В последнее время у нас стали очень популярны научно-технические музеи и выставки для детей, в которых в увлекательной форме и обязательно в интерактивном ключе объясняются законы природы и принцип действия сложных технических устройств. Профессионалы обозначают такой формат экспозиционной деятельности термином «эдьютеймент» - от английских слов «образование» и «развлечение», я же обычно называю его форматом «Экспериментариума» - по имени самого известного, наверное, подобного музея. До недавних пор я сам, правда, ни на одной такой экспозиции не бывал, но на днях это упущение исправил, посетив выездную выставку волгоградского Музея занимательных наук Эйнштейна, которая под названием «Увлекательная наука для детей и взрослых» развернулась в выставочном зале Музея Зеленограда. Причем, хотя выставка ориентирована на детей от шести лет, мы побывали на ней с нашей Сашей, которой нет еще и двух, и остались очень довольны.
Экспозиция встречает посетителя ящиками для фокусов и переворачиваемым коробом с металлическими шариками.
Я знал (поскольку до этого посещал выставку по работе), что этот короб несомненно понравится Саше. Теоретически это модель, иллюстрирующая принцип нормального распределения частиц, но для нас была просто гремелкой-переворачивалкой. :) Саше с удовольствием переворачивала эту штуку туда-сюда и с деловым видом стучала кулачком по стеклу (подражая папе), чтобы заставить скатиться вниз застрявшие шарики. Когда мы уже одевались в коридоре, она снова прибежала в зал, еще раз перевернула короб туда-сюда и только тогда с чувством полного удовлетворения стала собираться домой. :)
Конечно, не исключено, что секрет популярности этой штуки у Саши заключался в том, что это был чуть ли не единственный экспонат, до которого она могла дотянуться самостоятельно (к большинству других ее приходилось поднимать). Но в целом на выставке все приспособлено для детей - просто все-таки для детей чуть постарше. К примеру, эта конструкция иллюстрирует принцип действия рычага и закон, согласно которому, чем больше плечо рычага, тем проще его использовать. Вес гири, которую предлагается поднять маленькому посетителю, тоже неслучаен - 24 килограмма - примерно столько весит средний первоклассник.
Почему мы проваливаемся в снег, когда идем по нему в валенках, но ловко скользим по нему, если едем на лыжах? Конечно, все дело в распределении давления на бОльшую площадь. Этот закон природы наглядно иллюстрируют экспонаты с торчащими вверх острыми гвоздями: дотронуться до одного из них - больно, а вот сесть или встать сразу на все - ничего страшного не произойдет.
Мы все по очереди посидели на стуле с гвоздями. Саша сначала боялась, но потом, вдохновленная примером родителей, все-таки согласилась попробовать. :)
В чем заключается закон природы, который иллюстрирует этот экспонат, я, признаться, не запомнил, но с помощью этой очки, на дне кторой натянут мягкий материал, можно было «поплеваться» друг в друга воздухом. :)
Шарик на следующем фото не просто завис над ящиком, а парит благодаря вырывающейся из него сильной струе. Если даже шарик подтолкнуть чуть в сторону, он все равно вернется в струю, так как поток воздуха вблизи поверхности шарика имеет более высокую скорость, чем на некотором удалении от нее. Это явление описано 200 лет назад швейцарским физиком Даниилом Бернулли. Благодаря ему же (и составленному Бернулли уравнению) летают самолеты. Впрочем, Саше до самолетов не было никакого дела - ей было просто по приколу поиграть с волшебным шариком. :)
А почему велосипед не может стоять на двух колесах, но не падает, когда едет? Возьмите колесо за специальные рукоятки, сильно раскрутите, а потом попробуйте его наклонить - как бы имитируя падение велосипеда. В этот момент вы почувствуете сопротивление колеса - согласно закону сохранения вращательного момента, оно в этот момент противодействует гравитации и за счет вращения всегда стремится занять вертикальное положение. Если же поставить колесо горизонтально, получится что-то вроде юлы, которая знакома даже самым маленьким посетителям выставки.
Задумывались ли вы о том, почему колесо - круглое? На самом деле ведь все зависит от дороги. Если бы наши дороги имели другую, неплоскую, форму, колеса вполне могли бы быть, например, квадратными или пятиугольными. Убедиться в этом можно с помощью следующей «инсталляции».
А может ли предмет ехать вверх просто под силой тяжести? Оказывается, может, если он - конус. Пустите его по этим металлическим рельсам и посмотрите, как, достигнув нижней точки, он начнет возвращаться вверх. Все дело - в центре масс конуса, который находится высоко. Подробное объяснение этого «феномена» (как и в случае с другими экспонатами) можно посмотреть на прилагающемся плакате.
