Крепость Керчь. Часть III. Подземелья Виленского Люнета

Sep 02, 2014 14:28

Продолжу рассказ о крепости Керчь. В прошлый раз мы расстались на самой высокой точке крепости - валу редюита форта Тотлебен, разглядывая лежащую как на ладони крепость сверху.
Что дальше было, я помню смутно. Прекрасно ориентирующийся на своем форту Юрий Белик быстро вел нас по отработанному маршруту, то спускаясь под землю и продолжая движение по подземным коммуникациям крепости, то выходя на поверхность в самом неожиданном месте, только затем, чтобы опять спуститься в темноту и прохладу подземелий. Я легкомысленно понадеялся на то, что потом будет легко восстановить маршрут, но даже спустя пару месяцев это сделать стало затруднительно.
Это не крепость Брест-Литовск, где по гидрогеологическим условиям отсутствуют какие-либо подземные коммуникации. В Керченской крепости изначально связь между различными участками обороны предусматривалась защищенная от огня артиллерии, да и сами фортификационные сооружения максимально заглублены, создавая значительные подземные объемы. Эти обстоятельства в совокупности с пересеченным рельефом местности создают непередаваемое ощущение "подземной крепости".


Первый объект, который мы более менее детально осмотрели был погреб на 10 тыс. пудов пороха во рву форта Тотлебен. Спустившись с редюита форта Тотлебен, мы через потерну прошли под его валом и оказались во рву.


Редюит расположен чуть северо-восточнее слова "Форт", а потерна начинается между буквами "л" и "е" в слове "Тотлебен". Погреб врезан в противоположный склон рва чуть северо-западнее выхода из потерны. Фрагмент схемы из статьи Владимира Андреева о крепости Керчь Схема приблизительная и аннотация к ней отсутствует.


Циклопическая кладка сооружений крепости продолжает впечатлять. Такое ощущение, что спускаешься в склеп египетских фараонов. Во всяком случае я их так представляю


Внутри порохового погреба прохладно и сухо. Основной объем расчленен поддерживающими своды арками


Высокие потолки создают ощущение простора не только в самом помещении для складировнаия пороха, но и в вентиляционных галереях. Свет падает сверху через вентиляционные и световые отверстия





Пять пороховых погребов общей вместимостью 22 тыс. пудов пороха обеспечивали запас на 56 тыс. выстрелов для орудий, для поддержания необходимых климатических условий хранения порохов в погребах были устроены обходные галереи. Водой гарнизон крепости обеспечивался из колодцев и из двух расположенных каскадом искусственных прудов между Передовым и Ак-Бурунским укреплениями. В 1875 году были сооружены казематированные цистерны на 280 тыс. вёдер, имелся также и водоопреснительный аппарат. Запасы продовольственных и иных припасов были сосредоточены в обширных подземных магазинах на мысе Ак-Бурун. Кроме сети обычных дорог для перемещения различных грузов крепость уже в 1863 году располагала конной железной дорогой. Осенью 1899 года было начато сооружение крепостной ветки железной дороги нормальной колеи протяженностью 15,3 км, соединявшейся с уже существующей веткой на Камыш-Бурун.
Керченская крепость была полностью окончена и приведена в оборонительное состояние к началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг., с началом военных действий в проливе было выставлено минное заграждение, но поучаствовать в войне крепости не пришлось. Источник






Мягкие известняковые стены испещрены надписями как XIX так и XX веков. Есть среди них и надписи последних защитников крепости, державших здесь несколько дней оборону в 1942 году, но расположены они в контрминных галереях в другой части крепости.






По опыту обороны Севастополя предполагалась упорная оборона укреплений и всемерное затруднение осадных работ противника... Перед рвом крепости был насыпан гласис, который прикрывал валы укреплений от обстрела. Гласис защищал также прикрытый путь, позволявший сосредотачивать войска для вылазок - оборона по Тотлебену должна была носить активный характер. Не был забыт и полученный в Севастополе опыт подземной минной войны: чтобы помешать минным работам неприятеля, из контрэскарпной галереи рва заранее были пробиты около 80 контрминных галерей длиной примерно по 50 метров, каждая из которых заканчивалась тремя минными камерами. Развивая идею об удержании до последней крайности главных пунктов укрепленной позиции, в центральном укреплении был устроен редюит - последний оплот обороняющихся, позволявший тем не менее контролировать все центральное укрепление и соседний Виленский люнет. Источник

Выйдя из порохового погреба тем же путем что и зашли в него, мы поднялись из рва на территорию Виленского люнета, пересекли его в самом узком месте и через очередную потерну вышли в ров у капонира № 10. Этот капонир отмечен на схеме. Решив не тратить время на его осмотр - пошли по рву Виленского люнета на запад


В Керченской крепости при советской власти была крупнейшая база хранения ракетно-торпедного вооружения Черноморского флота. Бетонные столбы остались как раз от того времени. Камень отделки откосов рва хранит на себе многочисленные следы попаданий боеприпасов во время Второй мировой войны. В одном месте Юрий Белик показал характерный прокал камня, возникший от воздействия огня.


