Зеленый перекресток, или Светофорная лихорадка

Jul 01, 2012 01:00


У нас в Зеленограде в последнее время очень популярна тема светофоров. Если вкратце пересказать историю этого увлечения, то в прошлом году в Зелике выискался энтузиаст, который заявил, что транспортную ситуацию в городе можно существенно улучшить, если «залить» в светофоры правильные режимы работы и вообще более полно использовать заложенный в технике потенциал управления. Начали экспериментировать и… В общем, сейчас этого энтузиаста приглашают регулировать светофоры на Ленинградском шоссе (а это, между прочим, федеральная трасса!) чуть ли не до Вышнего Волочка. А пару месяцев назад на 40-м километре Ленинградки (на перекрестке с Панфиловским проспектом Зеленограда и Льяловским шоссе) был установлен первый в России светофорный контроллер Peek, который в перспективе позволит обеспечить так называемое адаптивное управление светофором, то есть смену сигналов в зависимости от фактического наличия транспорта на разных направлениях. Еще перед отпуском я встретился с энтузиастом, который за прошедший год успел превратиться в довольно известную в городе личность, и он рассказал мне, как все это работает. :)



Зеленый перекресток / Инфопортал Зеленограда, 4 июня 2012 года

Корреспондент Инфопортала залез в новые мозги светофора у «Штыков» и узнал, почему на выезде из Зеленограда на Ленинградку больше не собираются огромные пробки.

КАЧАЕМ ПАНФИЛУ

- Семь минут от Московского проспекта до «Штыков», - радостно сообщает Константин Антонович, директор по развитию компании Smart Traffic Technologies, здороваясь за руку с инспектором ДПС, которые несет дежурство на перекресте Ленинградки, Панфиловского проспекта и Льяловского шоссе. Инспектор снисходительно улыбается и уходит к дороге всматриваться в поток автомобилей.

- А вы с Панфиловского быстро выехали? - интересуется у меня главный регулировщик зеленоградских светофоров.

Признаюсь, что бросил машину у «Макдональдса», к которому по старой привычке решил на всякий случай ехать через «Березку» и проезд вдоль завода «Элион». Правда, особой нужды в этом на сей раз действительно не было - после цикла зеленого света на выезд из Зеленограда на Панфиловском остается от силы десяток машин - к «Макдональдсу» можно совершенно спокойной подъезжать с проспекта. А ведь сегодня - пятница, на часах пол-шестого вечера, да и дачный сезон давно начался.

image Click to view





- Продолжительность цикла на выезд из Зеленограда в данный момент составляет 75 секунд, за это время удается «выкачать» транспорт от самого поста ГАИ - рассказывает Константин Антонович. - Зеленый свет приходится ждать почти пять минут, но зато за два включения ты гарантированно выезжаешь. Раньше здесь можно было стоять и полчаса, и сорок минут.

2

3

При этом добиться улучшения ситуации специалистам Smart Traffic Technologies удалось не в ущерб другим направлениям - самое серьезное увеличение длительности зеленого сигнала вообще досталось выезжающим из Менделеево и поворачивающим в Зеленоград из Москвы.

- «Удлинение» поворотной стрелки на Панфиловский проспект улучшило ситуацию и с проездом по Ленинградке прямо, в сторону Солнечногорска, - объясняет Константин Антонович. - Здесь, у «Штыков» для поворота в Зеленоград есть отдельный «карман», который начинается примерно за сто метров до перекрестка. Когда этот карман забивается, зеленоградские машины начинают накапливаться в левом ряду двухполосной Ленинградки, собирая в пробке и тех, кто едет прямо. При новых режимах работы светофора «карман» обычно успевает выехать за одно включение.

4

Внедрение этих изменений стало возможно благодаря установке на 40-м километре Ленинградского шоссе первого в России адаптивного светофорного контроллера голландской фирмы Peek. Его появлению на перекрестке у «Штыков» зеленоградцы обязаны Smart Traffic Technologies и компании «Имтех Руссланд» (Imtech Russland AG). Проект был согласован с ГИБДД и «Мосавтодором».

5

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС РEEK

Выглядит герой скромно - полутораметровый металлический шкафчик, прижавшийся к фонарному столбу. Экстерьером он несильно отличается от своего «советского» предшественника ДКСМ, установленного по соседству. Даже от граффити голландская новинка уже успела пострадать. Но как только Константин Антонович по-хозяйски отпирает ключом оба аппарата, разница становится видна невооруженным глазом - у отечественного прибора внутри моток запутанных проводов и пластмассовые рычажки, у голландца - процессоры, кнопки и дисплеи.

6

7

Но главные отличия, конечно, не во внешнем виде, а в мозгах. Peek позволяет устанавливать несчетное количество программ работы светофора в зависимости от времени суток и дня недели. Сейчас в его память «забиты» 16 таких режимов, разработанных компанией Smart Traffic Technologies. Переключения контроллера между программами фиксируются в бортовом журнале. При этом остается возможность при необходимости регулировать движение на перекрестке вручную. Такая необходимость в последнее время возникает только в двух случаях: при обеспечении спецпроезда для привилегированных участников дорожного движения или если на подъезде к этому участку произошла авария. В целом же установка нового контроллера позволила «убрать» инспекторов ДПС от светофора - они по-прежнему несут дежурство на перекрестке у «Штыков», но гораздо больше внимания уделяют контролю за соблюдением ПДД, а не регулировке движения. Это, кстати, оценили и в 1-м батальоне 1-го спецполка ДПС на спецтрассе - его руководство уже обратилось к Smart Traffic Technologies с просьбой помочь с регулировкой светофоров на Ленинградке в Солнечногорске.

8

9

В перспективе контроллер Peek способен обеспечить на перекрестке у «Штыков» так называемое адаптивное управление. Перспектива эта станет реальной, когда на подъезде к перекрестку появятся радиолокационные датчики транспорта. Первый из них предполагается установить в упоминавшемся уже «кармане» для поворота в Зеленоград с Ленинградки при движении в сторону области. Когда «карман» будет забиваться машинами, датчик сможет подать контроллеру сигнал о том, что пора прекращать «качать» проезд прямо.

Впрочем, и такие датчики - вовсе не предел мечтаний специалистов Smart Traffic Technologies. Уже сейчас они работают над тем, чтобы заставить контроллер учитывать данные с сервиса «Яндекс. Пробки», описывающие ситуацию не только непосредственно перед светофором, но и на дальних подъездах к регулируемому перекрестку. Кроме того, в будущем светофор у «Штыков» планируют соединить с его зеленоградскими «коллегами», чтобы учитывать объемы трафика, выходящего из города на Ленинградку и в сторону Менделеево.

image Click to view



- Со старым контроллером реализовать все это было бы невозможно, он просто не соответствует уровню нагрузки, существующему на федеральных трассах - объясняет Константин Антонович. - К примеру, общая продолжительность всех фаз работы светофора там не может превышать 200 секунд. Сейчас в текущем режиме она у нас составляет ровно шесть минут. Больше всего от этого, кстати, страдало Менделеево - им по остаточному принципу давали на выезд 20-22 секунды. Теперь мы увеличили этот интервал до 35-40 секунд, и машины с Льяловского шоссе тоже стали уходить максимум за два включения.

Кроме того, в отличие от отечественного ДКСМ Peek располагает сразу тремя процессорами, а для перенастройки к нему необязательно подключать ноутбук или вынимать плату. Внести коррективы в режимы работы можно даже дистанционно - с помощью специальной программы, установленной на компьютере или мобильном телефоне (см. скриншот ниже) - для связи с ними в аппарате имеется GPRS-модуль.



ЗА МЕСЯЦ НИ ОДНОЙ АВАРИИ

Удивительно, но при всем при этом цена Peek вряд ли заставит кого-то упасть в обморок - голландская диковинка обошлась всего в 400 тысяч рублей. Иногда больше денег тратят, скажем, на ремонт детской площадки. Еще удивительней, что Peek всего в полтора раза дороже устаревшего отечественного «аналога».

- В стоимости ДКСМ очень велик вес коррупционной составляющей, - не стесняется в оценках Константин Антонович.

10

Затраты на установку нового контроллера несопоставимы со стоимостью будущего строительства развязки, которая должна появиться у «Штыков» в ближайшие годы. Впрочем, иногда небольшого увеличения пропускной способности перекрестка можно добиться даже мерами, не требующими вовсе никаких финансовых вложений. Так, спустя несколько дней после нашей встречи с Константином Антоновичем, на перекрестке у «Штыков» была изменена очередность выезда транспорта из Менделеево и Зеленограда. Теперь зеленый сигнал загорается сначала для машин, стоящих на Льяловском шоссе, а потом уже для автомобилей, едущих с Панфиловского проспекта.

11

Сделано это по двум причинам: во-первых, раньше транспорт, выезжавший из Зеленограда в сторону Солнечногорска тратил 10-15 секунд на то, чтобы пропустить переходящих Ленинградку пешеходов, которым одновременно горел зеленый свет. Теперь пешеходная фаза будет «запараллелена» с выездом из Менделеево - машин на Солнечногорск оттуда идет меньше, а пропускать пешеходов при повороте направо - проще. Во-вторых, транспорт, следующий из Менделеево, порой плотно забивал Панфиловский проспект, а, поскольку следом загоралась «стрелка» для поворота в Зеленоград с Ленинградки, это замедляло скорость движения автомобилей, следующих из Москвы. Теперь эти потоки разведены во времени.

12

Кроме того, в конце апреля была серьезно изменена схема движения по Панфиловскому проспекту у пересечения с Ленинградкой. К двум полосам для выезда из города добавился третий ряд, при этом для въезда в Зеленоград оставили только одну полосу. Для этого потребовалось лишь перерисовать разметку, которую все равно собирались обновлять к летнему сезону, и установить несколько новых знаков.

Эффект впечатляет. За одно включение с перекрестка со стороны Зеленограда стало уходить почти в полтора раза больше машин. Кроме того, за счет такого локального уширения удалось поджать длину «хвоста» на Панфиловском проспекте. Если в прошлом году он иногда доходил до пересечения с нынешним проспектом Генерала Алексеева, угрожая транспортным коллапсом всему городу, то теперь этого нет и в помине.

13

- И главное, за месяц на перекрестке не произошло ни одной аварии, - радуется Константин Антонович. - По первости, конечно, находились умники, которые, не обращая внимания на разметку, въезжали в Зеленоград по второй полосе и шпарили по «встречке» до поста ГАИ, но сейчас и их не осталось. Перекресток едет, Панфиловский полупустой даже в часы пик, инспекторы вместо регулировки светофора заняты своей непосредственной работой. Ну, и кто говорил, что мы занимаемся бесполезными вещами?

ЗЕЛЕНОГРАД, РАБОТА, ТРАНСПОРТ, СТАТЬИ

Previous post Next post
Up