Еще один экспонат из серии «Очевидно-невероятное». Кажется, что эта огромная палка с шарами на концах, прикрепленная к раме, никак не сможет влезть в приготовленное для нее изогнутое отверстие в окошке. Но если постепенно менять ее положение в пространстве, все получится! Даже у маленькой Саши (конечно, при помощи родителей) вышло! Таким же принципом мы пользуемся в быту, когда проносим в помещение крупногабаритные вещи, казалось бы не проходящие в дверь.
Экспонат, иллюстрирующий силу действия магнита. Если магнтиные плиты в этой установке сомкнуты, оторвать утюг от поверхности не сможет даже взрослый мужчина. А если их разомкнуть с помощью рычага, с этим справится и маленькая девочка. Правда, все-таки не такая маленькая, как наша. :)
С законом сохранения импульса и попытками человечества создать вечный двигатель можно ознакомиться с помощью различных маятников, представленных в экспозиции.
Маятник Максвелла, ездящий вверх-вниз.
Маятник Ньютона. Ну, такой я еще по школе помню. Саша, кстати, понаблюдав за родителями, тоже стала правильно его использовать.
Один из самых интересных экспонатов - сборно-разборная модель малого арочного моста, наглядно иллюстрирующая как такой мост можно построить без единого гвоздя, цемента и прочих скрепляющих материалов. Как правило, такой мост состоит из нечетного количества клиновидных камней. При его строительстве используются подпорки (в данном случае их заменят руки), но после завершения работ - когда на своем месте оказывается центральный, так называемый замковый, камень, - они становятся не нужны, а пост все равно оставается «висеть» в воздухе. Все дело в том, что, помимо силы тяжести, на каждый камень действуют еще и силы реакции опоры отдельных элементов. Кстати, этот принцип применяется в архитектуре до сих пор. И не только при строительстве мостов. Жаль, что Саша пока слишком мелкая - а то объяснили бы ей, что с помощью этого же приема построены арки Колизея, которая она видела несколько месяцев назад.
Принцип интерактивности и вовлеченности посетителя в процесс функционирования выставки продолжает уголок с головоломками. Поверьте, собрать пирамидку из шаров, если не видел, как ее разбирали, совсем не так просто, как кажется. Да и с квадратами пришлось повозиться.
Ну, а этот деревянный экспонат, по сути, представляет собой разновидность сортера, которые знакомы родителям самых маленьких детей. Но при этом он еще и иллюстрирует, что один и тот же предмет может иметь три разных формых в разных плоскостях.
Классическую школьную задачку о волке, козе и капусте, которых надо переправить с одного берега на другой, здесь можно решить с помощью специальной модели.
А это узел Гудини - задачка, которая будет не под силу даже многим взрослым. Когда мы с моим коллегой были здесь на экскурсии, распутаться без подсказки не смогли. :)
Целый раздел выставки посвящен оптическим иллюзиям. Какая лошадь светлее: та, что слева или справа? На самом деле они одинаковые, но из-за разного фона мы воспринимаем их совершенно по-разному.
Нижняя дощечка на левой части фото кажется длиннее, правда? Но на самом деле их размеры идентичны. Это просто оптический обман, возникающий из-за того, что мозг стремится сравнивать размеры ближних сторон.
Кого вы видите на левом портрете? Прекрасную принцессу? А если перевернуть картинку?
А сможете быстро по порядку назвать цвета, использованные на этой картинке? Не слова, которые написаны, а именно цвета. Проще всех с этой задачей, конечно, справиться детям, которые не умеют читать. :)
Необычное зеркало, с помощью которого можно сделать...
...вот такой совместный портрет. На этом фото мой коллега по
Инфопорталу Зеленограда Василий Повольнов, фотографиями которого проиллюстрирован этот пост, и организатор выставки из Музея Зеленограда Наталья Федренко, которую следует поблагодарить за экскурсию по экспозиции.
Выставка относительно небольшая, в своем посте я показал большую часть экспонатов, но это тот случай, когда лучше один раз увидеть (и потрогать!) вживую, чем сто раз в интернете. :) Мы с семьей провели на выставке минут 40-45. Думаю, примерно столько же (ну, может быть час) понадобится, если прийти сюда с ребенком постарше. Понятно, что в Москве есть подобные музеи побольше и побогаче, но выставка «Увлекательная наука и техника» - и ближе, и дешевле. И вообще одно другому не мешает. :)
Экспозиция будет работать в выставочном зале Музея Зеленограда в корпусе 1410 до 15 января, так что у вас впереди еще все новогодние каникулы, чтобы ее посетить. С графиком работы музея можно ознакомиться на его
сайте. Стоимость билета составляет 150 рублей для взрослых и 120 рублей для детей от 4 лет, многодетных родителей, студентов, пенсионеров и инвалидов.
В заключение небольшой ролик о Сашином визите на выставку
Click to view
Смотрите также: