Sep 29, 2017 09:15
Когда кто-то говорит о том, что надо возрождать традиционные ценности то я усмехаюсь.
На самом деле нет никаких традиционных ценностей. Кое-где, конечно, есть те, кто живёт согласно традиции - немногочисленные племена, не затронутые современной цивилизацией, а так же разные группы вроде староверов, строго придерживающихся заведённых порядков, амишей, хасидов, мусульман-традиционалистов и т. п. Они, живут, как бы, замерев в некой традиции. Но когда человек, живущий в современном обществе, говорит что надо возрождать традиционные ценности то он, скорее всего, предлагает придерживаться неких придуманных им представлений об этих ценностях.
Нам, современным людям (ну если не случится катастрофы) будет невозможно жить по правилам прошлого. Потому что в прошлом было тяжело в любой сфере. Нет там эталонов. Какую эпоху не возьми.
СССР? Какие годы-то? Уже сейчас, большая часть россиян себе более-менее достоверно представляем только 80-е. А если их заставят жить по правилам других десятилетий, то просто взвоют. Почему? Да просто возьмите газету того времени и почитайте (особо внимательно телепрограмму).
Царь-батюшка? А тут надо просто вспомнить о том, что до 1861 у нас большая часть населения - это крепостные крестьяне. А крепостным никто сейчас быть не захочет. А другие сословия, кстати, тоже не свободны.
Ну а в Средние века, я даже углубляться и не буду.
Но ценности то говорят вечные. Вот, например - ПАТРИОТИЗМ. Какой он вечный то? Его, можно сказать только в 18 веке просветители придумали. А до этого никакой любви к абстрактной родине не существовало. Были другие ценности - личная преданность монарху, приверженность религии и «братьям по ней», ну и родственные связи, разумеется. Ими всё и измерялось, а родная земля, это, в лучшем случае, город или деревня, в которой вырос и их ближайшие окрестности. Потому что подавляющее большинство ничего другого не видело и с трудом представляло, что за горизонтом вообще есть. А патриотизм вышел на передний план в эпоху революций, когда монархов свергали, а влияние церкви ограничивали.
ВЕРА. Тут опять, то же самое. У большинства крестьян любого века российской истории представлении о христианстве были очень далеки и от тех, которые проповедует современная российская православная церковь, и уж тем более от тех, что рождаются в мыслях ревнителей традиционализма. Крестьяне (они составляли подавляющее большинство населения вплоть до XX века) жили в трудновообразимом мире сказок и легенд, с которыми отчаянно боролись окормляющие их священники.
По мне так религия, вообще сомнительная ценность, но не об этом сейчас. Самая большая сложность традиционной религии для современного человека в её обязательности - молись положенное количество раз в день, соблюдай пост, регулярно жертвуй. А если не можешь или не хочешь то получаешь наказание.
Двумя перстами крестишься? Анафема тебе и всё сопутствующее. А самое страшное то что как-то накажут, а то, что если неправильно делаешь, то не получишь спасения и будешь вечно страдать в аду. И это отчаяние истово верующего и представить сложно. Вот он и шёл он на костёр лишь бы не перестать крестится, как был научен.
Это ещё хорошо средневековому крестьянину, для которого церковная служба это праздник и часто самая интересная часть жизни. Потому что дома изба по чёрному, мрак, земляные полы и беспросветный труд, а здесь светло, красиво и для души польза.
А современный человек с тысячью способов провести время не сможет на это тратить столько времени и сил.
СЕМЬЯ. Родственные чувства они, конечно, были всегда одними из сильнейших. Так в нас эволюционно заложено. Но вот, правда, в том, что у современного человека гораздо больше возможностей для общения внутри семьи. Это сейчас мы читаем книги о воспитании, гуляем с детьми, спорим о том, сколько времени необходимо проводить с ними для гармоничного развития. А сто лет назад, для большинства этих вопросов даже не стояло. Рожать. Работать. Добывать пропитание. У родителей была одна важнейшая задача - прокормится самим и накормить. Причём первое важнее. Поэтому некогда, надо идти пахать-сеять-жать, а на детей времени минимум и бросали на целый день без присмотра сразу после рождения. Всё равно пять из десяти умрут. А подрастёт так сразу в работу. Время на детей оставалось только у тех, кто хоть немного обеспечен. Я уж и о брачных отношениях не говорю. Это недавно придумали такую смешную штуку, как женится по любви. Тот же Пётр Февронию замуж вовсе не по любви взял.
И так во всём. Тотальном иерархическом подчинение, невозможности повлиять на свою же судьбу, неравенстве полов, неравенстве сословий, соблюдении традиций и т. д. и т. п.
Почему же люди идеализируют прошлое?
Такова особенность человеческого мышления и фантазии. Ну и избирательности источников представлений о прошлом. Мечтая об эпохе Александра I, все представляют себя лихими гусарами, громящими французов, Наташей Ростовой, а также прочими героями произведений Льва Толстого и Пушкина. А вот крепостным крестьянином, всё жизнь работающем не разгибая спины для оплаты кутежей молодого поручика и склоняющем голову, когда барчук уводит на сеновал его дочь, и дворовой девкой как то не воображают.
Поэтому важны те ценности, которые у нас есть сейчас. Ценности, которые годились для другой эпохи - для сословного, необразованного, глубоко неравного, общества в условиях высокой смертности и религиозного фанатизма совсем для нас не подходят.
история,
рассуждения