №16 по ул. Верещагина - по схеме он Марковникова, а
по Нащокиной М. - его арх. Кондаков, о ее ошибках я писала не раз, но в данном случае, думаю, она права.Точно такая же история и с этим адресом, Сурикова, д. 11\2. По справочнику за 1930 г. по старой нумерации адрес Кондакова И.И. - ул Сурикова д.№30\31. Напишите, кто знает точно). Примечание: в комментариях мне подтвердили, что в этом доме жил архитектор Кондаков.
Сейчас на углу ул. Сурикова и ул. Венецианова стоит новодел.
Дом № 2\11 ( №11 он по ул. Сурикова). Этот особняк построен в 1999 г. на месте жилого дома, построенного в 1925 г. на две семьи.
Во время Великой Отечественной войны по улице Венецианова проходила одна из линий оборонных укреплений Москвы.
Если у Вас есть старые фотографии этих домиков или интересные восспоминания о их жителях пишите об этом в комментариях.
Продолжение. Часть 4. Ул. Верещагина.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
Википедия; Посёлок Сокол. История посёлка и его жителей / ред. Н. А. Соляник;
http://dc.lib.unc.edu/cdm/item/collection/rbr/?id=31194 ;