По рву мы вышли к капониру номер 8. За ним торчит угол контрэскарпной галереи


Крепость имела развитую систему подземных коммуникаций: все капониры и полукапониры были соединены потернами с внутренним двором укреплений, у капониров были предусмотрены выходы в ров, казематы дежурных частей в некоторых случаях располагались в толще вала рядом с капониром или же у выходов из потерны во внутренний двор. Выходы из потерн, по возможности, приближены к расположенным рядом казармам, подходы к ним обвалованы для дополнительной защиты, то есть при проектировании крепости все эти моменты учитывались, и крепостные постройки не просто размещались на местности, а образовывали достаточно сложный комплекс. Наиболее протяжённый тоннель длиной около 600 м соединял центральное укрепление и береговые батареи. Источник

Справа черенет дверной проем входа в контрэскарпную галерею




Внутри капонира


Через этот проем в полу капонира в него подавались боеприпасы из расходного погреба, который в свою очередь был связан потерной с внутренним двором Виленского люнета




Интерьеры капонира 8


А это мы уже проникли в контрэскарпную галерею рва Виленского люнета


На фото хорошо видны пазы в стенах контрминной галереи. В случае прорыва неприятеля галерея оперативно могла перекрываться балками и делиться на изолированные участки обороны.



Именно из нее выходят в сторону предполагаемого противника контрминные галереи


Раветвляясь они образют сложную систему подземных коммуникаций






Постепенно выходим обратно в ров




Фасад контрэскарпной галереи у капонира 8




Это, кажется, мы уже внутри следующего капонира 7


И опять через систему потерн попадаем в казематы внутреннего пространства Виленского люнета




Похоже на артиллерийскую амбразуру


Пороховой погреб Виленского люнета, снаружи мы его так и не посмотрели, равно как и казематированную казарму




Различные вентиляционные отверстия в стенах и покрытии обеспечиват оптимальный температурно влажностный режим




А вот это уникальное сооружение - казематированная мортирная батарея Виленского люнета образующая единый комплекс с казематированной казармой и пороховым погребом в его ападной части.
Из десяти казематов мортирной батареи Виленского люнета сохранилось четыре на левом фланге и ещё два или три на правом, но сохранившаяся часть даёт наглядное представление об устройстве подобных сооружений крепости. В отрытом в земле котловане строились орудийные казематы, поверх их сводов устраивалась мощная земляная обсыпка. Перед казематами оставлялась траншея, её подпорная стенка поддерживалась арочными контрфорсами, упирающимися в несущие стены казематов. Противнику с поля такая батарея была не видна, поразить ее настильным огнем практически невозможно, в то время как она, в силу крутизны траектории снарядов мортир, могла беспрепятственно вести огонь по различным целям в ближних окрестностях крепости.
Мортира размещалась под прикрытием свода каземата рядом с траншеей так, чтобы даже её небольшая ширина позволяла вести огонь на различные дальности. Первоначально на мортирных батареях крепости предположительно были установлены 6-дм. нарезные медные заряжаемые с дула мортиры, а после 1880 г. их место заняли более мощные 8-дм. чугунные мортиры обр. 1867 г.
Источник


Казематированный въезд во внутренний двор Виленского люнета, образованный мортирной батареей, казематированной казармой и погребом. Почему у меня не оказалось фотографий внутреннего двора я не знаю, наверное уже стал экономить аккумы


Идем обратно к главному входу с внутренней стороны вала Соединительного фронта. По пути быстро осматриваем сборно-разборное укрытие для ракетной техники "Панцирь"




Из кустов выглядывают остатки чего-то советского


А вот это еще одни ворота крепости в Соединительном фронте, обеспечивают проход гарнизона из внутреннего пространства крепости в ров для контратаки противника


Из-за перепада уровней внутри был устроен раздельный проход для лошадей и пехоты


Выход в ров


В советское время эти ворота были завалены и не использовались, благодаря чему, сохранили свои оригинальные железные полотна - единственные в крепости






Вот на этой красоте я и закончу сегодняшний репортаж.
В следующий раз раскажу об Ак-Бурнском укреплении.

Другие мои репортажи о поездке в Крым можно посмотреть здесь: http://starcom68.livejournal.com/1182274.html

Крым, Керчь, Музеи, Крепости, Крепость Керчь, Фортификация

Previous post Next post
Up