Большая Садовая ул. Часть 2. Дом Шехтеля. Окончание.
Часть 1.
В прошлой части мы поговорили о владельцах этого участка и о приобретении его знаменитым архитектором Шехтелем Ф.О., который и построил для себя и своей семьи этот особняк.. В этой части мы посмотрим интерьеры дома, такими как они были при Шехтеле и какие сейчас. Также поговорим подробнее о его детях и гостях этого дома.
Особняк Шехтеля на Большой Садовой ул. Фото 1910 г.
Сразу за аркой справа расположен парадный вход в дом. Он также украшен барельефом.
Войдя через парадный вход, гости оказывались в довольно просторном вистибюле с камином.
Особняк Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой. Интерьеры. Вестибюль. Фото 1910 - 1913 гг.
Во время реставрации дома, реставраторы, знавшие от его потомков, что Шехтель очень любил гобелены и один из них, старинный французский гобелен висел над камином. Этот гобелен он перевез из своего дома в Ермолаевском переулке.
Современный вид вестибюля.
Естественно, за долгие годы истории особняка гобелен этот не сохранился. Решили заказать новый гобелен художнику Сергею Гавину, который был изготовлен и повешен в вестибюле. Каково же было удивление реставраторов, когда уже позже, в музее Щусева, была обраружена фотография с подлинным интерьером Шехтеля, и на ней видно, что подлинный гобелен, очень похож на новый.
Вестибюль особняка украшен полуколоннами, а окна цветными витражами. Кстати, на экскурсии по дому нам рассказывали, что витражи в доме частично сохранились с того времени, а недостающие были восстановлены по их образцу. На самом деле это не так, витражи не сохранились, а эти витражи точная копия с витражей в доме Шехтеля в Ермолаевском переулке.
Один из витражей.
Из вестибюля гости попадали в огромный холл с высоченными потолками. Высота холла равна высоте двух этажей окружающих его жилых и подсобных помещений. Огромное окно освещало двусветный холл - главное помещение дома, его композиционное ядро.
Современный вид.
Современный вид.
Сохранилась и старая фотография холла, каким он был при Шехтеле.
Большая Садовая улица. Гостиная дома Шехтель. Фото 1910 г.
Шехтель Федор Осипович в холле своего дома на Б. Садовой.
Здесь в холле на стенах висели основные произведения богатейшей художественной коллекции Шехтеля. Здесь же устраивались художественные выставки друзей его детей - сторонников нового, авангардного искусства. О жене Шехтеля я уже написала в прошлой части, здесь же самое время поговорить о детях Федора Осиповича.
Из четырех его детей выжили трое. Начну рассказ с сына зодчего - художника и исследователя искусства Льва Федоровича Жегина (1892 - 1969 гг.).
Общее образование Л. Ф. Жегин получил в одной из лучших частных московских гимназий - гимназии им. Медведниковых. Некоторое время он занимается в студии художника К. Ф. Юона.
Затем относительно недолго, менее двух лет, с осени 1911 по март 1913 года, А. Ф. Жегин (тогда еще Шехтель, фамилию матери он взял в 1914 году, после начала войны с Германией), учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он был зачислен вольным посетителем в головной класс. Учился он вместе с В.Н. Чекрыгиным, С. В. Герасимовым, А. В. Фонвизиным, Н. М. Чернышевым, А. В. Шевченко и др. Видимо, там же он и познакомился с В. Маяковским, с ним Жегин близко дружил. Известно, что всё лето 1913 г. Маяковский прожил на даче Шехтелей в Кунцеве. А в этом доме на Садовой вместе с друзьями Жегиным и Чакрыгиным была оформлена первая рукописная книга В.В. Маяковского - поэма "Я".
Л. Ф. Жегин уже после революции оказался в числе организаторов группы художников
"Маковец".
Среди его ближайших друзей живописцы М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, А. А. Осмеркин. Всех объединяло стремление к новому на основе переосмысления открываемого в это время наследия древнерусской иконописи и народного лубка. Наделенный от природы великолепным даром колориста, овладевший исключительной культурой цвета, Жегин много и упорно работал на протяжении своей долгой жизни. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее т др.
Худ. Александрова Т.Б. Портрет Л.Ф. Жегина, ее мужа и сына Шехтеля. 1930-е г.
Его первой женой была его ученица
Татьяна Борисовна Александрова, живописец и график. Они познакомилисьеще в "Маковце", а продолжили знакомство в организованном Жегиным объединении "Путь к живописи". Ей было семнадцать лет. Он был старше ее на поколение. Вскоре она стала женой Жегина Л. Б. Где-то в середине 1930 г. они расстались. Татьяна Борисовна выйдет второй раз замуж за художника И.Н. Попова (впоследствии она и ее второй муж будут известны всей Москве как коллекционеры и их прозовут "Землерои").
Спустя какое-то время Лев Федорович Жегин женится на милейшей Варваре Тихоновне, и они все вместе до конца дней Л.Б. будут дружить семьями. Во втором браке у Жегина родился сын Иван.
Стоит отметить, первая исследовательница творчества Ф. О. Шехтеля - историк архитектуры и искусства Евгения Кириченко пишет, что Лев Федорович Жегин "к своему отцу и его творчеству относился не только без почтения, но и в высшей степени неодобрительно".
