Обязательное медицинское страхование в Свердловской области в 2012г. Состояние и перспективы.

Nov 24, 2012 12:59


Оценку состояния дел в ОМС области можно дать уже сейчас. Как, отчасти, и распространить ее на систему обязательного мед.страха по стране. В анализе использованы данные Свердловского ТФОМС. 
Конечно же наиболее значимым событием в системе ОМС Свердловской области является анонсированный уход с рынка наиболее активной кампании по защите прав пациентов, той, которая пыталась последовательно реализовать «дух», предполагаемые цели и задачи ОМС - ООО МС «Мегус АМТ» (она, как предполагается, будет присоединена к СМО УГМК-медицина).
Это событие, как и анализ деятельности иных медицинских страховщиков, со всей очевидностью констатирует факт того, что защита интересов застрахованных, пациентов является абсолютно ошибочной бизнес-стратегией для медицинского страховщика, которая ведет к убыткам и, в конечном счете, прекращению деятельности по ОМС. А верной (оптимальной)  видится более простой и рациональный подход - увеличение численности застрахованных путем привлечения максимального числа агентов, продолжение корпоративного страхования (когда работодатель, вероятно небезвозмездно, организует массовую замену полисов ОМС) и практически полное исключение издержек на деятельность по защите прав граждан. Кто-то скажет, что это свидетельствует о полном фиаско системы ОМС, как системы социальной защиты? Да, это правда. Но ведь подобный сценарий давно очевиден. О нем мы предупреждали в течении нескольких лет. В т.ч. практически сразу после того, как был принят новый закон о медицинском страховании. Там мы полностью предсказали то, что случилось:
…получился продукт, который не только не решит поставленных перед ним задач, но и приведет к обратному эффекту, а именно - ухудшению качества и доступности медицинской помощи, гарантированной Конституцией РФ.…

Все просто. Закон называется «о медицинском страховании». Значит его важнейшей составляющей является субъект, который исполняет данный закон - страховая компания, страховщик. И от того, как он будет работать зависит все остальное. В данном случае - качество бесплатной медицинской помощи. ... Но на практике получившийся закон будет преследовать цели, по сути, противоположные повышению качества бесплатных мед.услуг и решения проблем пациента. Будут решаться иные задачи: как, с одной стороны, государственные - экономия средств бюджета, так и частные - обогащение узкого круга лиц и бесконтрольность более широкого. В первом, «стабилизации гос.финансов» и «наполнении резервного фонда» заинтересован МинФин. Он, вроде, добился своего - финансовое благополучие страховщика (напомним - инструмента реализации закона) будет зависеть от того, насколько жестко он будет снимать деньги с больниц. Честно говоря, мин.фин ошибается в своих надеждах, но об этом - ниже.
Обогатятся вероятные спонсоры закона - ряд крупнейших финансовых холдингов за счет: а) устранения конкурентов, б) получения в распоряжение крупных бюджетных средств, в) формирования условий для продвижения иных своих продуктов. Главнейшим из которых является продажа медицинских услуг за деньги. То, что этому наглому благополучию может прийти конец - их не волнует. «Вершители судеб» в России привыкли жить одним днем. Особенно, если за это время можно срубить большие бабки.
И третье - официально «бедной», но на самом деле благополучной, жизнью продолжит жить административная верхушка здравоохранения. Она, по прежнему, будет иметь причины жаловаться на недофинансирование и на этом успешно обосновывать наплевательское отношение к пациентам. Включая взимание с них денег под тем или иным предлогом. В т.ч. - в эффективном сотрудничестве со второй группой лоббистов нынешнего варианта закона - мед.страховщиками. Ведь это же очевидно - чем хуже медицина бесплатная, тем больше население заинтересовано в ее альтернативе - здравоохранению за деньги. Вот тут то и сходятся интересы: а) минфина (дополнительные платежи населения - снижение нагрузки бюджета), б) страховщиков (доход от добровольного мед.страхования), в) администраторов здравоохранения (они получают возможность диктовать свои условия по регулировке внебюджетных финансовых потоков).
Население от такого расклада, очевидно, в проигрыше. Ведь функция защиты его интересов на качество бесплатной медицинской помощи оказывается фикцией. А гордое именование мед.страховщика: «адвокат перед больницей» - пустой иллюзией. Объясню почему: принятым законопроектом делаются необходимые шаги, что бы единственная позитивная новация, которая отличала его от действующего закона, а именно появление конкуренции между страховыми компаниями в виде реального права выбора страховой компании самим гражданином, оказалась полностью и бесповоротно выхолощена. Иезуитски - во первых, тем, что должно быть резко сокращено число участников рынка, а, во вторых (и это важнее) все они будут равно не заинтересованы в решении проблем пациента. Как это и было ранее, к примеру, в подавляющем числе субъектов РФ, где население делили на конкурсах.
Да, и, кстати, о том, что Мин.Фин обломится с эффективностью контроля за минимизацией расходов больниц: малое количество страховщиков, устойчиво контролирующих свои территории, без проблем договорится со своими партнерами - главными врачами о том, что б экспертиза была формальной («по телефону»), с заранее согласованными снятиями. Все, конечно, будет укладываться в изначально принятые бюджеты - но это же и спокойнее..... Прогнозируемо. Без нервирующих все стороны (включая минфин) конфликтов. Таким образом для населения, при видимости перемен через суматоху с законопроектами, в реальности ничего не изменится. Более того, на какой то срок (лет на 5-7) исчезнут даже предпосылки для перемен к лучшему, на которые давали основания прецеденты с защитой прав граждан в паре-другой субъектов Федерации. И как не было интересно пациентам знать, полисом какой мед.компании они обладают - так и останется.
Произойдет это по следующей причине: законопроект, вместо того, что бы приложить необходимые усилия для появления (вплоть до насаждения) конкуренции между медицинскими страховщиками, двукратно (в первом чтении - четырехкратно!) ужесточает к ним абсолютно необоснованные и формальные требования, повышая планку уставного капитала. Напомню - ОМС вид страхования безрисковый, и величина уставного капитала для принятия на себя финансовой ответственности значения не имеет. А, даже, если бы это и было так, то  логичнее (и рыночнее) было бы просто контролировать соответствие рисков имеющимся активам. В итоге же получается, что так и не проявившие себя за предыдущие годы мед.страховщики, вместо кары за профанацию принципов ОМС, получили индульгенцию на годы вперед. Они и дальше не будут простимулированы теми участниками рынка, кому нужно завоевывать место под финансовым солнцем. А сделать это можно было  только одним, простым, прозрачным способом - через доверие населения, завоевываемое решением проблем пациента, а не больниц и ни бюджета.   Не случилось...

