Советский социально-политический плакат представляет собой яркую самобытную страницу в истории отечественного искусства. Родившийся в годы Октябрьской революции и выполнявший вначале агитационные функции, со временем он стал одним из главных средств идеологического воспитания и пропаганды. Подобно современным рекламным стендам, плакат являлся неотъемлемым атрибутом среды, в которой жил советский человек; он был призван вызывать ощущение значимости Родины, уверенности в завтрашнем дне, утверждать ценности Страны советов.
Не рассчитанные на длительное существование, одни плакаты сменялись другими, - вот почему лишь единицы из выпускавшихся ранее тысячными тиражами произведений дошли до нашего времени. Утратив свой привычный жизненный контекст, их выразительные образы и запоминающиеся лозунги являются теперь материалом для изучения отдельных моментов истории советского государства, а также иконографии и стилистики искусства плаката в целом.
Плакаты стали предметом коллекционирования и из общественного пространства перекочевали в галереи и частные собрания. Сам плакат со сменой эпохи претерпел значительную трансформацию, утратил «рукотворность», уступив место смонтированным в Фотошопе коллажам. Не удивительно, что старые работы сегодня воспринимаются с особым интересом и некоторой ностальгией, в частности людьми старшего поколения.
Среди украинских мастеров в области плаката необыкновенно плодотворно работали супруги Клавдия и Евгений Кудряшовы, по праву считающиеся классиками жанра. Они познакомились во время учёбы во Львовском институте декоративно-прикладного искусства, после IV курса перевелись в Киевский художественный институт на графический факультет и продолжили обучение в мастерской профессора Василия Касияна. По окончании института в 1953 г. Кудряшовы поступили на работу в издательство «Мистецтво», вскоре были приняты в Союз художников. Начинали они как соавторы, позднее каждый из них избрал любимое направление и развивал его в своём творчестве.
В плакатах Клавдии Кудряшовой сразу узнаётся женская рука. Посвящённые дружбе народов, радости материнства, детству, проникнутые искренней верой в светлое будущее, они рассказывают о простых истинах и вечных человеческих ценностях. В них отчётливо звучит личная интонация автора, что выделяет работы Кудряшовой среди произведений её коллег, порой грешащих шаблонностью образов. Следует также отметить её виртуозное владение техникой акварели. Особенно привлекательны работы 1970‑х гг., исполненные акварелью «по мокрому». Такой приём был новым в плакатном искусстве - мало кто осмеливался прибегать к нему на большом формате, ведь эта техника требует быстроты и точности исполнения, концентрации внимания: один неловкий штрих, случайно упавшая капля могут испортить всю работу.
Этим способом выполнены плакаты «Всі на всесоюзний комуністичний суботник» (1981), «Люблю Батьківщину - Радянський мій край!» (1970‑е гг.), «Здрастуй, літо піонерське!» (1974). Добавим, что живописный талант художницы прекрасно проявился в оформлении поздравительных открыток и в книжной иллюстрации («Чук и Гек», 1984). В цикле иллюстраций к учебному пособию «Детям об искусстве» (1989) К. Кудряшова тщательно прорисовывает детали, имитирует фактуру дерева, ткани и узора на ней, демонстрирует, как и во многих своих работах 1970‑х гг., хорошее ощущение монохромной живописи.
Произведения Евгения Кудряшова привлекают нестандартными композиционными решениями, найденными для воплощения оригинальных идей. Так, в плакате «Человек проходит, как хозяин…» (1989) разрушительная хозяйственная деятельность людей по отношению к природе нашла символическое выражение в образе топора, удовлетворённо осматривающего результат своей работы. В плакате «Хліб - сила і міць держави!» (1970‑е гг.) пирамидальная горка золотого зерна на фоне элеватора олицетворяет одну из главных ценностей советской страны. Вспомним репортажи с колхозных полей в ежедневной информационной программе «Время» или поговорку: «Хлеб - всему голова!». Интересно, что идея нерушимости устоев государства обыграна и композиционно: в пирамиде и голове девушки-украинки на первом плане нетрудно увидеть намёк на египетскую пирамиду и сфинкса.
Иногда Евгений Леонидович приходил в издательство со своими предложениями, приносил эскизы остросатирических плакатов, в том числе на политическую тему. Он говорит, что как художнику, интересующемуся общественной жизнью, плакат всегда давал ему возможность доносить свои идеи до максимального количества зрителей. Работы, обличающие человеческие пороки («Здрастуй вино - прощай розум»), а также общественно-политические сатирические плакаты составляют значительную часть его творческого наследия. При их создании главным для художника было найти идейно острое, лаконичное композиционное решение, близкое к эмблеме. Овладеть этими приёмами Кудряшову помог польский плакат, известный у нас в 1970‑е гг. благодаря журналу «Шпильки».
Сатирические плакаты охотно брали в издательстве Союза художников «Агитплакат», где механизм утверждения работ был не столь жёстким. Автор вспоминает: были плакаты, пошедшие «под нож» (как, например, обличающая чиновников серия «А у вас таких нема?»), а были и такие, которые цензура удивительным образом миновала. В частности, плакат, изображающий ту самую цензуру в виде стоящей на книге гири. Книга как жертва цензуры заложена красной лентой-закладкой, истекающей кровью. Именно такого плана работы автор считает наиболее интересными.
К. Кудряшова. Передплачуйте газети та журнали на 2‐ге півріччя 1959 року
За годы совместной работы Кудряшовыми было создано более 600 плакатов. Около 100 произведений - исполненные гуашью и акварелью оригиналы и тиражные печатные копии - были представлены этим летом на ретроспективной, первой за 60 лет творческой деятельности персональной выставке в галерее «Мистець». По этим работам можно проследить этапы развития украинского плаката второй половины ХХ в.
Произведения 1950‑х - первой половины 1960‑х гг. нарративны. Один из ранних совместных плакатов - «Ширше розгорнемо соцзмагання на збиранні врожаю!» (К. Доможирова, Е. Кудряшов; 1953) демонстрирует, как из чеканного лозунга рождается сюжет, а изображение подробно иллюстрирует текст.
Реалистически трактованный образ исполнен по всем канонам официальной живописи тех лет: с тональной моделировкой формы, подчёркнуто приподнятым эмоциональным настроем героя. В одном из лучших в композиционном отношении плакатов 1950‑х - «Юнаки й дівчата! Складайте норми нового комплексу ГПО!» (К. Кудряшова, 1955) видим интерпретацию характерной для эпохи темы: «В здоровом теле здоровый дух». В следующее десятилетие язык плаката становится более графичным, классически выверенные постановочные композиции всё чаще сменяются фрагментарными либо решёнными по принципу монтажа или монументально-декоративного панно.
Е. Кудряшов. Хліб - сила і міць держави! 1970-е
Статьи
Украинский советский плакат семьи Кудряшовых
Автор: Елена Корусь / 24.11.2016
«Для нас зайнявся день новий…»
Советский социально-политический плакат представляет собой яркую самобытную страницу в истории отечественного искусства. Родившийся в годы Октябрьской революции и выполнявший вначале агитационные функции, со временем он стал одним из главных средств идеологического воспитания и пропаганды. Подобно современным рекламным стендам, плакат являлся неотъемлемым атрибутом среды, в которой жил советский человек; он был призван вызывать ощущение значимости Родины, уверенности в завтрашнем дне, утверждать ценности Страны советов.
К. Кудряшова. Люблю Батьківщину - Радянський мій край! 1970-е гг.
К. Кудряшова. Люблю Батьківщину - Радянський мій край! 1970-е гг.
Е. Кудряшов. Человек проходит, как хозяин...
Е. Кудряшов. Человек проходит, как хозяин…
Не рассчитанные на длительное существование, одни плакаты сменялись другими, - вот почему лишь единицы из выпускавшихся ранее тысячными тиражами произведений дошли до нашего времени. Утратив свой привычный жизненный контекст, их выразительные образы и запоминающиеся лозунги являются теперь материалом для изучения отдельных моментов истории советского государства, а также иконографии и стилистики искусства плаката в целом.
Плакаты стали предметом коллекционирования и из общественного пространства перекочевали в галереи и частные собрания. Сам плакат со сменой эпохи претерпел значительную трансформацию, утратил «рукотворность», уступив место смонтированным в Фотошопе коллажам. Не удивительно, что старые работы сегодня воспринимаются с особым интересом и некоторой ностальгией, в частности людьми старшего поколения.
Е. Кудряшов. Хліб - сила і міць держави! 1970-е
Е. Кудряшов. Хліб - сила і міць держави! 1970-е
Среди украинских мастеров в области плаката необыкновенно плодотворно работали супруги Клавдия и Евгений Кудряшовы, по праву считающиеся классиками жанра. Они познакомились во время учёбы во Львовском институте декоративно-прикладного искусства, после IV курса перевелись в Киевский художественный институт на графический факультет и продолжили обучение в мастерской профессора Василия Касияна. По окончании института в 1953 г. Кудряшовы поступили на работу в издательство «Мистецтво», вскоре были приняты в Союз художников. Начинали они как соавторы, позднее каждый из них избрал любимое направление и развивал его в своём творчестве.
Е. Кудряшов. Здрастуй вино - прощай розум
Е. Кудряшов. Здрастуй вино - прощай розум
В плакатах Клавдии Кудряшовой сразу узнаётся женская рука. Посвящённые дружбе народов, радости материнства, детству, проникнутые искренней верой в светлое будущее, они рассказывают о простых истинах и вечных человеческих ценностях. В них отчётливо звучит личная интонация автора, что выделяет работы Кудряшовой среди произведений её коллег, порой грешащих шаблонностью образов. Следует также отметить её виртуозное владение техникой акварели. Особенно привлекательны работы 1970‑х гг., исполненные акварелью «по мокрому». Такой приём был новым в плакатном искусстве - мало кто осмеливался прибегать к нему на большом формате, ведь эта техника требует быстроты и точности исполнения, концентрации внимания: один неловкий штрих, случайно упавшая капля могут испортить всю работу.
К. Кудряшова. Союз радянських соціалістичних республік є соціалістична держава робітників і селян (Конституція СРСР). 1955
К. Кудряшова. Союз радянських соціалістичних республік є соціалістична держава робітників і селян (Конституція СРСР). 1955
Этим способом выполнены плакаты «Всі на всесоюзний комуністичний суботник» (1981), «Люблю Батьківщину - Радянський мій край!» (1970‑е гг.), «Здрастуй, літо піонерське!» (1974). Добавим, что живописный талант художницы прекрасно проявился в оформлении поздравительных открыток и в книжной иллюстрации («Чук и Гек», 1984). В цикле иллюстраций к учебному пособию «Детям об искусстве» (1989) К. Кудряшова тщательно прорисовывает детали, имитирует фактуру дерева, ткани и узора на ней, демонстрирует, как и во многих своих работах 1970‑х гг., хорошее ощущение монохромной живописи.
Е. Кудряшов. Нас не лякають погрози ворожі - армія наша завжди на сторожі! 1954
Е. Кудряшов. Нас не лякають погрози ворожі - армія наша завжди на сторожі! 1954
Произведения Евгения Кудряшова привлекают нестандартными композиционными решениями, найденными для воплощения оригинальных идей. Так, в плакате «Человек проходит, как хозяин…» (1989) разрушительная хозяйственная деятельность людей по отношению к природе нашла символическое выражение в образе топора, удовлетворённо осматривающего результат своей работы. В плакате «Хліб - сила і міць держави!» (1970‑е гг.) пирамидальная горка золотого зерна на фоне элеватора олицетворяет одну из главных ценностей советской страны. Вспомним репортажи с колхозных полей в ежедневной информационной программе «Время» или поговорку: «Хлеб - всему голова!». Интересно, что идея нерушимости устоев государства обыграна и композиционно: в пирамиде и голове девушки-украинки на первом плане нетрудно увидеть намёк на египетскую пирамиду и сфинкса.
Е. Кудряшов. Будь гідним помічником партії в боротьбі за комунізм! 1952
Е. Кудряшов. Будь гідним помічником партії в боротьбі за комунізм! 1952
Иногда Евгений Леонидович приходил в издательство со своими предложениями, приносил эскизы остросатирических плакатов, в том числе на политическую тему. Он говорит, что как художнику, интересующемуся общественной жизнью, плакат всегда давал ему возможность доносить свои идеи до максимального количества зрителей. Работы, обличающие человеческие пороки («Здрастуй вино - прощай розум»), а также общественно-политические сатирические плакаты составляют значительную часть его творческого наследия. При их создании главным для художника было найти идейно острое, лаконичное композиционное решение, близкое к эмблеме. Овладеть этими приёмами Кудряшову помог польский плакат, известный у нас в 1970‑е гг. благодаря журналу «Шпильки».
К. Кудряшова. Открытка «З новим роком!» 1954
К. Кудряшова. Открытка «З новим роком!» 1954
Сатирические плакаты охотно брали в издательстве Союза художников «Агитплакат», где механизм утверждения работ был не столь жёстким. Автор вспоминает: были плакаты, пошедшие «под нож» (как, например, обличающая чиновников серия «А у вас таких нема?»), а были и такие, которые цензура удивительным образом миновала. В частности, плакат, изображающий ту самую цензуру в виде стоящей на книге гири. Книга как жертва цензуры заложена красной лентой-закладкой, истекающей кровью. Именно такого плана работы автор считает наиболее интересными.
К. Кудряшова. Передплачуйте газети та журнали на 2‐ге півріччя 1959 року
К. Кудряшова. Передплачуйте газети та журнали на 2‐ге півріччя 1959 року
От всегда востребованных политических тем, посвящённых юбилеям революции, коммунизму и его идейному вождю В. И. Ленину (лишь работ с Ильичом у Е. Кудряшова около полусотни), полностью отказываться, конечно же, было нельзя: «ведь нужно было за что‑то жить…». Но и в рамках этой тематики в годы «перестройки» художник пытался делать злободневные вещи, которые, правда, показывать можно было далеко не всем. На одном из таких неизданных плакатов изображён гроб с сидящими на нём воронами, отороченный кружевом-надписью: «Есть такая партия! В. Ульяновъ (Ленин)» (1985), на другом - красный штык, разрушающий церковь: «До основанья, а затем?..» (1987).
К. Кудряшова. Для нас зайнявся день новий - ясний, прекрасний, трудовий! 1964
К. Кудряшова. Для нас зайнявся день новий - ясний, прекрасний, трудовий! 1964
За годы совместной работы Кудряшовыми было создано более 600 плакатов. Около 100 произведений - исполненные гуашью и акварелью оригиналы и тиражные печатные копии - были представлены этим летом на ретроспективной, первой за 60 лет творческой деятельности персональной выставке в галерее «Мистець». По этим работам можно проследить этапы развития украинского плаката второй половины ХХ в.
Произведения 1950‑х - первой половины 1960‑х гг. нарративны. Один из ранних совместных плакатов - «Ширше розгорнемо соцзмагання на збиранні врожаю!» (К. Доможирова, Е. Кудряшов; 1953) демонстрирует, как из чеканного лозунга рождается сюжет, а изображение подробно иллюстрирует текст.
К. Доможирова, Е. Кудряшов. Ширше розгорнемо соцзмагання на збиранні врожаю! 1953
К. Доможирова, Е. Кудряшов. Ширше розгорнемо соцзмагання на збиранні врожаю! 1953
Реалистически трактованный образ исполнен по всем канонам официальной живописи тех лет: с тональной моделировкой формы, подчёркнуто приподнятым эмоциональным настроем героя. В одном из лучших в композиционном отношении плакатов 1950‑х - «Юнаки й дівчата! Складайте норми нового комплексу ГПО!» (К. Кудряшова, 1955) видим интерпретацию характерной для эпохи темы: «В здоровом теле здоровый дух». В следующее десятилетие язык плаката становится более графичным, классически выверенные постановочные композиции всё чаще сменяются фрагментарными либо решёнными по принципу монтажа или монументально-декоративного панно.
К. Кудряшова. Юнаки й дівчата! Складайте норми нового комплексу ГПО! 1955
К. Кудряшова. Юнаки й дівчата! Складайте норми нового комплексу ГПО! 1955
Их типичные черты - низкую линию горизонта, величественные, поданные в ракурсе снизу вверх фигуры, где ведущую роль играют контур и силуэт, обобщённую моделировку формы, смелое сопоставление широких плоскостей ярких локальных цветов - видим, например, в плакатах: «Для нас зайнявся день новий - ясний, прекрасний, трудовий!» (К. Кудряшова, 1964), «8 Марта» (К. Кудряшова, 1969), «Радянським жінкам-трудівницям слава» (К. Кудряшова, 1969).
Язык плакатов 1970-1980‑х гг. более метафоричен. Композиции спокойны и лаконичны, ушли яркие открытые краски, колористическое решение часто сводится к одному-двум цветам. Исключительно пропагандистская роль плакатов осталась в прошлом. Теперь они рассчитаны на вдумчивое восприятие, философское осмысление нравственных, социально-политических, экологических проблем.
Успешно работавшие и признанные уже в 1950‑е гг. Кудряшовы никогда не сидели без заказов. Клавдия Андреевна вспоминает, что их плакаты можно было встретить в школьных учебниках («СРСР - оплот миру і безпеки народів», Е. Кудряшов, 1968) и на почтовых открытках, в витринах магазинов, на стенах домов и заводов, щитах вдоль автомагистралей. Многие плакаты, особенно серия о союзных республиках, копировались на транспаранты и вывешивались на праздники на зданиях Консерватории и Главпочтамта, из‑за чего художницу в шутку прозвали «специалистом по международному вопросу».
Плакаты Кудряшовых издавались всегда большими тиражами, некоторые выдерживали несколько переизданий. К примеру, необыкновенно позитивный по настроению, будто залитый солнцем монументальный плакат «Слався, земле врожайна!» (К. Кудряшова, 1962) собрал по украинским городам небывалый по тем временам тираж-заказ - 500 тыс. экз. (при обычном количестве 30-40 тыс.). Пользовался огромным спросом и даже продавался из‑под полы с большой наценкой плакат «Не для війни ростимо ми синів» (1979). Художница рассказывает, что получала письма с вопросом, где можно его приобрест
В СССР создание плакатов считалось важным общегосударственным делом. Утверждённые в ЦК идейные установки в виде списков рекомендованных тем регулярно рассылались ведущим издательствам страны. Задачей последних было поручить художникам изготовление соответствующих произведений на заданные темы. Появление каждого из таких плакатов на всех этапах сопровождали государственный контроль и цензура. Авторам необходимо было строго следовать программным установкам: изображать позитивные образы, передавать на их лицах радость или серьёзность (в зависимости от выбранного момента), чтобы убедительно воспевать любовь к труду, к жизни, к Родине.
«Конечно, - комментирует Евгений Леонидович, - лучезарные улыбки на лицах многих наших героев - фальшивы: хлеборобу во время жатвы не до улыбок». Тем не менее, отмечает Клавдия Андреевна, в послевоенное время появилась надежда, в стране действительно ощущался подъём, жизнь улучшалась, поэтому оптимизм в её плакатах был созвучен настроению людей. «Мне действительно жалеть не о чем, - продолжает художница, - в своих произведениях я не кривила душой. Я прошла сложный путь от бедности к благополучию, достигла всего, чего хотела - у меня была хорошо оплачиваемая работа, семья, дом».
Автор: Елена Корусь / 24.11.2016