Переход через бухту Новик на острове Русский

Apr 05, 2012 00:53

Продолжаю свой вчерашний пост о том, как мы с коллегами пробивались на пароме через льды пролива Босфор Восточный на остров Русский 19 января этого года. Кому будет интересно как я и зачем оказался во Владивостоке смотрите остальные посты согласно специально обустроенной навигации.
И так, мы подошли с севера к каналу через узкий перешеек на оконечности полуострова Саперный острова Русский. Надо сказать что береговая линия островов здесь чрезвычайно изрезана в силу своего геологического происхождения в результате многочисленных вулканических и тектонических процессов. Этот канал искусственно отделяет от полуострова его оконечность - остров Елены.


Канал стал первым объектом инфраструктуры Владивостокской крепости который я увидел своими глазами вблизи.
Мне было сначала не понятно зачем прокопали канал. Не проще ли было обходить небольшой островок Елены через Амурский залив? Оказалось нет.


Во-первых канал прокопали в конце XIX - начале XX века в период интенсивного строительства укреплений Владивостокской крепости когда морские прибрежные грузоперевозки достигали своего пика и крюк в 2-3 километра вокруг оконечности полуострова Саперный и отмелей удлинял путь на четверть. Во-вторых, прокопав канал можно было не опасаться блокировки судов в бухте Новик в случае осады острова Русский неприятельским флотом со стороны Амурского залива. Остров Елены надежно прикрывал канал от настильно огня с западного направления, а Ларионовские батареи на нем могли отогнать противника.
На схеме из Гугла четко видна необходимость строительства канала в этом месте


Сам вход в канал я промохал греясь в машине, когда выскочил, то успел заснять только вид с кормы назад на пролив, полуостров Шкота и пробитый во льду нашим паромом проход






В стенках канала были видны слоистые геологические отложения из скальных пород. Местами сохранилась дореволюционная облицовка, но она у меня попала в кадр только на фотографиях выше
UPD: 12.04.06 3-34 - "скальная порода" звучит ужасно! Порода осадочная. В данном случае переслаивание алевролитов, мелкозернистых песчаников и аргиллитов, отложения принадлежат к Поспеловской свите, Позднепермского периода.



Выход из канала в бухту Новик



Слева по курсу аварийный причал из-за состояния которого паром теперь к полуострову Саперный не пристает в этом месте. На причал вытащен какой-то катер.



Причал Канал. Там где восходит солнце - верхнее устье бухты Новик. нам туда, но уже по острову.



Катер то ли рыбный, то ли военный, вероятно был когда-то затоплен. За ним где-то прячется станция искрового телеграфа "Телефункен". Может быть это ее здание торчит за кормой и ангаром. На левом плече горы видна опора строящегося моста на остров. Все новостройки саммита АТЭС 2012 за горой
UPD: 12.04.06 3-37 - Катер на причале на Канале не рыбный и не военный. Это большой гидрографический катер БГК-1416, не такой уж и старый, 85 года всего. Еще недавно лежал брюхом на песке под мостом через Золотой Рог.
Поставили его несколько лет назад, у 36-го причала  на ремонт, двигатели сняли, водолазы поставили заглушки, и начались у судна какие-то перетрубации. За год например сменились аж три капитана. А в одно прекрасное, майское утро, судно село на дно. Полгода назад, подогнали стотонный плавучий кран, подняли судно, и выставили его на Канале.


Выходим в бухту Новик и лед сразу крепчает, здесь кроме паромов другие суда не ходят. За ночь проход во льдах основательно замерз



Вид по правому борту на выход из канала. Причал "Остров Елена". Развалины ДОСа 4-го РО, КПП и боксы для техники.



Владимир Иванович с Денисом осматривают горизонт. На дальнем плане гора Русских с одноименным фортом



Наиболее возвышенная часть острова Елены, вид с юго-востока



На макушке острова Елены видна Ларионовская батарея на пике (слева) и Ларионовская батарея уступная за и правее белого домика береговой службы (?) с ветряком, антеннами и радаром. Чуть ближе и ниже какое-то светлое сооружение. Не исключено что это расходный погреб, а может быть и запасной, их там два. Странный только какой-то.
UPD: 12.04.06 3:29 Выяснили, что домик береговой службы это здание РТП СУДС (радиотехнический пост системы управления движением судов в порту). А вот светлое здание ниже это бывшее здание Морского радиоотряда № 4 ОСНАЗа КТОФ (МРО-4; в/ч 51286-А). Бывший береговой приёмный центр радиоразведки в составе 38-й бригады кораблей ОСНАЗ. Считается что именно оттуда передавались сообщения Рихарду Зорге. Смотреть фотографии здесь: http://kfss.ru/index.php/component/content/article/14-abondon/401-mro4.html



Вид на вход в бухту Новик. Справа остров Елены, по центру какая-то скала, охраняющая вход, слева мыс Старицкого острова Русский. Белое пятно вверху это полукапонир береговой обороны крепости Владивосток № 15, а рядом с ним с трудом просматривается АПК под 76 мм полевую пушку № 220 1941 года постройки. 
UPD: 12.04.06 3-24 Скала известна всем жителям РФ. По легенде это она изображена на 1000 рублевой бумажке. В простонародье называется "Ослиные уши". Так что если Вы богаты, то можете порывшись в кошельке посмотреть на нее вблизи, а если нет, то вам сюда.



Сооружения береговой обороны укрупненно, АПК под 76 мм пушку виден чуть правее



Мыс Старицкого на схеме



Мыс Старицкого. Там где торчат трубы - какой-то военный городок
UPD: 12.04.06 3-22 - Трубы - это старый кирпичный завод. Именно в честь дочери владельца этого завода назвали остров Елена после проходки канала. кирпичи этого завода есть в нашем музее Арсеньева. Этими кирпичами начинали отстраивать Владивосток.
Местность рядом с заводом называется "Рында", которая совсем недавно прославилась своими людоедами.


Подходим к причалу "Подножье". Видны пятиэтажки и прочие постройки одноименного поселка. Раньше был и военный городок.






И тут я как закричу: "Смотрите! Пингвины!..." Оказалось рыбаки...



Еще один взгляд от причала на остров Елены и по машинам. Выгрузку я почему-то не снимал



Зато снял внутри местного самодеятельного морвокзала, который совсем недавно открыл какой-то добрый человек. В противном случае всем пассажирам пришлось бы часами дожидаться паром под открытым небом в любую погоду. Здесь даже навеса нет. Только будка по продаже билетов. Внутри вокзала было кафе, аптека и  небольшой киоск со всякой несъедобной всячиной. Догадываетесь что я увидель среди желтой прессы? Правильно - книги Владимира Ивановича Калинина о Владивостокской крепости, замечательные фотоальбомы и всю остальную владивостокскую фортификационную классику.



Видео прохода канала

image Click to view


Сделал много апдейтов, в основном из комментариев отсюда:  http://vladivostok.livejournal.com/4138123.html
Продолжение следует

Крепость Владивосток, Флот, Владивосток, Туризм, Остров Русский, Кино

Previous post Next post
Up