Водопад Джур-Джур

Feb 15, 2014 15:27

Изначально я хотел рассказать о стране УАЗов и небольшом опыте горного триала на Ниве по пути к водопаду Джур-Джур, но просматривая фотографии счел большую часть из них скучными, а то и вообще браком. Оно и понятно, сидя за рулем снимать как-то не с руки (особенно в экстремальных ситуациях), а напарника у меня в этот раз не было. Поэтому поступил просто - свалил все в кучу: пейзажи горного Крыма, село Генеральское (Улу-Узень), горную дорогу с УАЗами и пороги. А самого водопада на фото не оказалось. Почему, об этом ниже.  Уж не взыщите.
В Генеральском я был трижды в самом начале 80-х прошлого века. Ходили мы туда пешком из Солнечногорского. Восемь километров по шоссе до села, потом пару километров до водопада по ущелью Хапхал вдоль извилистого русла реки Улу-Узень, затем обратно другой дорогой через заброшенные татарские сады, попутно собирая кизил. Если везло, то какую-то часть дороги проезжали на переполненном автобусе или попутке. Помню как-то попался бешеный "газик", страху натерпелись на поворотах.


В этот раз, 16 июля 2013 года,  реконструировать паломничество из далекого детства у меня не было времени. Я спешил по дороге из Приморского вдоль Южного берега Крыма на запад, попутно ностальгируя и разглядывая различные старые и появившиеся новые достопримечательности.

В Солнечногорском в очередной пробке на, извивающемся вдоль берега  шоссе, я, немного поколебавшись, повернул направо в сторону гор. Еще в Рыбачьем обратил внимание на снующие с компаниями отдыхающих или поджидающие клиентов шустрые УАЗы без тентов. Постепенно их становилось все больше и больше. Дорога слегка петляла и понемногу поднималась в горы по водоразделу рек Улу-Узень, впадающей в море в Солнечногорском и Орта-Узень, впадающей в Малореченском. По левую руку вырастали отроги Северной Демерджи и ее яйлы, а по правую, манила лунными пейзажами Караби-яйла


Сколько себя помню, Демерджи в любую погоду с этой дороги выглядела мрачно и как-то иссиня


Взгляд назад в сторону моря. Мне предстояло подняться не высоко, метров на пятьсот с хвостиком




Перед Генеральским заброшенная МТС или еще какая-то бывшая колхозная собственность. Дорога так и идет по водоразделу. Слева Улу-Узень, справа Орта-Узень


Горы можно снимать бесконечно...




На ближнюю вершину мы когда-то поднимались в лоб от Генеральского, провели день на яйле и вернулись обратно


Перед селом заехал на небольшой холм с братской могилой, чтобы осмотреться. Чуть левее видна поднимающая вверх долина Улу-Узень, переходящая в ущелье Хапхал. Мне туда


Братская могила на подъезде к Улу-Узень. Сержант, рядовой, партизан, что их объединят? Только дата смерти сентябрь 1942 года? Я не нашел сведений об этих людях и обстоятельствах их гибели. Может быть кто-то знает? Известно, что немецкий гарнизон в селе Улу-Узень был разгромлен партизанами в 1944 году. Но эта более поздняя история.


Пока я фотографировал и осматривался, рядом со мной, лихо заскочив на холм, припарковался УАЗ с туристами


Въехал в Генеральское, шоссе чуть расширилось, переходя в площадь и тут же закончилось. За прошедшие тридцать лет все поменялось, остались неизменными только автобусная остановка с надписью мелкими тонкими буквами "Генеральское" и пара магазинов с закамуфлированными фасадами и практически со столь же скудным как в былые времена ассортиментом.
Площадь запружена автомобилями туристов и УАЗами. Водители как заправские цыгане предлагают свои услуги. Очень расстроились когда я сказал, что сам на колесах. С досады процедили, что мне туда не проехать. Все село сейчас зарабатывает на жизнь возя туристов к водападу. Ценник на услуги я сейчас не помню. Но он был точно не дешевый, что на проезд от села до водопада, что на трансфер от берега моря. В один УАЗ забивается до 6 человек пассажиров (иногда еще стоят на подножках сзади) и на пике сезона стоимость машины от моря доходит до 3000 рублей. Хотя, как договоришься. Из Генеральского конечно дешевле, пишут от 70 до 220 гривен с человека в зависимости от загрузки. Но тут ехать совсем как-то глуповато, когда можно пройтись вдоль некогда живописного русла реки в тенистой прохладе. Разве что экстрима захочется.
В кадр попала попка ностальгического автобуса производства Львовского автозавода.


