Поездка на юг-1961, ч. 4

Dec 28, 2021 15:58

Предыдущий выпуск - вот тут.

Итак, мы оставили - на целую неделю, но тут виной предновогодняя гонка на работе - наших героев в Ясной Поляне, когда они посетили дом-музей и могилу Льва Толстого и собрались дальше на юг по Симферопольской трассе. В этот момент в фотоаппарате штурмана сменилась катушка пленки. А в альбоме - страница, которая почему-то оказалась последней заполненной. Увы. И то - лишь намечена, но не доведена до конца, в отличие от пленочной летописи. Что помешало дооформить такой хороший альбом, мы теперь уже совершенно точно не узнаем, даже если вдруг каким-то чудом герои наши в конце обретут имя и биографию.




"Москвич" весело катит по дороге, идет все тот же длинный день 9 августа - первый день Поездки-на-юг. Тут интересно, что вообще-то наши герои, как мы помним, едут со средней скоростью 50-60 км/ч (поскольку жена, она же штурман, играет роль "естественного ограничителя скорости", прямо как в фильме "К Черному морю"). Значит, продвигаются они вовсе не с привычными нам по современной М2 темпами, и где-то к Орлу должны как следует притомиться.




Кто едет медленнее, чем туристический "Москвич"? Ну, например, грузовики всех мастей - от полуторок и трехтонок, помнящих войну, до вполне современных по тем временам ЗиЛ-164 и ГАЗ-51А. Крейсерская скорость тогдашнего - исправного и в хорошем состоянии! - грузовика была примерно 40 - 50, тяжело груженого порой и меньше. У нас на дворе август, значит, в Черноземье самое начало уборочной страды. И грузовиков на трассе, которая обслуживала не только крупные города, но и вообще все "нанизанные" на нее области, было очень, очень много.



Кто обгоняет "Москвичи", устремляясь к югу со скоростью под, а иногда и за "сотню"? "Волги", "ЗиМы" (если водитель темпераментный или начальник в кресле сзади спешит)... "Чайки" и легковые "ЗиСы"-"ЗиЛы" за малочисленностью в расчет не берем... И еще - иномарки, трофейные из тех, что помощнее и поживее, и "дипломатические" либо "туристические". 1961 год - время относительного, но все же расцвета международного автотуризма в СССР: не в том смысле, что наши вдруг, не дай Боже, ездили по европам, а наоборот.



Вот - рядом с пижонской новенькой "Волгой" стоит "Шевроле". - Трофейная? - Союзническая!

Тянется длинная, хотя и оживленная "книзу" от областного центра Тульская область. Щекино - Плавск (красивое кафе с заправкой - пропустили, не засняли! штурман заснула?) - Чернь... И вот уже граница Орловской области, и первый город на пути - прекрасный Мценск. Сервисный комплекс и гостиницу "просвистели" без остановки - может, там особо и мест не было... Впрочем, у Валентина Катаева, который выдерживал примерно ту же скорость движения в 1951 году, герои тоже попадают в Мценскую гостиницу в несуразное время: днем. И проводят там только послеобеденный сон.



Обратите внимание: на интуристов (вероятно, за приносимую ими твердую валюту) так рассчитывали, что аж продублировали латиницей указатели!

Ну, а за Мценском уже рукой подать до Орла - богатый, крупный областной центр, одна из столиц Черноземья. Здесь - остановимся подробнее, как остановились и наши герои.



А герои наши первым делом пошли, похоже, на базар. Потому что именно квартал городского рынка находится сейчас у них справа, а стоят они на нынешней улице Гагарина и смотрят на трамвайное движение по Гостиной улице. Справа спереди - краеведческий музей, слева, в здании с венецианским окном на втором этаже - финансовый колледж, что было тогда - не знаю. Мужик-колхозник на телеге - очевидно, едет с рынка, грузовик столь же колхозного вида - возможно, оттуда же.
А по Гостиной улице едут трамваи Ф+КП - подарок от города-героя Москвы городу-герою Орлу в порядке восстановления в городе после войны трамвайного движения. Ходили они в Орле до 1966 года. Ф - "Фонарный" - вагон называется по фонарю на крыше, а КП - он справа, его тащит "эфка" - "Коломенский прицепной". Трамвайные вагоны Ф были двухосные, то есть довольно короткие, прицепные вагоны С - тоже, а вот более новые моторные вагоны КМ (коломенские моторные) и КП были четырехосными, значит - длинее и более вместительные. Из этого в логике трамвайного хозяйства Москвы в довоенные годы следовало, что сцеплять надо крест-накрест: к Ф цеплять длинные КП, а к КМ короткие С. Так эти составы и уехали в Орел.
А еще посмотрите на орловских мужчин. Суровые, деловые, просто одетые, жилистые.



В то время областные центры РСФСР - города контрастов: вот вам крестьянская лошадка еще одна, а вот вам и новейшая ГДРовская техника - грузовик ИФА вагонной компоновки.



Грузовики возят длинномеры - или просто дрова. Молодые девушки одеваются в модный полосатый трикотаж, юноши по-битнически носят костюмчики без галстучков, а взрослые женщины верны после-, если не довоенным фасонам. Город живет, город многослоен, движется с разной скоростью - то, чего так не хватает в наше время и в нашей Москве, увы.

(продолжение следует!)

байдарскиеворота, история, старожитности

Previous post Next post
Up