Понятно, что православный люд празднует сегодня Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а люд языческий - Ивана Купалу. Случайно ли это совпадение?
Принято считать (хотя сразу вопрос - КЕМ принято?)), ну, ладно, не будем на этом акцентироваться. Итак, принято считать, что в нашей некогда языческой стране (глупо отрицать этот факт) многие православные Праздники являются некими искаженными вариантами празднеств языческих, "переделанных" под христианство. Не уверен, что это так, ибо всё-таки Православная Вера пришла к нам с Византии, но то, что некоторое смешение присутствует - это есть. Те же самые колядки в канун Рождества и Крещения (время строго поста, на минуточку) ну и, ставшее притчей во языцех, всенародное сжигание некоей Масленицы перед началом Великого Поста.
О чем говорить, если у классика православной беллетристики - Ивана Шмелёва в его, практически, хрестоматийном романе "Лето Господне" описывается, как в первый день того же Великого Поста из помещений дома "выкуривают масленицу". Так что - что есть - то есть.
Но, смешение традиций, тем более - в его проявлении в виде народных обрядов - это одно, а вот пресловутая "преемственность" - совсем иное. Две большие разницы.
Так вот, дорогие мои. Никаких Купал в язычестве не существовало. Этот праздник возник после обретения Русью Православия и является искаженным вариантом - да, православного Праздника Рождества Иоанна Предтечи. Иоанн - Иван, тут всё понятно. Почему - Купала? Да тоже всё просто. Что делал Иоанн Креститель? Крестил. Крестил в водах Иоардана. Крестил и Самого Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа - по Его Благословению. Крестил в водах. Ну, купал, в конце-концов. Всё, как бы, понятно - с названием, да? Эти традиции - крещения в воде в виде народных праздников в этом день, трансформировались среди некоторой части населения в эти языческие игрища. Всё просто.
Можно, конечно, сказать, что - вон, и язычники празднуют православные Праздники - только своим "особым" способом - но нет, звиняйте, бананив у нас немае. Это - сознательное искажение и празднуется ими отнюдь не во Имя Господа. А во имя кого? Ответ напрашивается, и другого (какого-то "третьего") варианта - просто не существует, как и не существует некоей "середины" или "договора между темными и светлыми", как об этом живописует тот же писатель Лукьяненко, позиционирующий себя, как ни странно, тоже православным. Он - НЕ православный. И если я не прав в этом моем утверждении, моей дерзости судить - Господь спросит с меня за это.
Но, как всегда, меня понесло в сторону, не умею я донести главную мысль. Точнее - доношу, но потом размазываю ее, как белую кашу по чистому столу. Повторяться не буду, выше всё написал. С сегодняшним Праздником, православные! С Рождеством Иоанна Крестителя!