Село Генеральское, в прошлом татарское село Улу-Узень, имеет достаточно древнюю историю от которой практически не сохранилось никаких материальных свидетельств. Впервые село упоминается под 1360 годом в генуэзских документах под названием Мегапотамо. Село населяли греки-христиане, упоминается три церкви от которых не осталось и следа и один монастырь Ай-Эндрит (Ай-Андрий), остатки которого сохранились где-то в лесу. После турецкого нашествия 1475 года в селе продолжают проживать христиане. В 1700 году в селе построена мечеть (не сохранилась). С 1774 года по 1783 год село побывало в составе Крымского ханства, а затем вместе со всем Крымом вошло в состав Российской империи. За эти 9 лет все христиане из села были выселены в Приазовье и село превращается в крымско-татарское Улу-Узень. 18 мая 1944 года все крымские татары из села были депортированы в Среднюю Азию, а село заселили выходцами из Краснодарского края. За последние годы крымские татары вернулись на свою историческую родину.
На фото один из сельмагов


Небольшой рыночек. Тут, разговорившись, я получил ценную информацию как мне выехать из села на объездную старинную горную дорогу. Я ее хорошо помню, но по ней мы выходили с водопада не заходя в село. Еще раз уточнил, пройдет ли моя машина. Сказали пройдет.


За селом первая развилка, мне налево. На неровностях дороги машину нещадно бросает вверх-вниз, сказываются подубитые на украинских дорогах амортизаторы. Дорога становится все круче, перехожу на пониженную.


Резкий поворот влево на старую дорогу. Все, поднялся, паркуюсь на ровном месте и делаю фото в обратном направлении. Горд собой и весел. Тогда я думал, что самый сложный участок пути остался позади.


Покатил дальше и выскочил на площадку заставленную УАЗами. Припарковался между ними под удивленными от такой наглости взглядами мужиков. Из ущелья доносился рев моторов, вопли и визги туристов, сообщающие что дорога не будет легкой. Пошел поболтать. Здесь УАЗы моют и ремонтируют. Фотографировать разрешили. Сказали, что на Ниве я проеду, только дорога будет еще хуже пройденного подъема. Это меня насторожило ибо убивать машину на камнях все-таки не хотелось, а вернутся назад было уже западло. Еще посоветовали садиться на хвост проезжающему УАЗу и следовать за ним, чтобы не запутаться в лабиринте дорог. Это раньше была только одна дорога, сейчас лес основательно разъездили. Более того, УАЗы гонят на пределе своих возможностей, доставляя туристам радость экстрима и чтобы избежать столкновений существуют негласные правила по какой дороге в какую сторону ехать. Местный народ был не в восторге, что я поперся туда на своей машине, но вредничать не стал.




Еду дальше по левому борту долины. Остатки старого сада. Руины каменных возможно средневековых заборов вдоль дороги исчезли безвозвратно, как и следы ирригационной системы


Дорога пока сносная, УАЗов мало и я пытаюсь фотографировать через лобовое стекло


Постепенно дорога становится все более и более каменистой, все больше и больше крутых подъемов с резкими поворотами




Еще один старый заброшенный фруктовый сад




Сделал кадр назад, меня урча мотором догоняет УАЗ, с ним в скорости на каменистых участках тягаться бесполезно, у него больше клиренс и водители знают каждый камень.


Далее начался участок горного триала, промоины, валуны по которым приходилось карабкаться, резкие повороты, подъемы и спуски. Остановиться и снимать было нельзя, дорога узкая, сзади догоняет очередной УАЗ, а когда карабкаешься по камням и думаешь только о том, чтобы что-нибудь себе не оторвать не до фотографирования. Передохнул только у шлагбаума где серьезная охрана продавала билеты в гидрологический заказник Хапхал. Купив билет машину оставил под их присмотром загнав на склон под кроны буков. Дальше пошел пешком и правильно сделал. На узкой дороге над ущельем началось столпотворение из УАЗов, ожидающих туристов и двигающихся в обоих направлениях и туристов идущих к водопаду или возвращающихся обратно.