Шехтель Ф.О. с сыном Львом.
А известный кинорежиссер и коллекционер Соломон Шустер, познакомивщийся с Жегиным в 50-х годах прошлого века, пишет о нем - "Манеры Льва Федоровича были мягки, речь старомодно изысканна, взгляд цепок... Юный Лев Шехтель, ныряя в волны российского футуризма и даже меняя фамилию, все же продолжал оставаться мальчиком, воспитанным в традициях классического искусства, и спустя полвека это скажется в поздних его искусствоведческих работах о языке живописного произведения...".
О старшей дочери Шехтеля - Екатерине (Китти, как её звали в семье) (1888 -1968 гг.) практически ничего неизвестно. Замужем не была, посвятила себя ведению домашнего хозяйства.
А вот младшая дочь зодчего Вера Федоровна Шехтель-Тонкова (1896-1958), тоже стада художником. Вера Федоровна, как и ее старший брат, училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ее основная самостоятельная работа - оформление интерьера павильона электрификации сельского хозяйства на ВСХВ (1939). Вера Федоровна много работала как художник-оформитель, а также как художник-исполнитель в Театре имени Моссовета и ряде др.
В юности у нее завязался роман с часто бывавшем в доме Владимиром Маяковским. В 16 лет она от него забеременела. Узнав об этом родители были в ужасе, и увезли Веру в Париж, чтобы прервать беременность. С этого времени Маяковскому от дома отказали.
В 1918 г. Вера вышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора, поляка по происхождению, Генриха Давидовича Гиршенберга. В 1919 году у них родилась дочь Марина. После вынужденной эмиграции мужа по политическим мотивам в 1923 году супруги были заочно разведены. В 1924 году Вера Шехтель повторно вышла замуж за учёного секретаря Госплана СССР Сергея Васильевича Тонкова. От второго брака в 1932 году родился сын Вадим, впоследствии заслуженный артист России Вадим Тонков, ставший известным в образе "Вероники Маврикиевны".
В этом доме семья Шехтеля по версии Е. Кириченко прожила до 1918 г., когда дом национализировали и семью зодчего выселили из дома. Но несколько лет назад от родственников Шехтеля стало известно, что этот дом был продан самим Шехтелем летом 1917 г., т.к. счета за газ, свет и пр. были такими огромными, что нечем стало платить (об этом пишет его правнучка Кира). В дальнейшем Федору Осиповичу с семьей пришлось слоняться по съемным квартирам, а последние годы он жил у дочери Веры на М. Дмитровке и на даче в Петровско-Разумовском, где и скончался.
Шехтель с семьей на даче в Петровско-Разумовском.
Вот одна из последних фотографий Ф.О. Шехтеля с семьей на даче в Петровско-Разумовском. Маленькая девочка на фото - дочь Веры - Марина. Впоследствии театральный художник Марина Сергеевна Лазарева-Станищева. Именно ей мы обязаны сохранению творческого наследия своего деда. Она не только многое сохранила, но и своим детям и внукам прививала глубокое уважение к памяти деда. Ее внук, праправнук Шехтеля - Федор Ращевский тоже стал архитектором и сейчас он работает за столом своего прапрадеда.
Вестибюль. Детали современного интерьера.
С домом на Садовой связано имя необычного, до сих пор еще малоизвестного художника Василия Николаевича Чекрыгина (1897-1922) - он рано, в возрасте 25 лет, трагически погиб под колесами поезда. Свои основные произведения он создал за последние два-три года жизни. А все его творческое наследие - это почти 1500 листов рисунков.
Чакрыгин Василий Николаевич
Выходим из холла еще через одну дверь с витражом и поднимаемся на второй этаж.
Здесь смотреть сейчас нечего, тут расположены рабочие кабинеты, а когда-то тут были жилые комнаты членов семьи Шехтеля.
Мы же поднимаемся выше и выходим на открытую веранду, о которой я писала в прошлой части. Отсюда Садовая-Кудринская и Б. Садовая как на ладони. Правда, сейчас вид совсем не тот, какой был при Федоре Осиповиче, тогда Садовая утопала в садах.
Вид на Б. Садовую ул.
Вид на Садовую-Кудринскую ул.
Отсюда, видимо, открывался и вид на Патриаршие пруды, сейчас его закрывает дом "Патриарх" с копией башни Татлина наверху.
После отъезда семьи Шехтеля главный дом вскоре занял
Роберт Эйдеман - советский военный деятель, расстрелянный в 1937 году.
Затем в доме разместились ясли, а после войны и до 1957 года - детский дом. До сих пор сюда иногда приходят бывшие воспитанники. С 1957 по 1991 год здание принадлежало КГБ. По одной из версий, в помещениях размещались технические службы, по другой - здание использовалось как центр контроля за соседней гостиницей "Пекин" (последнее, скорее легенда, т.к. напротив гостиницы, гораздо ближе, стояла военная академия и из ее окон можно было спокойно наблюдать за "Пекином").
Сейчас главный дом занимает общественная организация "Гуманитарный и политологический центр "Стратегия", являющаяся философско-политологическим клубом. Периодически в особняке снимают фильмы.
Большая Садовая, Часть 3.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: Е. Кириченко "Большая Садовая улица, 4"; журнал "Московское наследие" №10 за 2009 г. и др.