Поездка на Юг-1961, ч. 6

Jan 12, 2022 23:13

Предыдущий выпуск - вот тут.

Итак, наши герои пообедали и всласть погуляли в городе Орле. Помните, мы спрашивали себя - заночевали ли они в довольно-таки пафосной, по тем временам, гостинице "Орел"? Так вот: нет, не заночевали, следующее фото нам показывает, где нашим героям удалось таки выспаться перед новым ходовым днем.



Типовой дачный домик, парковка, брезентовые палатки... Это самый настоящий кемпинг! И, скорее всего, совершенно определенный: база отдыха "Зеленая дубрава" была расположена на выезде из тогдашней городской черты Орла, в бывшем селе Знаменка (сейчас в этих краях одноименный парк), на речке Цон. Сейчас там - ну, тоже кемпинг, но с богусами, называется "Знаменская богатырская застава Holiday Park". Расположено все это великолепие, кстати, не иначе как на Заречной улице.

Мурлыкая про себя "Когда весна придет, не знаю" - наши герои стартуют дальше по Симферопольскому шоссе. Впереди - лесостепи и степи, Курск, Белгород, Харьков, Запорожье, Мелитополь - и уж потом собственно Крым.




Вокруг (наша штурман снова взяла в руки фотоаппарат, потому что скучно просто так ехать и не "поливать") - до горизонта поля, на которых кипит уборочная...



...и крепкие, в основном, недавно отстроенные села. Война оставила в этих местах выжженную землю.



По бокам трассы - обсадка липами. Это сейчас такая обсадка сохранилась преимущественно в Калининградской области и прозывается там "последними солдатами рейха" за аварийность. Собственно, из-за риска фатальных ДТП (а также в процессе расширения дороги) эти липы почти повсюду в России порубили. А зря. Вот в этом случае, пожалуй, я бы согласился на серьезные скоростные ограничения - была бы такая красота вокруг.
Дорога, обратите внимание, совершенно пустая, только навстречу едет, скрываясь в ритмичных полосках солнечного света из-за деревьев, велосипедист.

Прошли Кромы, прошли Фатеж - и приехали в Курск, следующий и более крупный областной центр.




Городская черта обозначена с запасом, поэтому первые километры Курска не отличаются от обычной трассы. На которой, однако, можно рассмотреть (достаточно долго, пока наши герои его обгоняют) любопытный автомобиль.



Сейчас силуэт грузовичка УАЗ-450/451Д ("головастика") - не редкость, выпускали-то эти машины до самого недавнего времени (может, и сейчас немного делают по заказу - хотя вроде бы из старого грузового ряда осталась только "буханка"). Но на календаре-то у нас 1961 год! И с момента начала выпуска самой ранней модели семейства - УАЗ-450 - прошло всего-то три года. То есть свеженькая, новенькая, непривычная еще штука на дорогах.

А вот и настоящая городская застава - украшенная монументальнейшим столпом со звездой.



Судя по всему, справа, где киоски - вход на Никитское кладбище. Впереди - улица Карла Маркса и центр города. Интересно, кстати, почему в сторону кладбища идет такое количество людей? Ну-ка, ну-ка, посмотрим, какой день у нас - 10 августа 1961 года - четверг (нет, не приближает это нас к пониманию). Было бы воскресенье - можно было бы понять)

А вот наши герои проехали еще метров 300 и смотрят назад. Столбы заставы (а их, оказывается, два!) и Успенско-Никитская церковь, первоклассный образец южного барокко. И - новенькие (в отличие от донашивающего московские "деревяшки" Орла) трамваи МТВ-82.




Во всем уже (ну, мне, москвичу) видится юг: какие-то южные деревца, высаженные на проспекте после войны, рубашки с короткими рукавами... Лето, август, Курск, улица Ленина.


Впрочем, это наши герои опять-таки пошли прогуляться, а не просто остановились по пути: улица Ленина находится несколько в тупике, зато в самом историческом центре. А транзитные туристы, конечно, больше всего впечатляются вот тем зданием, которое смотрит на ту же улицу Ленина, если обернуться назад "к Москве":



Это комплекс Курского медицинского института, построенный незадолго до войны и сразу после войны, конечно, восстановленный и заработавший в полную силу. Очень внушительное сооружение, попало во все фильмы тех лет, где заходит речь о Курске. Визитная карточка своего рода.
Интересно тут вот что: в основе этого довольно-таки сурового на вид корпуса - здание Курской тюрьмы, построенное в 1850-х годах. В 1930-х тюрома была перестроена и сильно расширена под медицинский институт (в числе авторов расширения - Константин Мельников; а вы посмотрите на закругления с расстекловкой, и узнаете). Одно из крыльев было взорвано немцами при отступлении, после войны здание быстро восстановили в более пышных, чем раньше, формах. Подробно об этом доме - например, тут: http://old-kursk.ru/book/stepanov/ptv3-03.html.

Наши же герои просто гуляют по жаркому летнему городу. Кондитерская, велосипедист, шикарные "московского стиля" фонари, милицейский "стакан", киоски, ГАЗ-51 и прочие пленительные детали - по вкусу.




Продолжение следует!

очерк, байдарскиеворота, история, редакционное, старожитности

Previous post Next post
Up