Явно перегруженный УАЗ с двумя пассажирами на переднем сидении. Обратил внимание, что кто-то ездит на штатной резине, кто-то на широкой. Часто попадаются совсем лысые покрышки изрезанные на камнях. От такой езды на износ, да еще и с перегрузкой, УАЗы как на войне долго не живут и у ребят с ремонтных мастерских есть постоянная работа по приварке оторванных деталей конструкции и ремонту агрегатов. Тем не менее надо отдать должное мастерству водителей, я не слышал, чтобы кто-то перевернулся.
Мне кажется, что если это фото сделать черно-белым то оно вполне сойдет за фото из немецкого альбома времен Второй мировой


Старое дерево, раньше все ущелье было в таких, да еще и с дуплами


Последняя точка доступа для машин. Прорвавшиеся сюда ждут своих туристов с открытым капотом, охлаждая двигатель.


Иду дальше чуть выше русла Улу-Узень. Таких перекатов или мини-водопадов здесь несколько


Кладка древней ирригационной системы. Еще в 1980-е годы по этому арыку вода поступала в Солнечногорское. Сейчас вся система разрушена, ее заменил водопровод. Ниже водопада устроен водозабор, который подает воду в Алушту.


А вот и сам водопад, тропа выводит аккурат к нему.
Какой-то он стал маленький за прошедшие годы. Где самый мощный водопад Крыма с водой падающей с пятнадцати метров? - думал я глядя на пенящиеся струи воды. С одной стороны я запомнил водопад несколько другим, с другой - все потоки туристов сходились в этом месте не вызывая сомнения, что это и есть точка их устремления. Доверчивый народ слушал рассказы проводников, фотографировался, самые смелые купались, если оставались силы, шли чуть выше, а потом возвращались к машинам. Я робко переспросил кого-то, но полученный ответ в духе, а что тогда это если не водопад, отбил желание докапываться до истины и выглядеть дураком на фоне восторгов толпы. Зная что память имеет свойство спустя годы все представлять по иному я успокоился и выполнил положенную программу.
Однако, когда писал пост, сомнения одолели меня с новой силой. Так и есть... Тех туристов, которые едут на УАЗах прямо к "водопаду" жестоко разводят выдавая за водопад один из крупных порогов на реке Улу-Узень. Кому хочется ждать пока турист дойдет до настоящего водопада? А отдыхающий народ и рад обманываться. Сам водопад казался ниже этих порогов.
К водопаду Джур-Джур в этот раз я не попал, хотя и был в каких-то паре сотен метров от него. Но не я один. Наверное 80 процентов приехавших на джипах туристов уверены, что они видели Джур-Джур, если только они не шли пешком снизу вдоль русла реки.


Вот так водопад Джур-Джур выглядел в 1979 году


Купаться я не полез, но решил по воде перейти на другой берег и чуть за это не поплатился, подскользнувшись.
Вода теплая, говорят всегда +8 градусов




Вид вниз по течению. Водопад остался где-то там




Пресноводные дельфины. Русалка уже была


Девушки ко мне отношения не имеют

image Click to view



Если подняться еще выше по течению, то будет много живописных порогов, а главное, что меньше народу. Говорят, что где-то рядом есть одноименная с водопадом пещера протяженностью 700 метров, но я про нее ранее не слышал


Остатки арыка, в 80-е по нему текла вода в Солнечногорское




Гидротехническое сооружение от которого начинался арык


Русло реки выше


Времени нет, возвращаюсь обратно. На парковке УАЗов стало больше


Дорога обратно, надо все время придерживаться левых своротков, чтобы не столкнутся в лоб с УАЗом. Перед спуском в эту ложбину на камнях расслабился и все-таки приложился раздаткой. Последующие профилактически осмотры показали, что все целое, только на дисках появились новые вмятины.
На фото хорошо видно что эта дорога просто тупо пробита бульдозером через заповедный лес для удобства УАЗоводов...


Вид на Генеральское сверху и ущелье Хапхал


Южная окраина села и отроги Караби-яйлы в свете садящегося солнца


Вырвался на шоссе, вперед к морю и на Алушту


Все материалы по поездке в Крым в 2013 году здесь: http://starcom68.livejournal.com/1182274.html

Крым, Природа, Украина, Авто, Нива, Горы, Туризм

Previous post Next post
Up