Получается, что запах гниения социальной сферы никого особенно не смущает. Потому, что, на достаточно простых решениях, которые могли бы поставить закон о ОМС с головы на ноги, никто не настоял...»(  Почему у нас не будет нормальной медицины (как мы обрекаемся на плохие законы) )

Итак, возьмем обобщенные показатели работы медицинских страховщиков Свердловской области по защите прав застрахованных за прошлый год и добавим к ним динамику численности застрахованных. Получится следующая таблица:



Таблица не оставляет сомнений в убедительности успеха компаний, не просто не преуспевших в деле защиты прав пациентов, а, по-сути, просто игнорировавших эту опцию: структуры с не менее мощным, нежели у УГМК лоббистским потенциалом - ЕФ ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (рост численности на 59%) и ВСК Милосердие (7%). Очевидны успехи и РОСНО - 6,8%. При более чем скромной заботе о застрахованных. Ниже них, кроме уже перечисленных СОГАЗа и ВСК, были только ушедшие с рынка в 2012г. ББ-Здоровье и, по-сути, сугубо формально выполняющие свои функции Астра-металл и АСК-мед.
Рост численности у вполне достойно (на общем фоне) защищавших права своих подопечных УГМК-медицина не должен никого обманывать. Потому, что в его основе, так или иначе, но лежал ресурс влияния (в т.ч. административного) холдинга УГМК. 
Вот и получается, что медицинские страховщики, уделявшие внимание, смотрим букву закона, на «осуществление деятельности по защите прав и законных интересов застрахованных лиц» - оказались в проигрыше. Вплоть до ухода с рынка. Какие выводы из этого сделают оставшиеся? Ответ, уверен, лежит на поверхности.

Р.s. Следует отметить, что игнорирование обязанностей медицинского страховщика по защите прав застрахованных фактически признается официальной линией. По меньшей мере - основным производственным объединением, включающим более 90% страховых медицинских организаций и представляющего их перед Органами Власти (/http://www.tfoms.e-burg.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2608&Itemid=217 : «Критерий эффективности работы страховой компании - это не столько число выигранных в суде процессов, сколько количество застрахованных, довольных качеством и сроками оказанной им медицинской помощи»). Личная позиция по этому поводу есть в тексте «Опять врут» (наивно ошибаются, потому, что глупые и бездельники). Медийные войны, продолжение. .

Р.p.s. «Почему-то» у меня есть основания подозревать, что и во всей социальной сфере положение дел аналогично. В т.ч., например, и в реабилитации наркозависимых. Безотносительно к тому, как лично я оцениваю эффективность, к примеру, реабилитационных центров «Города без наркотиков».

В СМИ:26.11.2012, Фиаско. Экспертное мнение члена правления свердловской общественной организации потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максима Стародубцева,

Политика. Социальная реабилитация, Евгений Ройзман, Мегус АМТ, здравоохранение, Свердловский ТФОМС, ОМС, "по следам наших публикаций", Предсказания, реформа здравоохранения, аналитика

Previous post Next post
Up