1 октября на тверском (оно же - ленинградское) направлении московского железнодорожного узла запустили движение «Ласточек» - скоростных электричек повышенной комфортности. Это стало возможно после завершения строительства четвертого главного пути на участке Москва-Крюково, появления которого давно ждали жители Химок, Зеленограда, Солнечногорска и других населенных пунктов тверского направления. За несколько дней до сдачи объекта мне довелось проехаться по этой ветке как раз на одной из «Ласточек», посмотреть на то, как укладываются рельсы, узнать, в чем преимущества бесстыкового пути, и выяснить, чем первые собранные в России «Ласточки» отличаются от своих немецких собратьев, работавших на Олимпиаде в Сочи.
* Отмечу, что в этом посте, помимо моих фотографий, использованы снимки моего коллеги по
Инфопорталу Зеленограда Василия Повольнова, которые публикуются с разрешения автора.
Дополнительный, четвертый, путь между Москвой и Крюково был нужен для увеличения пропускной способности этого участка, резервы которой были исчерпаны еще несколько лет назад. Ситуация усугубилась с запуском «Сапсанов» до Петербурга - на трех путтях не могло разъехаться достаточное количетво скоростных дальних поездов и медлительных пригородных электричек. При этом существовала потребность в увеличении числа и тех, и других.
Строительство четвертого пути, по данным РЖД, велось с 2006 года (на самом деле активная фаза - где-то с 2009-2010-го) и обошлось в 25,4 миллиарда рублей. За эти деньги было построено более 61 километра пути и 187 стрелочных переводов, реконструировано 13 платформ, 27 искусственных сооружений, более 223 километров контактной сети и три тяговых подстанции - в Ховрино, Сходне и Крюково. Кроме того, специалисты отреставрировали историческое здание кругового депо на Ленинградском вокзале (при этом небольшую его часть, насколько я понимаю, снесли).
Впрочем, жители этого направления прекрасно помнят, что все шло совсем не так гладко, как хотелось бы - прокладке мешали то
дефицит рельсов, то
торговый центр в Сходне (он, кстати, в итоге остался стоять на своем месте), а перенос срока сдачи объекта с 1 августа на 1 октября объяснили попавшимися на пути
незаконными гаражами. Ко всему прочему, строительство сопровождалось регулярными и нередко массовыми отменами электричек, что, конечно, доставляло массу неудобств пассажирам. И вот, когда все эти неприятности были уже почти позади, мы поехали смотреть, что же у железнодорожников получилось.
Организованный РЖД пресс-тур начинался с Ленинградского вокзала, но для нас с коллегой, жителей Зеленограда, он стартовал, разумеется, со станции Крюково. Здесь тоже отремонтировали пару платформ, поэтому пришлось некоторое время пользоваться деревянными перронами.
А посреди одной из бетонных платформ в тот день еще красовались вот такие дырки на месте выходов из подземных переходов.
Сегодня, когда в Зеленоград
приехал на «Ласточке» Собянин и другие «высокие гости», здесь уже были нормальные козырьки над лестницами.
А на Ленинградском вокзале к 1 октября достроили навесы над платформами, предназначенными для приема «Ласточек». Две недели назад работы еще были в разгаре.
«Ласточка» на Ленинградском вокзале. Надо, кстати, пояснить, что тверское направление - единственное в столице не входящее в состав Московской железной дороги. Оно относится к Октябрьской магистрали, центральный офис которой находится в Петербурге. И в качестве перевозчика тут тоже выступает не Центральная, а Московско-Тверская пригородная пассажирская компания. Как результат - электрички на Ленинградском вокзале всегда были похуже, чем на всех других вокзалах столицы. Поэтому, если для пассажиров, скажем, соседнего ярославского направления «Ласточка» стала бы просто следующим уровенем комфорта по сравнению с обычными поездами, то для «ленинградцев» - это прорыв через несколько ступеней.
Правда, за прорыв придется больше платить. Гендиректор МТ ППК Игорь Иванов рассказал журналистам, что «Ласточки» будут ходить на тверском направлении в режиме экспрессов и проезд до Крюково в них будет стоить 160 рублей, а не 95, как в обычных электричках. Между Москвой и Тверью, билет до которой, кстати, обойдется в 400 рублей, «Ласточки» будут останавливаться только в Химках, Сходне, Крюково, Солнечногорске (станция Подсолнечная) и Клину.
С 1 октября запустили 22 пары поездов (то есть рейсов туда-обратно) до Крюково и еще 8 - до Твери. С нового года общее количество поездов планируется увеличить до 42 пар. При этом количество обычных электричек (84 пары в день) пообещали не сокращать.
«Ласточка» - это адаптированный к российским условиям поезд Siemens Desiro. Адаптацию провели перед Олимпиадой в Сочи, а уже после нее выпуск таких электричек наладили в Свердловской области. И именно участок Москва-Тверь станет первым, где буду эксплуатироваться «Ласточки», собранные в России.
Поезда с Урала немного отличаются от своих немецких собратьев. Среди самых заметных отличий - компоновка салона. В олимпийских «Ласточках» сиденья во всем составе были расположены по схеме 3+2, а здесь чередуется через вагон схема 3+2 и 2+2 с широким проходом. Вообще этот поезд состоит из пяти вагонов, но может эксплуатироваться в сдвоенном, десятивагонном составе.
В головном и хвостовом вагонах имеются биотуалеты, пригодные для использования инвалидами, стеллажи для багажа и откидные сиденья (с их учетом, общее число сидячих мест в составе - 386). Впрочем, я еще хочу сделать отдельный пост о самих «Ласточках», так что приберегу остальную информацию для него. :)
По дороге не удержался от соблазна сфотографироваться в новом поезде. Тем более, что в нем ехало от силы человек тридцать, и вагон был в нашем полном распоряжении.
А железнодорожники любезно выдали для фотосессии модную оранжевую жилетку (на самом деле, конечно, для соблюдения техники безопасности при выходе на пути).
Удалось также побывать в кабине машиниста. «Ласточка», кстати, может развивать скорость до 160 километров в час, причем благодаря своим конструктивным особенностям разгоняется и тормозит быстрее других поездов. Впрочем, об этом, как и обещал, в другой раз.
Вид на пути из кабины машиниста в районе станции Ховрино. На фото как раз просматриваются четыре главных пути.
Платформа Моссельмаш.
Ближе к Сходне стали появляться участки, где на тот момент еще не были уложены рельсы четвертого пути.
Через несколько минут наш состав прибыл на платформу Фирсановская (это в двух остановках от Крюково, уже у самой границы Зеленограда), рядом с которой железнодорожники намеревались продемонстрировать участникам пресс-тура процесс укладки бесстыкового пути.
Точнее рабочие заменяли старые, так называемые инвентарные рельсы, состоящие из 25-метровых отрезков, на новую, 600-метровую плеть этого самого (условно) бесстыкового пути.
Вот на этом фото хорошо видно: выгнутая рельса - новая, пока лежащие дальше на полотне - старые. Железнодорожники отковыривают очередной отрезок старых инвентарных рельсов, грузят их в укладочный кран (который тут же со свистком отъезжает дальше), а на их место ложатся новые рельсы.
Происходит все довольно быстро. За те 20-30 минут, что мы провели в Фирсановке, кран продвинулся на несколько сотен метров.
Фишка новых рельсов в том, что теперь стыки на них встречаются не через 25, а через 600 метров. Причем плети рельсов еще и соединяются с помощью вот этой рельсоукладочной машины каким-то специальным композитным стыком, который делает это место более гладким. Все это повышает плавность хода, уменьшает шум (привычного стучания колес становится меньше) и позволяет поездам развивать большую скорость.
Об этих технологических тонкостях нам рассказал начальник Центральной дирекции РЖД по ремонту пути Роман Филимонов. Он же поведал о том, что с декабря планируется почти вдвое увеличить количество курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом «Сапсанов» - как вы понимаете, вся эта стройка затевалась далеко не только для того, чтобы пустить дополнительные электрички. Скоростные «Сапсаны» и «Ласточки» будут ездить по центральным путям, обычные электрички - по боковым. По сути, теперь и у тех, и других появилось по выделенной полосе в каждую сторону.
Представитель РЖД также сообщил, что с увеличением числа поездов и в связи с отсутствием необходимого количества тоннелей и мостов через пути, компания приняла решение вдвое сократить время закрытия переездов для пропуска одного поезда. Таким образом железнодорожники надеются избежать пробок на переездах.
Ну, посмотрим-посмотрим... Насколько знаю, эта проблема больше актуальна для Питера и Ленинградской области, чем для Подмосковья. Хотя вот как раз в Фирсановке, где были сказаны эти слова, из-за строительства четвертого пути уже четыре месяца закрыт переезд. Причем сначала его закрыли всего на несколько дней - с 1 по 11 июня, но затем этот срок постоянно продлевали, и, насколько знаю, сегодня переезд тоже не открылся. Да, в нескольких сотнях метрах от этого места есть прокол в железнодорожной насыпи, в которой помещаются легковушка, но «скорая» или пожарная машина там не проедет.
Хорошо, что в Фирсановке уже ведется строительство эстакады через железку, но до того момента, пока она не будет введена в строй, переезд, конечно, надо открыть.
Во время пребывания у платформы Фирсановская журналисты разбрелись кто куда, и когда пришла пора собираться в обратный путь (а поезд ждать не может - он хоть и специальный, но вписанный в общий график движения), у представителей РЖД возникли проблемы с тем, чтобы найти своих пассажиров. Облаченные в оранжевые жилетки журналисты слились с рабочими. :)
Впрочем, в итоге все собрались, погрузились в подошедшую «Ласточку» и отправились в обратный путь. Ну, а мы, полюбовавшись уходящим поездом, остались в Фирсановке, решив, что добраться до Зеленограда нам будет проще без заезда на Ленинградский вокзал. :)
Что хочу сказать о свершившемся запуске «Ласточек» в качестве резюме - обобщая и свои мысли, и мнения, высказываемые другими зеленоградцами. «Ласточки» - это, конечно, комфортно, но дорого. Еще быстро, но до недавнего времени в расписании было несколько обычных электричек по 95 рублей, которые доходили до Ленинградского вокзала за те же полчаса, что едет «Ласточка». Теперь же все такие поезда сделали медленными, что, конечно, заставляет их пассажиров чувствовать себя обманутыми.
Впрочем, общее увеличение числа электричек - это безусловно хорошо. В «часы пик» поезда теперь отправляются из Крюково с интервалом в 7 минут, а у людей формируется вполне конкретный выбор: быстро, но дорого (и с большим комфортом) или медленно, но дешевле. Уверен, что «Ласточки» на нашем направлении найдут своих пассажиров.
В завершение предлагаю посмотреть 3-минутный ролик об этом пресс-туре. Постарался смонтировать видео максимально динамично, чтобы не утомлять зрителя, и в то же время проиллюстрировать и поездку на «Ласточке», и процесс укладки рельсов. Приятного просмотра и счастливого пути! :)
Click to view
Читайте также:
Поезд с «начинкой». Передвижной выставочный комплекс РЖД